Искусство управления школой

Энже Миннуровна Ибатуллова,
директор МБОУ «Школа №68»
Приволжского района г.Казани


Жизнь ставит руководителя в ситуации, когда требуется ежедневный ответ на сиюминутные события и на долгосрочные вызовы времени. За счет чего ответ может быть успешным? Что сработает – технологии, предлагаемые наукой управления, или опыт, интуиция ? то, что принадлежит к области искусства управления?

Управление возникло еще в глубокой древности, когда кто-то брал на себя обязанности по координации усилий сородичей во время охоты на мамонтов. Понятно, что со временем в связи с усложнением производства и социальной жизни, с углублением разделения труда значение управления объективно возрастало и возрастает сегодня.

Процесс управления можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке операций, приводящих к решению управленческих задач. Управление – это деятельность по созданию условий теми, кто управляет, для успешной деятельности тех, на кого направлены управленческие действия. Безусловно, есть множество стандартных ситуаций, которые можно разрешить стандартизированными способами, с использованием известных инструментов и приемов. Но еще в XVIII столетии Жан Шарден, французский живописец, один из известнейших художников, сказал: «Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими». Мой практический опыт подсказывает, что управление – это самое созидательное искусство, которое способно создавать таланты.

Претворение в жизнь любых перемен в школе зависит, конечно, от системы управления. Под управлением понимается система планирования, организация и руководство деятельностью школы. Управление школой означает воздействие руководителя на участников учебно-воспитательного пространства с целью достижения запланированного результата.

Основные функции управления нашей школой: планирование, организация, мотивация, контроль.

Управление может быть обеспечено только при условии его высокого аналитического уровня. В МБОУ «Школа №68» система управленческого контроля включает три основных вида: стратегический, тактический, оперативный.

Управленческая схема в школе выглядит следующим образом:

Данная модель позволяет планомерно, организованно, научно-обоснованно систематически, не затрачивая лишней энергии, воздействовать на инновационные, экспериментальные процессы, привлекая к управлению наибольшее количество учителей. Нововведения и положительный опыт работы учителей внедряются через «мини – команды”, которые формируются для решения определенных задач в определенное время.

Есть еще одна важная составляющая управления, которая заставляет руководителя быть искусным мастером. Ни один человек в современном мире не в состоянии решать задачи в одиночку. Ограничения накладываются объемом той информации, которую способен проработать один человек для принятия решений, количеством задач, подлежащих реализации, личными способностями, данными от природы, и т.д. Нужны сотрудники, способные решать поставленные задачи.

Авторитарный стиль управления для нашей школы совершенно не подходит, поэтому основополагающий стиль управления - это команда, сотрудничество, партнёрство.

Изначально понятие «партнёрство» использовали только в социальной и экономической науках. Им характеризовали процесс согласования действий участниками. В более широком понимании это понятие следует рассматривать как систему взаимодействий, в результате которых субъекты удовлетворяют свои потребности. Свою главную задачу мы видим в построении работы во всех сферах, в первую очередь, в партнёрских группах:

- «Школа – социальные партнёры»,

- « Учитель – наставник- учитель- стажёр»,

- «Учитель-родитель»,

- «Учитель- учитель = творческие партнёры»

- «Учитель-ученик»

- «Классный руководитель - социальный партнёр»

Основные формы работы - это

1. проектирование инновационных, разнообразных форм взаимодействия с социумом:

Это наши Дни открытых дверей:

- Дни открытых дверей для родителей наших учащихся,

- Дни открытых дверей для воспитанников детских садов и их родителей,

- Дни открытых дверей столовой для родителей,

- Дни открытых дверей для учащихся и их родителей услуг дополнительного образования школы,

- Дни открытых педагогических советов для родителей учащихся.

Традиционные праздники нашей школы:

- «Папа, мама, я– спортивная семья», «А ну-ка, парни!», «Праздник даров осени», «Масленница», «Навруз», «День Пионерии», «Новогодний бал-маскарад»,

- дружеские встречи по волейболу, баскетболу и футболу между командами учителей и учеников, учителей и родителей, родителей и учеников для всех заинтересованных слоев населения нашего микрорайона.

2. вариативность образовательных услуг с учетом интересов и запросов населения:

Особенность микрорайона диктует наличие солидной сферы дополнительного образования:

- 26 кружков эстетического, спортивного, научного направлений,

- выстроена система внеурочной деятельности и разнообразные формы урочной деятельности.

3. новые формы взаимодействия с обучающимися и их родителями как равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса:

Это – Дни самоуправления школы (не менее 2 раз в год), Совет школы, состоящий из представителей родительской общественности, педагогов и старшеклассников, Совет отцов, Совет ветеранов, общественные детские организации «Лидер», «Содружество», школьная служба «Примирение», НТОУ «Озарение», которые приоритетной формой своей работы считают проектную деятельность по принципу преемственности и сотрудничества.

Главная стратегия нашей школы - это установка на мировоззренческое развитие педагогов, учащихся, их родителей в тесном сотрудничестве и открытости друг для друга.

В настоящее время ценностные основания деятельности нашего образовательного учреждения отражены в Программе развития школы:«Школа-территория развития способностей для успешной самореализации в обществе», принятой с учётом анализа реализации и западающих моментов предыдущей программы развития и включает в себя несколько проектов: проект «Внедрение ФГОС», проект «Воспитывающая деятельность»,проект «Здоровье», проект «Овладение методами и приемами проектной деятельности», проект «Кадровый капитал».

Проект «Кадровый капитал»

Одним их важнейших направлений деятельности в условиях модернизации в системе образования является развитие кадрового потенциала. Поэтому основным направлением работы в школе считаем развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

В учебном процессе именно учитель выступает организатором творческой деятельности. От уровня развития его творческого потенциала во многом зависит уровень развития творческого потенциала детей. Это очень серьезная ответственность. Поэтому понимание сути процессов, лежащих в основе формирования творческого потенциала, механизмов его развития, важно для учителя. Эти знания помогут ему решать свои личностные и профессиональные проблемы, стимулировать на творческое развитие учеников.

С педагогов школы требуется осознавать степень ответственности за собственный профессиональный рост, знать нормативную базу, уметь применять новые знания и компетенции на практике.

Кроме того, любить свою профессию, свою работу!

Работа по повышению мастерства педагогов нашей школы ведется через:

1. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма: учителя работают в творческих группах, ведут занятия в школе молодого педагога, организуют методические выставки как итог работы по самообразованию, проводят мастер-классы, открытые уроки, методические недели, методические семинары. В новых условиях по-новому стали проводиться и заседания педсоветов

2. Самообразование. Желание соответствовать развивающемуся образованию и адаптироваться к нему вызывает у педагогов стремление к самообразованию, личностному росту, профессиональному развитию.

3. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации.

4. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Выполняя индивидуальную программу, каждый педагог школы «накапливает» материал для портфолио.

5. Стимулирование педагогов.

Без мотивации бессмысленны все технологии. Создать мотивацию – искусство, потому что мотивация ? это не только процедуры, осуществляемые в соответствии с определенными документами. Большей частью это обращение к разуму и чувствам сотрудников, вовлечение их в общую деятельность, где все должны понимать, что они одна команда, идущая к общей цели, при этом «каждый выбирает по себе» и вносит свой вклад в общее дело, реализуя свой потенциал, проявляя свои таланты.

В коллективе работают педагоги с большим стажем, имеющие свои собственные авторские программы и методические пособия. Учитель начальных классов Сафина С.Р. разработала пособие для начальных классов “Мысли на чистой бумаги...”. Баширова Л.Р. разработала сборник диктантов и заданий “Разные-разные диктанты”, учитель родного языка и литературы Гимадиева Н.С. разработала сборники диктантов и изложений для начальных и старших классов, пособие для учащихся 5-8 классов “По страницам учебников литературы”, учебное издание “Пишем сами” сочинения для учащихся начальных классов. Она также является автором книг “Школа моя – мой светлый путь” и “Вечный мой Саралан”.

6. Деятельность Школы молодого педагога. ШМП не новая, но результативная система. Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Процесс партнёрства затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: молодой педагог, опытный педагог и администрация.

Управленческие действия руководства школы: планирование работы с молодыми специалистами, закрепление за молодым специалистом педагога-наставника , организация работы ШМП, посвящение в учителя и наставники , организация смотра-конкурса учебных занятий и внеклассных мероприятий для молодых специалистов , организация Декады молодого специалиста , организация молодых специалистов для участия их в мероприятиях разного уровня ,методическое сопровождение и система психолого-педагогической профессиональной поддержки, консультирование , мониторинг качества выполнения ,совместный публичный отчет о деятельности творческого педагогического дуэта ,комплексная профессиональная поддержка и повышение квалификации, материальное стимулирование педагогов-наставников ,представление аналитического аспекта работы с молодыми специалистами в рамках годового анализа методической работы школы за текущий учебный год .

Организация взаимодействия носит поэтапный характер: адаптационный, основной (проектировочный),контрольно-оценочный. Свою работу мы строим по принципу партнёрского сотрудничества. ШМП перерастает в школу Сотрудничества (тандема) учителей.

Проект «Воспитывающая деятельность».

Воспитание в школе № 68 рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах деятельности. Поэтому для нашей школьной жизни более подходит термин воспитывающая деятельность через тандем «классный руководитель - социальный партнёр».

Воспитывающая деятельность включает:

- целеполагание как систему формирования ведущих интегративных качеств, определяющую диагностику, содержание воспитательной деятельности, систему педагогических отношений и характер деятельности учащихся;

- содержание практической деятельности педагогов и учащихся (система разнообразных дел, поручений, заданий, традиций определяет социально- ценный жизненный опыт детей и духовную атмосферу школы № 68);

- содержание просвещения в области культуры, педагогики, психологии, обеспечивающее развитие духовности ученика и его сознательное участие в воспитательном процессе;

- совокупность методов и форм, адекватных современным условиям (взаимосвязь индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитание).

Цель: воспитание в школе 68 ориентировано на социализацию личности, повышение духовного, нравственного и культурного уровня, развитие желания самореализации и самоопределения, укрепление физического и психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Для каждой возрастной группы введены основные воспитательные задачи.

Реализация задач по воспитанию личности происходит через детско- подростковую организацию – 1-4 классы «Содружество»,5-11 классы – «Лидер»

Принципы их работы:

4 «само»: 4 «к»:

самоопределение; коллективное планирование;

самоорганизация; коллективная подготовка;

самореализация; коллективное проведение;

самореабилитация; коллективный анализ.

Процесс развития самостоятельности учащихся сложен и противоречив. Развивается самостоятельность там, где есть свобода действий, возможность выбора, право высказывать свои мысли, независимые суждения, совершать нравственные поступки. Тема актуальна для нашей школы. Однако в развитии школы мы наблюдаем ряд системных противоречий. Выделим следующие противоречия: отсутствие теоретических разработок, практических методик и технологий воспитания самостоятельности в воспитывающей деятельности школы, неготовность учителей к педагогической поддержке самостоятельности учащихся, снижение мотивации к обучению, падение уровня дисциплины на уроках и во внеурочное время. Осознание этих противоречий позволило сформулировать основную проблему, на решение которой был направлен данный проект: найти пути, при которых процесс воспитания самостоятельности и ответственности учащихся в школе стал результативным, способствующим повышению качества и эффективности всей учебно-воспитательной деятельности школы.

В основу проекта положены следующие воспитательные принципы:

принцип гуманизма, принцип социального закаливания, принцип сотрудничества и сотворчества, принцип ценностной ориентации.

Кружки, проводимые в тандеме с нашими социальными партнёрами:

Так же при школе работает музыкальная школа №8 и два школьных музея:

Музей истории Пионерии, Краеведческий музей.

Для того, чтобы личность могла проявлять свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых. Такую возможность даёт проект «Овладение методами и приемами проектной деятельности».

Проектный метод работы, как известно, тоже требует партнёрских отношений.

Школа имеет опыт работы с проектными работами учащихся, успешной защитой этих работ на различных уровнях. Более конкретно о результатах выполнения данного проекта: Всероссийские, республиканские и городские олимпиады: учащиеся показывают знания, полученные вне рамок школьной программы.

В муниципальном этапе олимпиады принимают участие более 50% учащихся 5-11 классов. Высокие результаты показывают обучающиеся по английскому языку (64%), истории Татарстана (54%), математике (39%), физике (37%) Повысился средний процент выполнения заданий по географии, русскому языку, химии, биологии.

С целью создания условий для творческой самореализации детей, приобщения их к исследовательской, проектной и другой творческой деятельности в различных областях науки. техники и искусства в школе работает школьное научное общество «Озарение». Результативность участия в конференциях для школьников идет по положительной динамике.

В школе уделяется большое внимание проблемам развития детского самоуправления. Мы интегрируем признаки ученического самоуправления через деятельность детской организации и определяем его как управление жизнедеятельностью школьного ученического коллектива.

С 2015 года школа является филиалом Малой академии наук «Интеллект будущего».

Комплексный подход, а именно, целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, педагога-психолога и родителей, к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена. Такой тандем положительно отражается на качестве нашей работы в период проведения ГИА.

Без совместной работы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя, успешно пройти ГИА, получить документ об основном и среднем общем образовании и в итоге найти свое дело. И только совместными усилиями сможем воспитать из наших детей самостоятельную личность, способную к самоопределению, самореализации в сложных жизненных условиях.

Именно благодаря системе партнёрства мы достигли результатов, которые обеспечивают нам рейтинг конкурентоспособной школы в окружении достойных соседей- гимназий и лицеев!

Подтверждением всему сказанному являются мысли Акио Морита , известного японского физика, изобретателя, менеджера, «Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика