Внутришкольные форматы организации профессионального роста учителя (из опыта работы МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани)

Альфия Гусмановна Урманчеева,
директор
Наталья Владимировна Броднева,
Зухра Наилевна Тумакаева,
заместители директора
МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер»
Приволжского района г. Казани


Сегодня новое время, новая точка отсчета. Перспективность и целесообразность любых преобразований и реформ в образовании зависят от педагогов, личностные и профессиональные качества которых как никогда становятся гарантом успеха Школы и её учеников.

Сегодня резко возрос спрос на педагога-профессионала, способного воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Под профессионализмом в Лицее 78 «Фарватер» мы понимаем особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях, а именно:

2012 год – базовая площадка К(П)ФУ по педагогической практике будущих учителей английского языка, истории, права, искусства, татарского языка, математики, физики и психологии;

2013 год – пилотная площадка МО и Н РТ по введению ФГОС ООО;

2014 год – стажировочная площадка МО и Н РТ и ИРО РТ по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО;

2015 год – ресурсный базовый центр МОиН РТ по инклюзивному образованию;

2015 год – «Школа Превосходства» по направлению «Критическое мышление»;

2016, 2017г. – базовая площадка Республики Татарстан по реализации мероприятия 2.4. «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» в рамках задачи 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы;

2017 г. – победитель конкурса ФЦПРО 2.3.-03-05 «Инновации в школьном технологическом образовании»;

2017г. – республиканская базовая стажировочная площадка, обеспечивающая внедрение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

2018 – 2019 г.г. – региональная инновационная площадка (РИП);

2018, 2019 г.г. - базовая площадка Республики Татарстан по реализации мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

В условиях развивающейся организации каждому работнику необходимо соответствовать тем изменениям, которые происходят в Лицее.

Есть два пути, позволяющие обеспечить Лицей учителями-профессионалами: пригласить из других школ и вырастить внутри коллектива. Мы выбираем более затратный, трудоемкий, надежный и стабильный – второй путь. Взращивая профессионалов, администрация Лицея 78 находится в постоянном динамичном процессе модернизации управленческого опыта, ведущего к развитию индивидуальных профессиональных качеств каждого учителя, накоплению ими собственного профессионального опыта, предполагающего непрерывное развитие и самосовершенствование.

Выстраивая внутришкольную модель управления развитием учителей Лицея, мы исходили из специфических характеристик многочисленного коллектива. Среди них и молодые специалисты, требующие к себе особого подхода через организацию системы наставничества и поддержки (10%); педагоги – наши выпускники, составляющие разновозрастную группу учителей, знающих и ценящих традиции и сохраняющие дух Лицея (10%); 17% мужчин, работающих воспитателями в кадетских классах и учителями-предметниками; 72% учителей, имеющих высшую и первую кв. категории; 64% - с опытом работы 20 и более лет.

Разнообразие и разновозрастность коллектива диктует выбор форматов действий по обеспечению профессионального роста учителей в соответствии с происходившими в Лицее изменениями, названными выше. В условиях многочисленности и разнообразия профессиональных и личностных компетенций неизменным остается общий формат адресности внутришкольного подхода к диагностике, сопровождению, развитию и оценке уровня профессионального роста. Персонификация как процесс форматирования различных групп педагогов, учительских сообществ по признакам трудовой мотивации и профессиональным дефицитам позволила нам выделить следующие форматы управления профессиональным ростом учителей.

1 формат – компетентностный, в основе которого лежит уровневая дифференциация ступенчатого продвижения учителя в соответствии с его индивидуальным проектом профессионального роста (ИППР) от первого уровня до пятого. Причем, каждый определяет сам свою позицию и ступень профессионального развития; выбирает дальнейшие действия для профессиональной самореализации.

2 формат - мотивационный (см. таблицу №1).

Таблица №1.

1 уровень «Получи новые знания»

Приглашение в Лицей и участие в вебинарах ведущих экспертов, исследователей и практиков. Мы получаем новые знания о продуктивных технологиях, методиках и ценных находках в образовании.

2 уровень «Выйди на новый уровень»

Мастер-классы и практические кейсы учителей Лицея помогают отработать нужные навыки и почувствовать уверенность в себе.

3 уровень «Включись в сообщество»

Дружелюбная профессиональная среда и свободная дискуссия создают условия для сотворчества и неформального общения педагогов на профессиональные темы на уровне диалога «учитель – учителю». Примером этого стало функционирование на базе Лицея консалтингового центра для учителей истории и обществознания Вахитовского и Приволжского районов г. Казани по консультированию учителей по подготовке детей к сдаче ГИА.

4 уровень «Найди вдохновение»

Успешные примеры, о которых рассказываем на совещаниях, сайте Лицея вдохновляют учителей на преобразование своих проектов. И мы верим, что каждый вдохновит других!

5 уровень «Окажись на высоте»

Успех Учителя – в успехах его учеников. Победа вполне возможна!

На сегодняшний день перспектива этого направления – это изучение и внедрение технической компетентности (Hardskills) и поведенческой компетенции (Softskills). Надеемся, что для наших педагогов это станет ключом к успеху в саморазвитии.

Важнейшей составляющей управленческого менеджмента является мотивационный формат действий, направленных на побуждение всех работников не только к эффективному и результативному труду, но и повышению профессионального мастерства. В Лицее выстроена работающая система мотивации и стимулирования. Например, на основании диагностики трудовых мотивов по Ф.Герцбергу всего педагогического коллектива и управленческой команды психологическая служба Лицея выявила ведущие трудовые мотивы каждого педагога, что позволило организовать адресное стимулирование работников, с учетом их мотивов, достичь высокой эффективности работы трудового коллектива и заинтересованности в достижении целей Лицея.

Этому служит внутришкольная модель методического сопровождения учительского роста (см. таблицу №2).

Таблица №2.

Руководство профессиональным ростом учителя в Лицее включает в себя критический обзор состояния преподавания и обучения (сбор информации по данному вопросу через анкетирование, опросы, интервью), реакция на изменения (определение сферы совершенствования), планирование и действие (разработка стратегий, распределение ресурсов и, конечно, реализация плана).

Как сказал Дж. Дьюи, учитель – «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Думающий, рефлексирующий, это не просто характеристики современного учителя, это ожидаемые результаты.

В нашей стратегии совершенствования таковым является улучшение преподавания. Качество преподавания неизменно связано с целями Лицея. Совместные команды эффективно работающих учителей являются самыми результативными и перспективными.

Еще семь лет назад об инновациях в нашем Лицее и не задумывались. Теперь инновационная деятельность – основная составляющая нашей ежедневной работы.

Для введения инноваций была создана команда развития. В нее, в первую очередь, вошли учителя-мастера, применяющие новые подходы в своей практике преподавания и обучения, проводящие коучинги и менторинг с коллегами. Вокруг них образовалась группа творческих учителей, интересующихся всем новым и прогрессивным.

За последние три года педагогами Лицея в рамках ГПРО обучено около 1500 педагогов из различных регионов России.

От уровня профессионализма наших педагогов, их способности к непрерывному образованию, готовности к педагогическим инновациям напрямую зависят результаты лицеистов, успех каждого ребенка. А дети у нас самые разные.

Это объясняет наличие классов для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, инклюзивных, гуманитарных и математических классов, кадетских классов, в каждом из которых есть своя специфика работы, требующая высокой и разносторонней профессиональной компетентности.

На учителя возлагается миссия фантастической значимости – формирование мировоззрения и мировосприятия человека. Считаю точным высказывание Н. Рериха, который отметил, что «ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель… Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы». Достижения наших учителей воплощаются в успехах детей лицея.

Список литературы.

1. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога. – // Новокузнецк. – 2005 (вып. 8). – С. 26 – 29.

2. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства. Меняется мир – меняемся мы. - // Астана, 2014. С. 148 – 149

3. «Назарбаев Зияткерлir мекткптерш» ДББ? Педагогикалы?шеберлшкорталы?ы. Руководство для руководителей. Астана, 2013. 95 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика