Реализация кластерного подхода в условиях многопрофильной гимназии

Ирина Николаевна Проценко,
директор МБОУ «Гимназия №102 имени М.С. Устиновой»
Московского района г.Казани


Главными целями современного образования являются обеспечение потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах; обеспечение доступности и повышения качества образовательных услуг; обеспечение взаимовыгодной и тесной интеграции образования, производства и науки на основе создания эффективной системы мотивации научных кадров к решению приоритетных социально-экономических задач Республики Татарстан; формированию у учащихся предприимчивости, ответственной жизненной позиции.

Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию образования.

Одним из таких механизмов в развитии системы образования является кластерный подход на основе взаимодействия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями, работодателями, органами управления, общественными организациями. Одной из форм сотрудничества является создание образовательных кластеров в рамках деятельности образовательного учреждения.

С целью развития гимназии как образовательного кластера, обеспечивающего целостное формирование и развитие личности, способной к успешной личностной и профессиональной самореализации в конкурентных условиях рынка труда нами была разработана программа инновационного развития гимназии «Кластерный подход как условие совершенствования деятельности гимназии по формированию конкурентоспособной личности».

На основе данной программы на сегодня выработана система социального партнерства гимназии как образовательного кластера, обеспечивающего взаимодействие между субъектами, объединяющимися в кластер, по различным траекториям деятельности: образовательной, профориентационной, воспитательной, здоровьесберегающей.

Кластеризация объединения образовательных учреждений предполагает разработку стратегии, являющейся стержнем определения конкурентных преимуществ образования. Идею конкурентной стратегии означает уникальный выбор системы видов деятельности, адекватной целям и задачам современного образования.

Направления программы развития:

• развитие социального партнерства гимназии по всем направлениям образовательной деятельности (обучения, развития, воспитания);

• обеспечение площадки для профинформационных бесед различным профессиональным образовательным учреждениям – начального, среднего, высшего профессионального образования;

• согласование аспектов взаимодействия с районным центром занятости.

В основе данных направлений, взаимонаполняющих друг друга лежит формирование положительного отношения к трудовой деятельности, популяризация рабочих специальностей, обеспечение психологической поддержки обучающихся в ситуации выбора профиля обучения, будущей профессиональной деятельности.

Политика гимназии, реализующей кластерный подход, вырабатывалась в стремлении придать ее выпускнику качества высокой конкурентоспособности в условиях поступления в профессиональное образовательное учреждение, будущей профессиональной деятельности. В идеале наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы образование, полученное в гимназии №102, стало для каждого ее учащегося гарантом успешной профессиональной карьеры и благополучной личностной самореализации.

Гимназия №102 им. М.С. Устиновой с 1991 года – многопрофильное учебное заведение. Поэтому реализация и совершенствование профильной подготовки обучающихся, освоение и применение технологии профильно-дифференцированного обучения рассматриваются педагогическим коллективом в рамках направления технологизации учебно-воспитательного процесса.

Гимназия № 102 как кластер интегрирует деятельность субъектов: собственно гимназии, Межшкольного учебного комбината.

На настоящий момент в гимназии функционируют на старшей ступени образования профильные классы пяти направлений:

• химико-биологического,

• физико-математического,

• филологического.

В профилях введен курс «Современные компьютерные технологии», «STEM – Робототехника», что связано с необходимостью приведения образовательных услуг гимназии в соответствие с запросами сегодняшнего дня.

В МУК реализуются элективные курсы профильного обучения по программам «Психологические свойства личности», «Введение в педагогику», «Основы психологических знаний», «Электрорадиотехнология», «Домашний доктор», «Маркетинг», «Юный медик», «Школа будущих молодых родителей», «Интерьер жилого дома», «Введение в психологию», «Основы правовой культуры».

В целях осуществления ранней профессиональной ориентации и подготовки к обучению в профильных классах осуществляется предпрофильная подготовка через занятия по предметам:

• на базе гимназии (7-9 классы): «Русский язык», «Английский язык», «Математика», «Физика». «Химия», «Биология»;

• на базе МУК (9 класс): «Психология общения», «Роль психологической службы в выборе профессии», «Профсамоопределение в выборе творческой профессии – дизайнер», «Народные ремесла и промыслы (техника росписи по дереву», «Основы профессионального самоопределения в выборе профессии медицинского работника», «Служба скорой медицинской помощи», «Здоров будешь – все добудешь», «Помоги себе сам», «Анатомия и физиология систем органов человеческого тела», «Профессиональное самоопределение и медицина», «Проектирование и монтаж устройств радиоэлектроники и автоматики», «Электрорадиотехника. Охрана труда», «Секреты выбора профессии технических специальностей», «Основы психологических знаний», «Профессиональное самоопределение в условиях рыночной экономики», «Защита прав потребителей», «Маркетинг», «Профессиональное самоопределение».

Объединяет субъекты кластера: единое управление; подчиненность общей цели инновационного развития (кластеризации образовательного учреждения); подчиненность общей образовательной цели формирования конкурентоспособной личности; включенность в общую деятельность по воспитанию трудолюбия; сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни; подготовке к сознательному выбору профессии.

Кластерные инициативы гимназии обеспечили консолидацию существующих ресурсов, позволили всем участникам образовательного процесса (детям, родителям, педагогам) пользоваться различными образовательными, культурными, спортивными и др. площадками в деятельности по формированию всесторонне развитой, социально и творчески активной конкурентоспособной личности.

Кластерный подход предполагает предоставление гимназией ряда образовательных услуг другим образовательным учреждениям района. Этот вид деятельности предполагает:

• сотрудничество с ДОУ в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в гимназии;

• функционирование на базе гимназии № 102 Школы будущего первоклассника, реализующей программу «Школа развития»;

• реализацию предметной области «Технология», предмета ОБЖ на уровне основного и среднего (полного) общего образования для школ Московского района (на базе МУК);

• предпрофильную и профильную подготовку по 27 программам элективных курсов для школ Московского и Кировского районов (на базе МУК);

• функционирование в качестве Центра профориентации (на базе МУК) обучающихся общеобразовательных учреждений Московского и Кировского районов г. Казани;

• функционирование на базе гимназии Музыкальной школы № 13.

• использование активных форм профориентационной работы: проектов, конкурсов, викторин, встреч, экскурсий, психологического тестирования, профконсультирования и др.

Кластерный подход позволил сфокусировать внимание на саморазвитии ученика и учителя, определять новые подходы, вырабатывать инновационные формы взаимодействия с другими организациями, а для учащихся и выпускников гимназии создать реальные условия для саморазвития и самореализации.

Одним из системообразующих направлений в реализации программы развития является создание условий роста профессионального уровня учителей, их мотивации к инновационной деятельности. Данная составляющая потребовала дальнейшего совершенствования методической службы, особенно для повышения индивидуального роста педагогов. Так была разработана программа «Расширение методического пространства для роста профессионального роста учителя» .

Логично предположить, что качество методической работы улучшится, возникнут более благоприятные условия для саморазвития педагогов и их творческого самоопределения, если будет создано такое методическое пространство, основными признаками которого являются следующие:

- обеспечение учителю свободы выбора форм его методической работы;

- преемственность и равноправие всех известных видов методической деятельности;

- приоритетная направленность методической работы в гимназии на обеспечение интеграции разнопредметного учебного содержания, форм и методов учебной и внеучебной деятельности через овладение современными технологиями;

- обеспечение условий для творческого роста педагогов;

- демократическое управление методической деятельностью.

Преимущество создания обновленной модели методической службы в гимназии состоит в том, что её реализация позволит повысить не только качество методической работы и оптимизировать систему управления методической деятельностью школы, но и в конечном итоге приведёт к повышению качества обучения учащихся.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика