Бенчмаркинг как модель управления в образовательной организации

Миляуша Ахатовна Вахитова,
директор МБОУ «Гимназия №14»
Авиастроительного района
Зиля Равилевна Абульханова,
заместитель директора по УР
МБОУ «Гимназия №14» Авиастроительного района


В настоящее время функции образования, школы и профессиональный статус педагога усложняются под воздействием происходящих в обществе изменений. Новые условия, связанные с изменениями в образовании и в школе выдвигают новые требования, однако это далеко не конечная стадия развития, для воспитания успешной личности – сегодняшнего выпускника требуются новые изменения и непрерывное обучение педагогов. Не всегда педагоги той или иной образовательной организации способны продемонстрировать сочетание скорости, подвижности, реакции и выносливости, и к тому времени, когда они реагируют на создавшуюся ситуацию, уже настает пора обучаться другим возможностям.

Существует много определений понятия «самообучающаяся образовательная организация». Наиболее распространенным и более точным является следующее определение: самообучающаяся образовательная организация – это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания.

Прошли времена, когда было достаточно, чтобы только директор школы или гимназии продолжал осваивать новое, а потом весь коллектив выполнял приказ. Все это неумолимо уходит в прошлое.

В будущем станут преуспевать те образовательные учреждения, которые на всех уровнях управления научатся использовать преданность педагогов делу и их способность учиться новому. Это и есть идея «самообучающейся организации». Среди эффективных и простых инструментов развития самообучающейся организации называется малознакомое для педагогической общественности России слово «бенчмаркинг».

В настоящее время существует много различных понятий «бенчмаркинг». Он еще не получил широкого развития даже в области бизнеса, а в области образования есть лишь небольшие шаги по освоению бенчмаркинга. Что могут получить школы или гимназии, использующие бенчмаркинг? Во-первых, и это самое важное, «бенчмаркинг» дает возможность «увидеть себя со стороны» - объективно проанализировать свои сильные и слабые стороны. Во-вторых, направленное изучение лидеров среди образовательных учреждений позволяет определиться со стратегическими ориентирами для того, чтобы находиться на передовой линии. Так же, бенчмаркинг не исключает возможности сотрудничества и дружбы. В- третьих, позволяет почерпнуть новые идеи как в организации учебного процесса, так и в области маркетинга образовательных услуг. В-четвертых, регулярный бенчмаркинг позволяет «держать руку на пульсе». В-пятых, бенчмаркинг представляет альтернативу традиционному планированию от достигнутого.

Условно, основные типы бенчмаркинга могут быть отнесены к одной из следующих групп: внутренний – выявление передового опыта и его распространение; конкурентный – заимствование опыта передовых школ и гимназий.

Внутренний бенчмаркинг обязателен в образовательной организации прежде всего для мониторинга и обеспечения внутренней системы оценки качества.

Конкурентный бенчмаркинг пытается ответить на следующие вопросы:

1) Как мы работаем по сравнению с другими?

2) К чему нам нужно стремиться?

3) Кто делает это лучше всех?

4) Каким образом им удается быть лучшими?

5) Каким образом мы можем применить то, что используют другие образовательные учреждения?

6) Как мы можем стать лучшими?

Как было упомянуто выше, мы – как коллектив, считаем, что самообучающаяся образовательная организация – это команда объединенных единым видением педагогов, которые могут и желают развиваться, усовершенствовать образовательный процесс, а также и продукт этого процесса, постоянно получать обратную связь не только от своих коллег, руководителей, но и изучая, анализировать деятельность других (внешних) педагогов-лидеров.

Такая образовательная организация или школа похожа на «живой организм», так как образовательный процесс и жизнь связаны напрямую. «Живая» школа, как и живой организм, откликается, преобразуется, то есть обучаема средой, с которой взаимодействует, при этом сохраняя свое внутреннее главное состояние.

Как директор образовательной организации, считаю, что в самообучающейся организации обучение – это и процесс и цель. В идеале каждый педагог школы, независимо от своей должности или стажа, обязан совершенствоваться путем самообучения. По мере того как повышается уровень знаний педагогов, они начинают по-новому оценивать свою работу и свое отношение к ней. Это дает возможность повысить качество образования и позволяет заложить фундамент будущего успеха.

Для того, чтобы школа была всегда «на гребне волны» необходимо постоянно выявлять и внедрять в практику работы школы технологии, стандарты и методы работы лучших. Поэтому, бенчмаркинг является той инновационной управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика