Оценка деятельности директора школы (из опыта работы управленческой деятельности)

Рустам Гиниятуллович Гибадуллин,
директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №173»
Приволжского района г. Казани


Закон об образовании четко определяет круг обязанностей руководителя школы. Директор несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение профессионализма работников, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы. Поэтому оценка деятельности директора школы обязательно должна быть комплексной, разносторонней.

Имею большой опыт работы управленческой деятельности, на сегодняшний день он составляет более 28 лет. Впервые переступил порог учебного заведения в качестве директора в 1991 году. Более 20 лет являлся директором МБОУ «Школы№42» Приволжского района г. Казани. Как показывает практика и личный опыт, управление небольшой поселковой школой имеет свои особенности и трудности.

Средняя общеобразовательная школа №173 Приволжского района г. Казани находится в поселке Салмачи, т.е. является поселковой школой со своими особенностями и спецификой. В отличие от городских школ она по традиции является центром культурной жизни и социально-значимым объектом для жителей поселка, т.к. поблизости больше нет объектов культурного досуга, торговых и развлекательных центров. Микрорайон школы - это частные дома, коттеджи, усадьбы, частные хозяйства. С основания школы на ее территории расположен яблоневый сад и посажены плодово-ягодные кустарники. Еще Я.А. Коменский указывал на необходимость наличия в школе небольшого сада, куда следует приводить учащихся и предоставлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав. Красивая ухоженная территория школы воспитывает у детей эстетические чувства, любовь к природе и труду. На пришкольной территории находятся современные оборудованные спортивные площадки, где дети имеют возможность заниматься волейболом, баскетболом и футболом не только на уроках физической культуры, но и во внеурочное время. В поселке нет детских или подростковых центров творчества, школа - это единственное место, где можно провести организованно свое свободное от уроков время. Именно поэтому на базе школы в течение года функционируют спортивные секции, такие кружки, как «Волшебная палитра», «Творческая мастерская», «ЮИД», «Веселый английский» и др.

Особый уклад жизни поселка требует организации такой воспитательной работы, которая бы охватывала детей по всем направлениям. Коллектив школы - это в основном педагоги уже с устоявшимися взглядами на воспитание, сформировавшимися традициями, укладом. На сегодняшний день в школе работают несколько династий учителей. Генератором идей проведения различных конкурсов, соревнований и праздников является педагог-организатор Сташенко Ю.М., победитель гранта «Лучший педагог –организатор». Надо сказать, что традиция проведения школьных новогодних елок ушла в прошлое. Сегодня огромное количество организаций предлагают свои квалифицированные услуги по проведению праздников, но создать теплую добрую семейную атмосферу Нового года можно только силами родителей и учителей. Дети из близлежащих домов с завистью заглядывают в украшенные окна школы в предпразничные дни, так весело и шумно в классных кабинетах ведется подготовка к мероприятиям. «Масленица», «Сабантуй», «Золотая осень», «День пожилого человека» - ежегодные массовые праздники, в которых принимают участие не только учащиеся, но и их родители.

Детское школьное движение «Союз наследников Татарстана» функционирует более 25 лет. Ежегодно ряды СНТ пополняются, а проходит церемония вступления в детскую организацию празднично, с вручением галстука и эмблемы. Одной из главных задач организации является сохранение исторических ценностей и традиций народов поселка Салмачи. На базе школы организован музей. В нем собрано огромное количество экспонатов, не всякий школьный музей может похвастаться таким количеством собранного материала по истории поселка и его жителях, начиная с 17 века. Учащиеся школы принимают активное участие в исследовательских и археологических работах на территории п. Салмачи. На протяжении многих лет руководителем музейного движения является Колсанова В.И., имеющая заслуженный авторитет среди учителей администрации, человек творческий и влюбленный в свое дело. Ни одно районное, городское или республиканское мероприятие не обходится без ее активного участия.

Сегодня «Средняя общеобразовательная школа №173» насчитывает более 500 учащихся. Учебно-воспитательный процесс организован в две смены, т.к. количество обучающихся за несколько лет увеличилось в два с половиной раза. Но атмосфера небольшой поселковой школы не ушла в прошлое. Теплая, спокойная и заботливая обстановка, благоприятный микроклимат - это то, ради чего часто родители хотят отдать своих малышей в первый класс нашей школы. Сегодня мы называем это здоровьесохраняющим и психолого-благоприятным климатом.

С этого учебного года наша школа работает над инновационным проектом «Развитие экологического мышления через формирование метапредметных компетенций и социализации личности учащихся». Актуальность данного проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем вероятнее будет ее педагогическая результативность. Реализовать планы экологического воспитания и образования без помощи высших учебных заведений современной школе непросто, поэтому был подписан договор с ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» о совместной деятельности в данном направлении. Одной из задач на следующий учебный год является привлечение внимания школьников к учебно-познавательной деятельности через создание экспериментальных и творческих лабораторий, школьного научного общества и проведение ежегодной школьной научно-практической конференции «Научные открытия», организацию метапредметных недель в рамках инновационного проекта.

Сегодня, начиная с начальной школы, необходимо развить у учащихся навыки предпринимательства. Проведение совместных с вузом бизнес-проектов, мастер-классов, привлечение учащихся и родителей к благоустройству территории школы и поселка на совместно заработанные средства - все это опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Конечно же, одним из главных критериев оценки деятельности директора школы является качество сдачи государственного итогового экзамена обучающимися. Уверен, что оценка деятельности директора школы обязательно должна быть интегративной, комплексной. Должна учитывать и результаты учебно-воспитательного процесса и уровень профессиональной компетентности руководителя, его личностные и организаторские качества, мастерство и умение обеспечить нормальные хозяйственные условия, создание в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата. Только с учетом всех факторов можно дать по-настоящему правильную и объективную оценку деятельности директора современной школы.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика