Школа без опасности (из опыта управленческой деятельности директора гимназии)

Ольга Николаевна Баклашова,
директор МБОУ «Гимназии №6»
Приволжского района г.Казани,
Заслуженный учитель РТ


Не вызывает сомнения тот факт, что проблема безопасности образовательной среды является сегодня одной из самых актуальных.

Успешность школы зависит от того, насколько успешны ученики, насколько социализированы и ориентированы на будущее выпускники гимназии и приведут ли они сюда своих детей.

Количественная стабильность и рост числа обучающихся – показатель востребованности школы в образовательном пространстве города; высокая рейтинговая оценка деятельности гимназии – показатель инновационности в ее работе.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – это комплексная программа формирования знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепления физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Великий педагог современности В.А. Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Вопрос сохранения здоровья ребенка, обеспечения его безопасного пребывания в образовательной организации стоит сегодня очень остро. С каждым годом увеличивается контингент обучающихся, в связи с этим многие образовательные организации перешли на двухсменный режим работы. Использование новых форм и технологий обучения, интенсификация учебного процесса привели к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к школьным нагрузкам. Соответственно выдвигаются принципиально новые требования и к профессиональной деятельности учителя, ее результатам и способам организации, поскольку обучение – самый значимый по продолжительности и по силе воздействия на психологическое и эмоциональное состояние школьников фактор. В решении всех этих вопросов нашими постоянными партнерами выступают Институт психологии и образования КФУ, Детская республиканская клиническая больница, Институт развития образования РТ, Автономная некоммерческая организация «Центр содействия творческим и гражданским инициативам «Феникс» и.т.д.

Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развитие психологических качеств, которые необходимы ему для воздействия с окружающими людьми.

Каждый год мы принимаем до 250 первоклассников, и насколько они будут здоровыми через 11 лет, во многом зависит от нас. Психолого-педагогическая помощь, которая оказывается на ранних этапах формирования норм поведения, улучшает адаптацию обучающихся к школе, снижается уровень тревожности, улучшается самоконтроль и саморегуляция. Любой ученик нуждается в позитивной «Я – концепции», которую он выстраивает сам, но обязательно с помощью взрослых.

Среди характеристик воспитания есть такая, которую трудно сформулировать, но все понимают ее как «дух школы». Он определяется стилем отношений детей и взрослых, культурой их общения, общим делом, которым они занимаются. Речь идет о создании комфортной развивающей образовательной среды. В новых образовательных стандартах она определяется как образовательное пространство, обеспечивающее высокое качество, доступность, открытость и привлекательность образования для обучающихся и их родителей.

На протяжении долгих лет гимназия сохраняет статус школы, содействуюшей здоровью, проявляя заботу о благополучии школьников и гарантируя охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии нашли свое отражение в авторских программах («Береги здоровье смолоду», «Культура здорового образа жизни», «Арт-терапия средствами искусства»; в социальных проектах «Защити меня», «Профилактика детской агрессивности») и проектах, разработанных на основе глубокого анализа результатов диагностики детских заболеваний, проблем социального характера и направленных на укрепление здоровья и формирование особого уклада школьной жизни с пользой для здоровья всех и каждого. Ожидаемым результатом школьных проектов является готовность каждого школьника использовать полученные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, как залог его конкурентоспособности в социальном и профессиональном статусе.

Приоритетными направлениями деятельности коллектива гимназии на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся и развитие способностей личности к самореализации. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки одаренных детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, определяет целевые установки в деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и воспитателей.

Два года назад коллективом педагогов, учащихся и представителей родительской общественности была разработана новая программа, которая получила название «Гимназия – территория здоровья и безопасности». В ходе реализации программы потребовала обновления и профессиональная деятельность учителя, в его компетенцию входят: владение методами убеждения, технологиями диагностики конфликтных ситуаций, умение выстроить индивидуальную траекторию развития учащегося, разработать программу с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с опорой на научно обоснованные способы познания. За этим возникает потребность в методическом и психологическом сопровождении профессионального развития педагогов. В рамках школьной программы по развитию кадрового потенциала «Учитель XXI века», разработан проект «Деловая и психологическая безопасность» педагога. Актуальность проекта определяется повышенным чувством ответственности и тревожности, физической загруженностью учителя, признаками профессионального выгорания. Здесь вступают в силу занятия арт-терапией, деловые игры, спорт, театральная студия педагогов.

Неотъемлемой частью управленческой деятельности администрации гимназии стала подготовка педагогических кадров. В настоящее время 14 учителей-предметников из числа выпускников работают в родных стенах. Немаловажное значение в подготовке молодых специалистов, готовых осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях, имеют партнерские отношения между гимназией и Институтом психологии и образования Казанского Федерального Университета. Сотрудничество в рамках организации педагогической практики магистрантов приносит свои результаты: сегодня двое из них остались работать в нашем коллективе. Совместная деятельность гимназии с профильными специалистами в области медицины и здравоохранения позволила повысить уровень компетентности учителей-предметников, классных руководителей и родителей в вопросах содержания и методики обучения и воспитания обучающихся по формированию здорового образа жизни с учетом возрастных и социокультурных особенностей, информационной безопасности и практической целесообразности.

Как известно, только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности, достигать своей главной цели.

Мы учим детей противостоять стрессообразующим факторам с опорой на мотивацию успешности. Мы ориентируем школьника на единое и целостное представление о предметном и социальном мире, частью которого он является; на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, на его способность действовать и вести себя в соответствии с правилами, принятыми в обществе.

Формирование ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни достигается через организацию внеурочной деятельности. Это:

- школьный театр здоровья;

- экологическая бригада;

- годичный круг спортивных праздников;

- разработка и реализация социальных проектов;

- вовлеченность в научно – исследовательскую и поисковую работу;

- культ семейных ценностей, семейного воспитания.

В реализации здоровьесберегающих программ всё большую роль играют общественные организации: Совет выпускников, родительский комитет гимназии. Разработаны и успешно реализуются социальные проекты, направленные на заботу о детях-инвалидах и сиротах, на их материальную поддержку, на финансовое обеспечение безопасной среды.

Можно еще долго перечислять то, что организовано в школе в плане здоровьесбережения и безопасности. Но при этом важно отметить, есть ли позитивные изменения в поведении школьников, в их убеждениях, поступках. Однозначно отвечу «да». За последние пять-шесть лет изменилось отношение к своему здоровью у большинства школьников, увеличилось количество обучающихся, которые предпочитают активные виды спорта. В период подготовки к Универсиаде сформировался новый тип взаимоотношений между учениками и педагогами – волонтерское движение, благодаря которому развивались коммуникабельность, умение вступать в диалог, работать одной командой, гордиться успехами наших спортсменов. Эмоциональное состояние зашкаливало на позитиве. Все, что связано с развитием спорта в Казани и в республике, вызывает у ребят огромный интерес и желание участвовать во всех мероприятиях. А потом были чемпионат мира по водным видам спорта, кубок конфедераций, чемпионат мира рабочих профессий. К чемпионату мира по футболу мы увидели совершенно другое поколение.

В истекшем году во многих школах Казани прошла акция «Здоровая школа», инициаторами которой под эгидой партии «Единая Россия» выступили ведущие медицинские учреждения республики РКБ и ДРКБ. Для наших школьников это стало событием года: торжество спорта, физической культуры, взаимопонимания и комфорта – психологического, духовного и социального. И понимание того, что все в наших руках.

Используемая литература:

1. Журнал «Практика административной работы» №2, 2018г.

a) Гладких Е.В. Концепция программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на уровне начального общего образования.

b) Егоров Б.Б. Программа коррекционно – развивающих занятий по формированию адекватного поведения и адаптации к школьному обучению учащихся младших классов.

c) Чередниченко Н.Г. Материалы для подготовки программы коррекционной работы на ступени основного общего образования.

2. Журнал «Практика административной работы» №6, 2018г.

Мельникова И.В., Недосекина А.Д. Программа психологического сопровождения сотворческого профессионального развития педагогов.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика