Как мотивировать тех, кто «на 4 не тянет» или действия управленческой команды по повышению качества образования

Каримова Д.С.,
директор школы №146
Дардымова К.С.,
заместитель директора школы №146


В августе 2019 года школа №146 получила новый статус, мы стали Лицеем №146 «Ресурс». Мы смогли оценить не только всю ответственность и обязательства, но и возможности «ресурсного» состояния – состояния для продуктивной работы. Перед нами открылись горизонты новых идей для новых проектов, которые позволили нам организовать систему работы по повышению качества образования, а именно, увеличить количество учащихся, имеющих хорошую успеваемость.

Мы имеем большой опыт работы с мотивированными детьми нашего лицея, с лидерами. Вот уже несколько лет мы реализуем проект «Уроки лидерства», где детей обучают, что значит быть лидером, как развить в себе эти способности и в чем можно проявить лидерские навыки уже сейчас. Этот опыт мы успешно транслируем не только в образовательные организации нашей республики, но и в другие субъекты Российской Федерации.

Лицей №146 – это образовательная организация для всех и для каждого. Мы не ведем отбор контингента учащихся, поэтому в каждом классе лицея есть учащиеся, которые «не тянут на 4». Работа с такими учащимися проводилась в формате совета профилактики, который не имел высокой результативности и эффективности.

Изучив Финскую систему образования, а также технологию «БиС», активно развивающуюся в Казахстанских школах, где развитие ребенка – это научный метод управления, а для педагогического состава важными факторами являются власть и независимость, управленческая команда лицея №146 «Ресурс», основываясь на особенностях нашего образования, с января 2020 года запустила свой проект по работе со слабо мотивированными детьми, с теми, «кто не тянет на 4» - проект «Достигающие успеха». Актуальной проблемой нашего лицея стало – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями и отсутствием мотивации.

Изначально в проект вступило 50 учащихся с 5 по 8 класс. Группа была набрана исходя из количества детей, имеющих резерв по нескольким предметам. Также в эту группу попали дети, которым не хватало поддержки для рывка вперед. На ранних этапах выявления учащихся со слабой мотивацией совместно с педагогами психологами было проведено диагностическое тестирование, в ходе которого были выявлены стремления учащихся. Начало работы было организовано с установления контакта и доверия: «перестать пилить», благожелательная поддержка любого, даже самого слабого. После того как доверие было достигнуто, работа по проекту продолжилась и выстроилась также, как и с детьми лидерами. Каждый утро вторника стали проводиться мотивационные встречи, где учащиеся стали определять причину нежелания учиться. Для обучения навыкам успешности, в качестве помощника, была взята книга Ш.Кови «7 навыков высокоэффективных тинейджеров».

Вся структура работы была разделена на 7 пунктов – эффективных формирующих навыков:

Следующей задачей, которая была реализована в ходе проекта – незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволила по ходу педагогического процесса исключить все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Ими стали встречи «пятиугольники». Модель взаимодействия участников встречи выглядела следующим образом: ученик-учитель-предметник-классный руководитель-зам.директора (куратор параллели)-директор. Например, у учащегося имеется единственный резерв по русскому языку, а учитель-предметник склонен думать, что ученик «не дотягивает». На встрече выясняется причина «недотягивания» уточняющими вопросами: в чем проблема? Где именно имеются пробелы в знаниях?

По результатам встречи ученик составляет план целей по ликвидации резерва, и, следуя ему, идет по пути достижения успеха. План целей представляет собой дерево целей, которое он делит на ветви, по количеству резерва. В план целей входит расписание ликвидации задолженностей, консультации с учителем-предметником, собеседование по результатам успеваемости с заместителем директора-куратором проекта. Прописывая конкретные шаги на пути к решению проблемы, у учащегося появляется жесткая мотивация. Повышать мотивацию и успеваемость слабо мотивированным детям также помогает и использование интерактивных технологий, потому как каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет, не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества, развивает личные качества учеников.

За год работы мы добились немалых успехов. У детей не только повысилась мотивация, но и появились скачки вверх в успеваемости. Из 50 заявленных участников проекта «Достигающие успеха», 15 учащихся смогли ликвидировать резервы по предметам и перескочили порог «не тянет на 4». У детей не только повысилась мотивация, но и появились скачки вверх в успеваемости. Ярким примером стал ученик 8 класса, Яковенко Эмиль, который никогда не стремился достичь успеха, считал себя средним учеником - «не тянет даже на 3 ». За год Эмиль стал успешнее, ему удалось закончить 2 и 3 четверть с двумя тройками, когда еще год назад их было восемь. Или Федоров Дмитрий, ученик 5 класса, который за время работы по проекту смог подтянуть свою дисциплину и научился ставить цели, когда в начале года не был готов к переходу в среднее звено, от слова «совсем». Это лишь только начало большого пути. Работа со слабо мотивированными детьми набирает обороты и, как показывает практика, имеет огромное значение не только в системе повышения качества образования нашего лицея. Работа по проекту «Достигающие успеха» помогла поднять уровень доверия родителей к нашему образовательному учреждению, что говорит о результативности и эффективности наших действий. Об этом можно судить по отзывам самих участников проекта. Например, «Для меня участие в проекте перевернуло мое сознание. Я раньше не понимал, что можно ставить цели и добиваться их, не изменяя себе. Обязательно продолжу эту работу вместе со своими наставниками» ( Майнич Влад, ученик 8 класса). «Главное, что я понял – чтобы добиться успеха, нужна поддержка. Родителей, учителей, классного руководителя. Нужно делать и приступать прямо сейчас. Другого момента может не быть.» (Турушкин Елисей, ученик класса).

Действия управленческой команды лицея №146 «Ресурс » в этом проекте также важны, как и сам проект. Все управление проекта проходит в формате Agile-гибкой системы управления проектом. Создав этот проект и опробировав его, мы постоянно адаптируем его к меняющейся среде, благодаря этому проект имеет результаты. В течение всего цикла разработки проекта возникают новые аутентичные проблемы, а мы, как управленческая команда, с помощью гибкого управления можем изменять требования и поддерживать непрерывный темп работы.

Это опыт работы нашего лицея. Безусловно, проблемы есть, и мы находимся в поисках их решения, но первые положительные результаты мы можем наблюдать уже сегодня. В целях улучшения работы по проекту «Достигающие успеха» имеется ряд идей, которые мы будем внедрять в ближайшее время. Планируется создать «дневник достижений», где каждый ученик сможет самостоятельно отслеживать свои успехи, а мы сможем видеть положительную динамику его успеваемости. Каждое образовательное учреждение старается выстраивать систему работы по-своему.

Все наши действия имеют смысл лишь в том случае, если в результате мы получим личность, способную жить в изменяющемся мире. Качество образования – главная цель формирования современной школы.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика