Методическое сопровождение развивающейся профессионально-личностной среды учителя

Ольга Александровна Тигина,
директор Заслуженный учитель РТ,
Лариса Геннадьевна Политковская,
заместитель директора по УР
МБОУ«Гимназия №122 имени Ж.А.Зайцевой» Московского района г.Казани


Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

Умение жить не рождается вместе с ребенком. И роль учителя в постижении этой сложнейшей науки трудно переоценить. Эффективная работа гимназии во многом определяется уровнем профессионализма педагогического коллектива.

Несмотря на глобальные изменения информационного пространства, использование инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов, ведущая роль в содействии развитию личности по-прежнему принадлежит учителю. Именно он, как профессионал, оказывает особое влияние на выбор учащимися индивидуальной траектории морального, интеллектуального, эмоционального, социального развития.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов возникает необходимость и значимость профессионально – личностного развития учителя.

С 1999 года педагогический коллектив гимназии №122 работает по программе «Школа 2000…» Л.Г.Петерсон, основой которой является системно - деятельностный метод обучения. Данная дидактическая система деятельностного метода обучения на протяжении 30 лет доказала свой авторитет и сегодня предлагает четкий, эффективный, апробированный многолетней практикой ответ на вопросы поставленные ФГОС:

1. «Как учить?» ? технология деятельностного метода обучения «Школа 2000...» (ТДМ) и надпредметный курс «Мир деятельности».

2. «Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду?» ? принципиально новые дидактические принципы деятельностного метода обучения «Школа 2000...».

3. «С помощью чего учить?» ? открытый УМК «Школа 2000...» (одним из его вариантов является система учебников «Перспектива»).

4. «Как проверить соответствие результатов поставленным целям?» ? система современных измерителей качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС (ЗУН, психическое развитие, УУД).

5. «Как освоить деятельностный метод обучения?» ? система курсов повышения квалификации (очная и заочная) по дидактической системе «Школа 2000...».

6. «Как построить методическую работу в школе на этапе перехода к ФГОС?» ? система методической поддержки учителей при освоении ими деятельностного метода обучения “Школа 2000...”.

Хочется остановиться на двух последних вопросах и поделиться своими наработками.

При освоении и реализации дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» учителя проходят определенные этапы в профессиональном росте. Эти этапы зафиксированы в условных статусах: учитель-«стажер», учитель-«практик», учитель-«технолог», учитель-«мастер». При освоении инновации создается стажерская пара – это структурная единица методической службы, направленная на освоение инновации в условиях разноуровневого развития мотивации и профессиональной компетенции педагогов.

Цель создания стажерских пар – повышение эффективности и сокращение сроков освоения и реализации инновации. Характерная особенность стажерских пар – рост профессиональной компетенции обоих педагогов в освоении инновации.

Формирование стажерских пар может происходить двумя способами:

- спонтанно (как правило, это результат и показатель достаточной организационной структуры для освоения инновации или же высокого уровня работы с педагогическим коллективом по формированию положительной мотивации);

- системно, согласно плану методической службы (даже если это и не ощущуется).

Результативность деятельности стажерских пар определяется грамотным подбором педагогов. Для работы в стажерских парах педагоги определяются не столько по уровню профессиональной компетенции в освоении инновации, сколько качествами личности, обеспечивающими положительное взаимодействие в паре.

Работа в стажерской паре подразумевает совместные действия по конструированию уроков; анализу взаимопосещенных уроков; анализу конспектов уроков разной целевой направленности на соответствие требованиям ДСДМ; разработке дидактического и раздаточного материала.

Результаты работы отражаются в текстах выступлений и разработках конспектов уроков, собранных в портфолио учителя - «стажера» и учителя -«практика». За период работы в гимназии учителя проходят определенные этапы профессионального роста. Эти этапы заключены в условных названиях – молодой учитель, учитель-практик, учитель-мастер.

Профессионально - личностное развитие каждого педагога индивидуально и требует индивидуально-методического сопровождения со стороны администрации гимназии и самого педагога. Для этого выстраивается индивидуально-дифференцированная траектория профессионально-личностного развития учителя (ИДТПЛР). Конструирование ИДТПЛР учителя проходит в шесть этапов:

первый - конструирование ИДТПЛР самим учителем;

второй – конструирование ИДТПЛР заместителем директора;

третий – совместное обсуждение ИДТПЛР заместителем директора и самим учителем;

четвертый - утверждение ИДТПЛР на заседании методического объединения;

пятый – рефлексия: анализ ИДТПЛР, фиксация своих успехов и затруднений, планирование дальнейших действий;

шестой - коррекция ИДТПЛР совместно с заместителем директора и самим учителем.

Индивидуально-дифференцированная траектория профессионально-личностного развития учителя содержит два блока (учитель - предметник, учитель - классный руководитель).


Первый блок содержит два направления работы: предметное и методическое. Второй блок включает следующие направления - «Внеурочная деятельность учащихся» и «Работа с родителями». Каждое из направлений работы педагога состоит из нескольких разделов, которые зависят от квалификации учителя. Так, например, молодой учитель, работает в предметном направлении, изучая содержательный уровень освоения УМК, реализует практический уровень освоения УМК. Содержательный уровень предполагает подробное изучение предметных линий УМК «Перспектива», а практический уровень - применение новых знаний на своих уроках.

Методическое направление включает в себя два раздела: реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и освоение технологии деятельностного метода «Школа 2000…» на базовом уровне.

Раздел «Освоение технологии деятельностного метода «Школа 2000…» на базовом уровне» включает в себя ежемесячную работу «Школы молодого учителя».

Второй блок ИДТПЛР содержит два направления работы: «Внеурочная деятельность учащихся» и «Работа с родителями».

ИДТПЛР учителя-практика и учителя – мастера так же, как и ИДТПЛР молодого учителя, содержит два аналогичных блока, имеющих другое содержание. Так, учитель-практик, работая в предметном направлении, реализует практический уровень освоения УМК и транслирует освоение УМК «Перспектива» (делится с коллегами опытом и анализирует содержание учебного материала). Методическое направление включает в себя три раздела: реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и освоение технологии деятельностного метода «Школа 2000…» на технологическом уровне.

Учитель – практик является участником научно-экспериментальной работы гимназии по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа».

Учитель-мастер, работая в предметном направлении, реализует практический уровень освоения УМК и транслирует освоение УМК. «Перспектива» (делится с коллегами опытом и анализирует содержание учебного материала) и занимается созданием дидактического инструментария к УМК «Перспектива».

Учитель - мастер является организатором создания новой методической единицы «стажерская пара» и осуществляет курсовую подготовку педагогов в ТДМ на базовом уровне (учитель имеет документ, подтверждающий право на проведение консультаций, семинаров и курсов повышения квалификации).

Процесс освоения нового метода позволяет профессионально расти учителю в своем темпе, по своей траектории саморазвития.

«Уча, учись» ? каждый из нас должен сегодня занять позицию ученика, мы должны сами освоить культуру саморазвития, чтобы передать ее нашим детям, научить их созиданию и построить вместе с ними наше достойное будущее.

Сегодня учитель выполняет важнейшую миссию – воспитание Человека будущего. От нас зависит, каким оно станет.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика