Камалов Р.Р.,
преподаватель-организатор ОБЖ высшей квалификационной категории,
МБОУ «Школа № 62» Авиастроительного района г. Казани
В последние годы проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи в стране вновь стала актуальной.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.
Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по следующим направлениям:
I направление – курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
Введение в программу курса ОБЖ раздела «Основы военной службы» неслучайно: военная служба для большинства юношей является экстремальной, а определенная психологическая подготовка и знания основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию новых условий.
Учебная деятельность учащихся на занятиях по ОБЖ должна быть организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек: дисциплинированность и ответственность, умение и желание строго выполнять приказы, умение самим приказывать, быть исполнительными, обязательными.
Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Особый интерес у учащихся вызывают ставшие уже традиционными круглые столы «Герой нашего времени», на которых обсуждаются боевые подвиги наших современников – военнослужащих, принимающих участие в антитеррористических операциях в Сирии и других горячих точках (рисунок 1).
Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы. С проблемой отсутствия необходимого оборудования сталкивается практически каждая третья школа. Так, например, в нашей школе длительное время кабинет ОБЖ был совмещён с кабинетом географии. Отсутствие отдельного кабинета не позволяло в полной мере реализовать учебную программу.
Благодаря нашему руководству в 2012 году в школе был создан кабинет ОБЖ, однако первоначально он был оснащён всего лишь на 30 %. Недостающие плакаты и стенды были изготовлены собственноручно совместно с учащимися. Благодаря активному участию в республиканских грантах и конкурсах профессионального мастерства появились финансовые возможности для эстетичного оформления и оснащения кабинета современными техническими средствами обучения. Как результат, в 2015 году в городском смотре-конкурсе на лучшее общеобразовательное учреждение по обучению учащихся курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» наш кабинет ОБЖ был удостоен 2 места.
Сегодня созданный кабинет ОБЖ является предметом нашей гордости, настоящим воспитательным центром военно-патриотической работы в школе. Наличие подобного воспитательного центра способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций.
Система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.
II направление - внеклассная работа с учащимися по воспитанию на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
- Проведение экскурсий, уроков Мужества (рисунок 3), встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда (рисунок 4);
- Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
- Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
С 1989 года в школе активно работает музей Боевой Славы, посвященный боевому пути 69 гвардейской стрелковой дивизии. Совместно с учителем истории ведется краеведческая работа.
В музее имеется уголок боевой Славы, где помещены материалы по поисковой работе, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений (рисунок 4).
На базе музея проводятся:
- Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами;
- Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях;
- Организуется учеба юнармейцев.
III направление – дополнительное образование по курсу «Военно-прикладные виды спорта».
Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, военно-полевые сборы, встречи с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
В связи с этим нами была разработана и прошла успешную апробацию на базе школы программа объединения дополнительного образования обучающихся «Военно-прикладные виды спорта» (рисунок 5).
Кружок был создан на базе школы в 2012 году. На протяжении четырёх лет существования наблюдается рост количества желающих заниматься этим видом спорта. Кроме того, постепенно изменяется процентное соотношение юношей и девушек в группах: если первоначально в группе была одна девушка, то на сегодняшний день четверть группы неизменно составляют представительницы прекрасного пола, которые занимаются на равных условиях с юношами и показывают результаты не хуже парней. Также наблюдается общее омоложение состава групп: в первые годы работы средний возраст члена кружка составлял 16 лет, в текущем же году самым юным из них всего 12 лет. Таким образом, более ранний возраст начала подготовки и, соответственно, более длительное занятие в кружке, способствуют качественному улучшению результатов нашего объединения.
Проводимая нами внеклассная работа направлена на вовлечение молодого поколения в занятие физической культурой и спортом, на развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, на формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видах государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
При проведении внеклассной работы уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе. Проводятся уроки Мужества, встречи с ветеранами, вахты памяти, мероприятия, посвященные памятным датам, военно-спортивные праздники, посвященные Дню защитника Отечества и другие мероприятия. Ребята с увлечением участвуют в разнообразных спортивных состязаниях и играх.
Совместно с местным военным комиссариатом для юношей 10-х классов проводятся учебно-полевые сборы. Продолжительность учебных сборов – 5 дней. В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической подготовки, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической защиты войск, ориентирование на местности и стрельба из боевого автомата Калашникова. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.
В течение трех лет нами велась исследовательская работа по теме «Особенности организации военно-полевых сборов в общеобразовательной школе в рамках курса ОБЖ».
Для выявления субъективного мнения старшеклассников нами была разработана анкета, включающая вопросы, связанные с отношением к службе в рядах ВС РФ.
До начала подготовки многие юноши не стремились служить в армии, не видели в этом смысла, считали пустой тратой времени. После проведения учебных сборов практически все юноши перестали сомневаться в необходимости армии.
74% опрошенных ответили положительно на вопрос «Делает ли армия из юноши настоящего мужчину?», а до сборов согласных с этим было всего лишь 39%.
После учебно-полевых сборов в полной мере патриотами смогли себя назвать почти 92 % учащихся. И само понятие патриотизма перестало быть для них чуждым и приобрело личностный смысл.
Таким образом, участие школьников старших классов в учебных сборах оказывает эффективное влияние на повышение готовности к армии будущих защитников Отечества, если эти соревнования приближены к условиям реальных чрезвычайных ситуаций, а также к обстановке, присущей вооруженным силам Российской Федерации (рисунки 6,7).
Отдельно хочется отметить воспитательную роль военно-спортивных игр.
Обучающиеся с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно. Исследования показали, что основными мотивами, порождающими у обучающихся интерес к военно-спортивной игре, являются следующие. Во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы и возможности, проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться. Во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности. В защите своего Отечества.
Ежегодно на базе МБОУ «Школа № 62» проводятся военно-спортивные игры: «Зарница», «А ну-ка, парни!», «Молодой солдат», «Смотр строя и песни». Обучающиеся участвуют в районных, городских и республиканских соревнованиях, где ежегодно занимают призовые места. Так, в 2013 году на республиканском конкурсе «К защите Родины готов!» команда учащихся школы стала абсолютным победителем. В 2014 и 2015 гг. на республиканском конкурсе «Вперёд, Юнармейцы!» 16 учащихся были удостоены Дипломов 1 степени. На таких соревнованиях у обучающихся больше развиваются волевые качества, познавательная деятельность, они становятся ближе друг другу. Именно эти соревнования дают возможность полностью открыть себя.
Таким образом, учитывая всю сложность вопроса гражданско-патриотического воспитания, считаем, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина-патриота – это стратегическая цель школы, так было, есть и будет.
Рисунок 1. Экскурсия в Республиканский центр спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи «Патриот».
Рисунок 2. Урок Мужества
Рисунок 3. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
Рисунок 4. Музей Боевой Славы
Рисунок 5. Сетевая модель реализации программы
Рисунок 6. Модель реализации военно-полевых сборов
Рисунок 7. Учебные сборы