Повышение профессиональной компетентности педагога

Алла Николаевна Васильева, директор
Валентина Ивановна Кузнецова, заместитель директора по учебной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24
с углубленным изучением отдельных предметов»
Приволжского района г. Казани


В современной школе никакие изменения невозможны без изменений профессионального сознания учителя. Люди учатся всю жизнь. По данным социологов 20% своих знаний они получают через обучение в вузах, на курсах повышения квалификации, семинарах. Остальные 80% знаний получают через самообразование.

Основная часть индивидуального обучения происходит на рабочем месте учителя. От управленческой команды школы зависит, насколько плодотворно будет организована работа по самообразованию педагогического коллектива. В школе методическая служба представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы по обучению и развитию кадров, конечным результатом которого является

-формирование в коллективе успешности, сотрудничества;

-создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска;

- повышение методического мастерства учителя;

- аттестация учителей на более высокую квалификационную категорию;

- повышение качества образовательного процесса; повышение качества знаний учащихся;

- создание банка инновационных идей и технологий;

- разработка творческих авторских программ.

Поэтому работа всей административной команды должна быть направлена на создание условий, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал.

В зависимости от цели повышения профессиональной компетентности учителя идет поиск эффективных направлений, форм и методов работы. В зависимости от цели зависит выбор формы, посредством которой можно решить поставленную цель.

Эффективное управление образовательным процессом – это управление на диагностической основе. Педагогическая диагностика представляет собой процесс анализа результатов деятельности школы.

В школе осуществляется диагностика по двум направлениям: диагностика педагогической деятельности и диагностика уровня развития детей.

Диагностика педагогического коллектива сводится к самоанализу педагогической деятельности учителей; изучению затруднений в работе учителей и их готовности к инновационной работе; отслеживание динамики творческого развития, профессионального уровня учителей.

Обработка этой информации, обсуждение полученных результатов во время собеседования с учителями, на совещаниях ставят учителя в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становятся необходимыми.

Диагностика позволяет установить состояние педагогического мастерства учителя; определить его педагогические возможности; определить пути и средства для перевода учителя на более высокий уровень профессиональных умений; дает возможность оказать учителю конкретную помощь.

В школе становится востребованным специалист, который умеет работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через активные формы работы с педагогами.

Методы активного обучения — совокупность педагогиче¬ских действий и приемов, направленных на организацию учеб¬ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Особенности методов состоят в их направленности на акти¬визацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества.

Известно, что при лекционной подаче материала усваивается не более - 30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%).

Необходимо, чтобы методическая работа стала для каждого учителя школой повышения своего профессионального мастерства.

Повышению мотивации педагогического коллектива при выполнении поставленных задач помогает применение коучингового подхода в управлении. Позиция «Сделай за меня» не действует, потому что педагог не получает рекомендации, а сам находит пути для решения проблем с помощью коуча (директора, заместителя директора).

Использование модели GROW, созданной Джоном Уитмором как модель эффективных вопросов, помогает проводить беседу в коуче.

В ходе беседы руководитель (коуч) помогает педагогу самому сформулировать цель и пути выхода, создать план действий, который позволит педагогу достичь эту цель.

Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика