Эмпирические подходы к организации образовательной среды, обеспечивающей развитие дивергентного инженерного мышления у обучающихся

Елена Владимировна Глухарева,
директор МБОУ «Лицей №35 – образовательный центр «Галактика»
Приволжского района г.Казани


В Стратегии развития Татарстана-2030 отмечается, что образование в РТ должно быть направлено на «развитие интеллектуально-творческого потенциала детей», «развитие конкурентоспособного научно-внедренческого молодежного сообщества», способного реализовать себя не только в пределах РТ, но и в мировом масштабе. Сегодня на первый план выходят задачи приобретения учащимися школы способности творчески мыслить, создавать качественно новый продукт для научного и общественного прогресса. Выпускник школы должен осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить перед собой цели и достигать их.

В Стратегии развития России до 2035 года, представленной А.Кудриным, отмечается значительное техническое отставание страны, связанное с дефицитом квалифицированных кадров. Одним из возможных решений этих задач является создание в школе образовательной среды, обеспечивающей оптимальные условия для развития дивергентного инженерного мышления. Способствовать этому может реализация проекта «Формирование образовательной среды, обеспечивающей оптимальные условия для развития дивергентного инженерного мышления».

Основная идея исследования в рамках реализуемого проекта заключается в создании таких условий в образовательных организациях, которые будут способствовать развитию всех видов инженерного мышления (по А.М.Кондакову): логического, конструктивного, исследовательского, технического, творческого, экономического.

Цель проекта: создание условий для формирования дивергентного инженерного мышления у участников образовательных отношений.

Для достижения цели проекта в Лицее №35 было организовано проведение диагностики уровня развития дивергентного инженерного мышления, разработан план организации работы, включающий разработку программно-методического комплекса, направленного на развитие дивергентного инженерного мышления.

Этапы реализации проекта представлены на рисунке 1.

Содержание работы заключается в организации деятельности по следующим направлениям:

1. Работа с педагогическими кадрами по повышению квалификации. В рамках данного направления была организована системная работа по повышению квалификации учителей в области владения теорией и практическим аспектами формирования дивергентного инженерного мышления у обучающихся. Для реализации поставленной цели была создана временная рабочая группа «Открытые задачи», в которую вошли учителя, владеющие вышеуказанными навыками. Учителя временной рабочей группы провели с педагогическим коллективом лицея ряд занятий, направленных на совершенствование методов развития инженерного мышления. Конечным продуктом стали открытые уроки, методические разработки и представление педагогической лаборатории учителей лицея на внутришкольных семинарах.

2. Разработка и апробация программно-методического комплекса.

Из числа учителей, показавших хорошие результаты в ходе реализации модуля «Открытые задачи» организовалась временная творческая группа «Инженерное мышление», основной задачей которой была разработка программно-методического комплекса. Работа велась в течение 5 месяцев, по результатов которых уже на сегодняшний день разработаны:

1) Программа специального учебного курса «Основы проектной деятельности»;

2) Программа предпрофильной подготовки обучающихся «Ракетно-космическое моделирование»;

3) Программа предпрофильной подготовки обучающихся «Электромонтажные работы»;

4) Программа профильной подготовки обучающихся «Химия и медицина»;

5) Проект «Проектирование образовательной среды, обеспечивающей развитие дивергентного инженерного мышления»;

6) Рабочая тетрадь учителя «Проектирование современного урока: открытые задачи как способ формирования дивергентного инженерного мышления»;

7) Сборник конспектов уроков «Инновационные подходы к преподаванию в современной школе: использование открытых задач в урочной и внеурочной деятельности»;

8) Сборник предметных заданий «Открытые задачи в современной школе»;

9) Брошюра «Методы и приемы развития дивергентного инженерного мышления»;

10) Методические рекомендации по организации настольной игры «Галактика будущего».

3. Работа с обучающимися.

В рамках реализации проекта в лицее введены следующие специальные учебные курсы для 5-8 классов:

- «Основы проектной деятельности» в 5, 6 классах;

- «Практическая геометрия» в 8 классах;

-«Экспериментальная физика» в 7 классах;

- «Вводный курс химии» в 7 классах;

- «Экспериментальное естествознание» в 8 классах.

Достижению поставленных целей способствует грамотно выстроенная система дополнительного образования лицея. Так, в 2018-2019 учебном году в дополнительном образовании лицея на бюджетной основе работает 107 групп, которые представлены широким спектром детских объединений различной направленности: спортивной, технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

В рамках технического направления функционируют такие детские объединения, как «Авиамоделирование», «Инженерия космических систем», «Электромонтаж», «Страна авиация», «Юношеская планерная школа», «Физика в доме», «Космический клуб» (комплексная программа по моделированию и макетированию), которые позволяют в полной мере реализовать потребности учащихся в эмпирическом познании мира.

По двум направлениям (в компетенциях «Инженерия космических систем», руководитель Григорьев И.П., и «Электромонтаж», руководитель Быков С.В.) наши лицеисты принимают участие в Чемпионате рабочих профессий «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills:

? на региональном этапе соревнований в г.Казани заняли 1 и 2 места в компетенции «Инженерия космических систем»; 2, 3 места в компетенции «Электромонтаж»;

? на отборочных соревнованиях в г. Москве в компетенции «Инженерия космических систем» юниорская команда стала 4;

? в Финале Национального чемпионата WorldSkills Russia-2019 в г.Казани в компетенции «Инженерия космических систем» команды лицея показали высокие результаты – золото и медальон за профессионализм; в компетенции «Элетромонтаж» команда лицея заняла 5 место.

Следует отметить, что данной направление способствует профессиональному самоопределению учащихся.

Результаты деятельности по развитию инженерного мышления, позволили Лицею достичь высокого статуса и стать Специализированным центром компетенции (СЦК) проведения регионального этапа чемпионата рабочих профессий Junior Skills в компетенции «Инженерия космических систем».

Таким образом, научная ценность эмпирического обоснования организации образовательной среды, направленной на развитие дивергентного инженерного мышления, заключается в конструировании и апробации такой образовательной среды, которая будет способствовать эффективному формированию инженерного мышления не только в рамках реализации учебно-методического комплекса, но и как целостная система воздействия на участников образовательных отношений. Данная модель является уникальной, так как разработана для конкретной образовательной организации (МБОУ «Лицей №35) и присущему ей контингенту обучающихся и педагогических работников, что отражено в разработанном программно-методическом комплексе. В то же время, практический пример успешного конструирования образовательной среды позволяет иным образовательным организациям Республики Татарстан внести дополнения (изменения) в образовательную среду своих организаций, включив элементы, направленные на развитие инженерного дивергентного мышления.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика