Роль педагогического анализа урока в системе управления школой

Ахметзянова Е.Г.,
заместитель директора по УР МБОУ «Школа № 62»
Авиастроительного района г. Казани


Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа (параметрического: текущая успеваемость, дисциплина обучающихся, посещаемость уроков, санитарное состояние, соблюдение расписания; тематического: система внеклассной работы, система работы учителя, деятельность педагогического коллектива и др.), как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости.

Школа – сложный организм и анализ его деятельности осуществляется постоянно.

Посещение уроков администрацией школы - основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями.

Нужно отметить, что параметрический анализ – это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин возникновения затруднений и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. Я не ставлю задачей своего выступления рассказать о видах контроля и анализа урока. Они широко представлены в методической литературе. Отмечу лишь, что существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Прежде всего, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. Следовательно, необходимо управление, обеспечивающее развитие педагогического процесса, ученика, профессиональных и личностных качеств учителя и, конечно же, содержания самой управленческой деятельности. Именно к такому управлению стремится наша команда.

Основное правило в нашей школе – гласность. Учитель должен знать, что контролирует администратор, когда планируется контроль и какова его цель. Поэтому графики посещения уроков администрацией школы вывешиваются в учительской (таблицы 1, 2).

График может быть долговременный – на учебный год, четверть или кратковременный – на неделю.

Мы выявили причины затруднений педагогов и администрации школы в вопросах анализа урока, используя методический прием «Фишбоун» (рис.1).

Выполнить качественный анализ урока – задача непростая. Однако её решение – управленческое решение – необходимо для повышения качества образования.

Эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

Цель анализа урока заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Проще говоря, к повышению качества образования. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Проанализировав посещенные уроки, мы выявили, что организация урока на основе системно-деятельностного подхода – основная трудность, которую испытывают педагоги. Если составить «рейтинг» затруднений, то он будет выглядеть так:

1. Организация самостоятельной познавательной деятельности (связана с подготовкой учебного материала и выбо¬ром соответствующих методов обучения).

2. Нахождение способов и приемов, подбор дидактического материала, обеспечивающих познавательную деятельность (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор на¬глядных пособий и др.).

3. Комплексное применение различных средств обучения, в том числе технических.

4. Формирование мотивов учения.

Причины этих трудностей очевидны: изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодейст¬вия учителя и учащихся; учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-¬иллюстративного типа обучения; изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариа¬тивного характера, заданий на творческую деятельность учащихся как при изучении нового материала, так и при применении полу¬ченных знаний и умений.

Следовательно, необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. И в нашей школе она есть.

Наиболее эффективными формами и методами совершенствования профессионального мастерства педагогов для нас в школе являются: семинары, диспуты, обсуждения современных методик, технологий, уроков, срезов знаний, выставки, изготовление наглядных пособий, педагогический и методический советы.

• теоретические семинары (доклады, сообщения);

• семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);

• диспуты, дискуссии (“круглый стол”, диалог-спор, дебаты, форум и др.);

• “деловые игры”, ролевые игры, уроки-имитации, уроки-панорамы;

• обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

• обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла;

• обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;

• обсуждение “срезов знаний”, вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;

• разнообразные выставки, отчеты по самообразованию, рефераты, разработки уроков, изготовление наглядных пособий; выставки лучших продуктов творчества детей и т.д.;

• обсуждение передового педагогического опыта, его распространение и внедрение;

• педагогические Советы и др.

Конечно, они достаточно традиционны, но действенны.

Осуществлять основные функции методической службы помогает нам технология комплексного исследования деятельности учителя.

А на практике у нас получается так. Вся информация о каждом учителе собрана в одном месте. У нас - в папке, которая заведена на каждого учителя. В ней:

• итоги контроля (посещение уроков администрацией и руководителями кафедр);

• качество обучения;

• выполнение программы;

• повышение квалификации и педагогического мастерства;

• результативность работы, достижения учащихся;

• обобщение опыта;

• диагностика;

• отчеты учителя по четвертям и за год;

• справки и т.п.

Анализируя документы, мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения. Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу. Поэтому у нас не возникает проблемы во время аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога

мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу,

рационально строить свою деятельность,

управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием,

использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Актуальна в решении вышеперечисленных проблем технология саморазвития педагога.

Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, так как уровень профессионализма на только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.

Каждый учитель в нашей школе разрабатывает свою методическую тему. Важно не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных задач; в конечном результате - на повышении качества образования. Работа над методической темой обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методических рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, выступление на заседании мо, аттестация и т.п.

Форма педагогического взаимодействия в нашей школе - это, прежде всего, творческие группы. Обычно, учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы.

Без технологии графического отражения информации просто не обойтись - мы имеем дело с огромным потоком информации о работе школы, каждого педагога, которую необходимо не просто собирать, но и систематизировать, делать легкой для чтения и удобной в использовании. В сводных таблицах: информационно-методическая карта передового опыта педагогов, трудности в работе учителя, участие педагогов в работе МО, повышение квалификации педагогов, выполнение программы, динамика качества обучения, результативность труда и т.д. Огромная информация сжата до статистических данных, которые легко хранить и которыми удобно пользоваться.

Разработанная нами форма мониторинга эффективности уроков (рисунок 2) помогает не только вести учет посещенных уроков, но и сравнивать процент эффективности учебных занятий, проведенных тем или иным педагогом. Работа с данной таблицей возможна при наличии измеряемых показателей анализа урока, поэтому нами был разработан «Лист оценки качества урока с позиции системно-деятельностного подхода», в котором выделены критерии и показатели урока, а также разработаны баллы за наличие каждого критерия на уроке.

Педагоги – люди занятые, им необходимы удобные «инструменты» в подготовке урока. Конструкторы (рисунки 3, 4) сокращают временные затраты педагога на составление технологической карты урока, систематизируют его теоретические знания, позволяют учителю самостоятельно оценить свой урок с позиции системно-деятельностного подхода.

Рабочая тетрадь педагога была создана в результате потребности индивидуального подхода к ликвидации затруднений учителя. В ней представлены диагностики, методические материалы и задания, цель которых – мотивировать учителя на самообразование. Плюс данного пособия в том, что разделы в нем могут меняться в зависимости от потребностей педагога.

Считается, что действовать легко, трудно овладеть теорией и действовать в соответствии с ней! Говоря об образовании, необходимо понимать, что его качество не только внутри педагогического процесса, качество внутри учителя, качество - это категория нравственная и давящий внутришкольный контроль здесь бессилен, нужна индивидуальная мотивационная работа с учителем по ориентации на качество его труда, по повышению его профессиональной квалификации. Системный анализ, применяемый в управлении школой, в частности, в работе с педагогами над совершенствованием урока, помогает организовать эффективную работу педагогического коллектива, соответственно, повысить качество образования.

Приложение

Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика