Мультикомпетенции современного педагога дошкольной организации

Иванова Ю.Г.,
методист по дошкольному образованию


Изменения в Российском образовании, в том числе вступление в силу Профессионального стандарта «Педагог», и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков. Надо уметь их добывать, применять в реальной жизни, реальной ситуации. Переход к новым принципам построения образования требует высокого уровня мастерства педагогических кадров. Обновление педагогического труда предполагает формирование новых компетенций.

Что же такое «компетенция»? Сравним два понятия: «компетентность» и «компетенция».

Компетентность – системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности, обладание компетенцией.

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Можно выделить следующие профессиональные компетенции педагога: экономические, нормативные, правовые, информационные, исследовательские, психолого-педагогические, предметно-технологические, культурно-эстетические, учебные, коммуникативные, социально-личностные, личностно-адаптивные. Все эти компетенции и определяют тот уровень мультикомпетентности, который необходим для дальнейшего успеха, удовлетворенности результатами своей деятельности.

Все более актуальной становится новая профессиональная компетенция педагога – феликсологическая позиция по отношению к воспитаннику. Занять феликсологическую позицию по отношению к воспитаннику педагог сможет только тогда, когда сам ощутит счастье в своей повседневной жизни и работе, что в педагогической среде является, на сегодняшний момент, нерешенной проблемой. Счастливого человека может воспитать только счастливый человек.

Педагогика, несущая счастье, предполагает заботу о всестороннем развитии и уважение чести и достоинства воспитанников, независимо от социального статуса; препятствование проявлению нетерпимости, формированию зависти; укрепление чувства собственного достоинства и самоуважения; развитие альтруистических настроений, формирование у обучающихся убеждения в ценности самодеятельности и представлений о путях достижения успеха в жизни. Формирование способности быть счастливым не представляется также без умений саморегуляции, самоконтроля, самооценки и самовоспитания.

Не менее актуальна в современном мире культурно-эстетическая компетенция. За всю свою историю человечество накопило множество традиций и ценностей. Обращение к культуре, формирование культурной компетенции, является одним из факторов развития человека. Культуру создает сам человек, поэтому психологическая культура может быть представлена как особый вид культуры, отражающий индивидуальный опыт человека.

Психологическая культура – составляющая часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяет ему эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, способствует успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью [1]. Психологическая культура является важнейшим системообразующим фактором профессиональной компетентности любого специалиста, тем более педагога. Недостаток психологической культуры или психологической компетентности приводит к возникновению стрессовых ситуаций, болезненных состояний, кризисов в жизни и деятельности людей и общества [2].

В современных документах, определяющих стратегические направления инновационной образовательной политики, профессиональная педагогическая позиция трактуется как миссия современного педагога, что несомненно может считаться еще одной важной компетенцией, характеризующей профессионала. Наличие педагогической позиции является свидетельством профессиональной успешности и условием дальнейшего самосовершенствования педагога, условием формирования личности обучающегося. Педагог, обладающий соответствующей педагогической позицией, осознает свою причастность к образовательному процессу, выступает заинтересованным лицом в данном процессе, стремится к повышению своей квалификации.

Уверенность педагога в своей профессиональной компетенции обретается благодаря интеллектуальной базе, которая строится на умении ставить цели, планировать свою деятельность, а также на способности к рефлексивному анализу и самооценке .

Осознание педагогом необходимости сформированности у себя представлений в области экономики образования, нормативных, правовых, электронно-информационных, психолого-педагогических, предметно-технологических, культурно-эстетических направлений позволит творчески и адекватно действовать в его многогранном и многосложном труде.

Одно из важнейших условий решения этого вопроса – повышение компетентности, профессионализма педагога. Необходимо учить воспитателей и специалистов профессионально работать, уметь оценивать уровень своего педагогического мастерства и приобретать навыки саморазвития [3].

В учреждении должны быть созданы следующие условия для эффективной деятельности педагогов, позволяющие реализовать их профессиональные мультикомпетенции и получить в результате максимальное удовлетворение:

1. Развитая корпоративная культура учреждения;

2. Современная материально-техническая и методическая база учреждения;

3. Возможность внутрикорпоративного повышения профессиональной квалификации педагога, а также получение дополнительного образования в образовательных организациях;

4. Возможность реализации креативного потенциала педагога, то есть разработанные механизмы осуществления инновационной деятельности, поддержка творческих педагогов со стороны администрации;

5. Продуманная система стимулирования и возможность карьерного роста педагогов.

Не все педагоги стремятся к реализации своих компетенций в профессиональной деятельности. В этом случае задачей руководителя должно стать формирование корпоративной культуры внутри образовательного учреждения. Данная культура обеспечит развитие умения договариваться, коммуникабельности, эмоциональной выразительности, позволяющих генерировать и реализовывать идеи сообща, а развитие коммуникативных компетенций будет способствовать поддержанию интереса и желанию педагогов работать в проектных командах. Все это станет возможным и будет работать, только если цели и задачи учреждения совпадают с личностными целями и задачами педагога, который видит и принимает своё место, свою роль в стратегии образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Колмогорова, Л.С. Особенности становления психологической культуры младших школьников / Л.С. Колмогорова // Вопросы психологии. – 2001. – No1.

2. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение,1993.

3. Синенко, В.Я. Комфортность как ключевой фактор успешности системы повышения квалификации работников образования. Счастливый учитель: новая профессиональная компетенция: Материалы международной научно-практической конференции, 27-28 сентября 2012г. / сост. Т.И. Фисенко; под общ. ред. Н.Н. Быстровой. – Хабаровск: ХК ИРО, 2013.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика