Система действий по мотивации профессионального развития педагогов

Анна Маратовна Каплан,
директор МБОУ «Школа №64»
Московского района г. Казани


Если учитель хочет работать, если у него горят глаза и он полон идей и вдохновения, то качество его работы будет высоким. К нему будут стремиться ученики, у него будет меньше проблем с посещением и успеваемостью, родители могут стать его помощниками. Но как со-здать такие условия работы в школе, чтобы учитель с удовольствием шел на работу?

Одна из проблем отдельных руководителей заключается в том, что их сотрудники рабо-тают недостаточно. Недостаточно хорошо, недостаточно активно, недостаточно результатив-но… Ушло в прошлое мнение, что для высокой результативности нужна высокая зарплата. Никто не спорит – высокая зарплата никогда не лишняя, но, по данным ученых – социологов, нет прямой корреляции между повышением зарплаты и повышением результативности рабо-ты. Вернее корреляция есть в самом начале деятельности, а затем выясняется, что повышение результативности и эффективности любой деятельности – процесс многофакторный и зависит от мотивации сотрудника.

В общем виде мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних дви-жущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают её границы и формы, прида-ют ей направленность, ориентированную на достижения определённых целей (О.С. Вихан-ский, А.И. Наумов).

Поскольку мотив является состоянием предрасположенности, готовности действовать определенным образом, задача заключается в формировании или активизации такого состоя-ния, т.е. во внешнем управлении мотивацией. Таким образом, мотивация является понятием, которое используется не только при описании внутренних состояний (внутренняя мотивация), но и внешних воздействий, побуждающих работника действовать определенным образом (внешняя мотивация). Задача современного руководителя - удовлетворить интересы педагога, заинтересовать и привлечь в школу кадры, а в дальнейшем способствовать их профессиональ-ному развитию.

М. М. Поташник определяет профессиональное развитие (профессиональный рост) учи-теля как цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, поз-воляющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и со-хранению здоровья школьников. Еще одно точное определение профессионального роста даёт Е.А. Ямбург (автор идеи адаптивной школы полного дня): "Профессиональный рост - это не-устранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природ-ная потребность в творчестве в работе с детьми".

В рамках реализации закона Российской Федерации об образовании от 29.12.2012 №273ФЗ, Федерального государственного стандарта от 17.10.2013 №1155 одной из важных за-дач, стоящей перед руководителем, становится смена парадигмы работы с педагогическими кадрами и совершенствования у них не только профессиональной компетенции, но и мотива-ции к профессиональному саморазвитию.

В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепси-хологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду по-требностей А. Маслоу. По Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои по-требности. Он выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей: физиоло-гические потребности, потребности в безопасности и стабильности, социальные потребности, потребности в общественном признании, потребности самовыражения.

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что для человека приори-тетны потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Другими сло-вами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сна-чала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимули-рующим фактором и потребности уровней более высоких.

Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека че-рез потребности бесконечен.

Мотивация персонала школы есть процесс побуждения сотрудников к деятельности для достижения целей организации. Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффек-тивности работы сотрудников.

В нашей школе, имеющей стабильный сформировавшийся коллектив, в то же время под-верженный разумной ротации, мотивации была актуальна с самого начала моей деятельности как руководителя. В начале, по Маслоу, администрация школы уделяла большое внимание удовлетворению материальных потребностей педагогов. Были заново переработаны и утвер-ждены локальные акты, регламентирующие распределение премии и пресловутых баллов, определяющих стимулирующую часть заработной платы учителя. Все стало прозрачно, и каж-дый педагог понимал, за что его материально поощряет или не поощряет администрация.

Мы все по привычке считаем, что основной вид мотивации сотрудника – материальная мотивация: хорошая зарплата, премиальные, но это не так. До определенного порога - да, мате-риальная мотивация может влиять на качество работы сотрудника, но если заплатить учителю в 2, в 3, в 4 раза больше, это не значит, что он будет в 2-3-4 раза больше или лучше работать. Постепенно приходит привыкание к высокой зарплате, и качество труда сначала растет, а по-том снижается. Денежная мотивация – самый слабый стимулятор работы сотрудника. И ни в одной организации нет возможности постоянно и значительно повышать зарплату.

Следующим шагом администрации школы стала организация оптимальной интеллекту-альной среды. С этой целью особый акцент был сделан на создание условий для успешной дея-тельности учителя. Начали мы с создания читального зала в библиотеке с наличием в нем ком-пьютеров, имеющих выход в Интернет. Продолжился этот процесс оборудованием новой Учи-тельской, в которой появилась зона для отдыха с мягкими диванами и пальмой Чижевского; оснащенная оргтехникой зона для работы; зона для общения, оснащенная столом-кластером, предполагающим общение в малых и больших группах. И, наконец, все учебные кабинеты и некоторые неучебные помещения, такие как музеи, актовый зал и даже спортзал, были осна-щены мультимедиа оборудованием в виде проекторов, интерактивных досок и экранов. Это, конечно, способствовало повышению качества работы педагогов на уроках и во внеурочной деятельности. Наличие у каждого методического объединения своей копировальной, сканиру-ющей и печатающей оргтехники с бесплатной заменой картриджей существенно облегчило учителям подготовку к урокам и мероприятиям.

С целью построения дальнейшей программы деятельности мы решили изучить мотива-цию педагогов в нашем коллективе. Коллектив школы прошел тестирование по методике «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. А. Реа-на). Данная методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной дея-тельности, в том числе мотивации профессионально¬ - педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутренней моти-вации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы соци-ального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотива-ции. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отри-цательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более жела-тельны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности — соотношение между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

Обработка результатов тестирования показала, что 65% педагогов имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Данные педагоги ориентированы на повышение уровня профессионального мастерства, испытывают удовлетворение от самого процесса работы и её результатов, а также имеют возможность к полной самореализации в своей профессиональной деятельности. Следовательно, это те учителя, у которых внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления.

Некоторые педагоги (17%) имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Они в трудовой деятельности ориентированы на материальное стимулирование, стремление продви-гаться по службе, испытывают потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны коллег и администрации.

Несмотря на то, что еще 17% педагогов также имеют внутреннюю мотивацию, у этих педагогов присутствует и внешняя отрицательная мотивация, т.е. стремление избежать кри-тики со стороны руководителя или коллег, возможных наказаний или неприятностей осужде-ния и других санкций негативного характера со стороны администрации.

Таким образом, исследование типа мотивации учителей показало, что большая часть пе-дагогов нашей школы ориентирована на внутреннюю мотивацию ,и в связи с этим основной акцент администрацией был сделан на самой высокой потребности по Маслоу - потребности самовыражения и роста человека как личности.

Для удовлетворения этой потребности управленческой командой были созданы такие условия, при которых каждый педагог мог найти пути и способы творческой самореализации.

Эти условия заключались не только в продуманном плане методической работы, вклю-чающем «методическую стодневку», цикл предметных недель, систему педсоветов и семина-ров, но и организацию школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Подготовка и проведение этого мероприятия позволила педагогам значительно активизиро-вать учащихся, да и самим учителям дала возможность углубить свои знания по предмету, применить навыки научно-исследовательской деятельности.

Кроме того, по инициативе администрации школа стала стажировочной площадкой ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» и ФГАОУ ВПО КФУ «Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной пере-подготовки работников образования», занимающихся повышением квалификации педагогов и руководителей учреждений образования. Только за один учебный год в школе были проведены четыре стажировки учителей и руководителей школ Республики Татарстан. «Оценка формиро-вания метапредметных и предметных компетенций на основе музейной педагогики» - семи-нар – стажировка для заместителей директора школ РТ. «Формирование ключевых компетен-ций на уроках английского языка как одно из условий развития учебного потенциала учащих-ся» - семинар для учителей английского языка школ РТ. «Коммуникативно - ориентированное обучение родному русскому языку и родной русской литературе в школах в условиях внедре-ния ФГОС ОО» - семинар для учителей русского языка школ РТ. «Система оценки качества образования» - семинар – стажировка для заместителей директора школ РТ.

Как видно из тем и направлений семинаров – стажировок, многие учителя школы смогли обобщить свой опыт, поделиться изюминками в работе и показать свою системную деятель-ность по данным вопросам. Подготовка и выступления на мероприятиях такого уровня спо-собствуют самореализации и самовыражению каждого учителя, а, следовательно, и развитию его внутренней мотивации.

По инициативе администрации с 2016 года в школе ежегодно проводится Республикан-ский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Аксаковские чтения». Трудно переоценить значение проведения этого конкурса на базе школы для творческого роста педагогов. Разные формы деятельности – работа совместно с представительным жюри, подго-товка научно-исследовательских работ учащихся, выступление с собственными педагогиче-скими разработками на секциях конкурса, участие в торжественном открытии конкурса и в его организации - также дает возможность педагогам школы удовлетворить потребность в самовы-ражении.

Особый акцент администрация школы сделала на подготовке и участии педагогов школы в профессиональных конкурсах. После тщательной теоретической подготовки и работы с пед-коллективом был проведен школьный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2019», в котором приняли участие педагоги, представлявшие все методические объединения. Это меро-приятие позволило педагогам не только творчески обобщить опыт работы учителей – участни-ков конкурса в форме методического семинара, но и посмотреть наиболее удачные и интерес-ные с методической точки зрения уроки коллег, поработать в жюри конкурса с серьезной кри-териальной базой.

Победители школьного этапа приняли участие в дальнейших конкурсных мероприятиях, и на их примере мы видим четкую реализацию потребности в росте человека как личности и как профессионала. Кроме того, конкурсные мероприятия позволили сплотить коллектив, ра-ботала творческая группа поддержки конкурсантов, помогавшая им на всех этапах конкурса. Высокие результаты были достигнуты также и благодаря успешной реализации института наставничества, когда глубокие знания опытных педагогов передавались и с благодарностью принимались конкурсантами. По окончании регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2019» наши педагоги – участники выступили на итоговом педсовете, показа-ли коллективу учителей замечательные мастер-классы по своим предметам, рассказали об уча-стии в конкурсе, о новых задумках и планах.

Вышеописанная планомерная деятельность администрации школы по мотивации педа-гогов принесла свои результаты. Среди наших педагогов

- получатели грантов «Учитель – мастер» и «Наш новый учитель»,

-победители и призеры Республиканского конкурса научно-исследовательских и творче-ских работ учащихся «Аксаковские чтения»,

- победитель I открытой муниципальной научно - практической конференции им. М.С. Устиновой,

- победитель районного этапа, финалист городского этапа и участник зонального и рес-публиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года - 2019»,

- призёр районного, лауреат городского, победитель в номинации «Учитель-творец», зо-нального и республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года - 2019», вошед-ший в десятку лучших учителей РТ.

Таким образом, в последнее время в нашей школе происходят изменения, позволя-ющие педагогу не только раскрыть свой творческий потенциал, но и быть активным участником инновационных процессов в образовании. Одним из методов управления личностью является мотивация, которая воздействует на потребности и желания индиви-дуума в саморазвитии. Руководитель любого образовательного учреждения ставит перед собой задачу – использовать мотивацию как процесс побуждения педагогических ра-ботников к деятельности. Этот процесс, несомненно, ведет педагогов к реализации личностных целей, а также к реализации конечных целей образовательной организации.

Грамотно выстроенная система действий по мотивации профессионального развития пе-дагогов, использование разнообразных методов стимулирования в полной мере будут способ-ствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективно-сти деятельности образовательного учреждения, достижению им высокого уровня конкуренто-способности на рынке образовательных услуг.

Источники:

1. Научно – практический журнал «Управление школой. Завуч» №6, 2010. Кирдян-кина С.В. «Комплексно-целевая программа «Оптимизация профессионального роста педаго-гов».

2. Кирдянкина С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. - № 6. – 2010.

3. https://multiurok.ru/files/sieminar-praktikum-povyshieniie-motivatsii-i-profi.html

4. https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/04/29/motivatsiya-professionalnogo-razvitiya-pedagogov

5. http://pedsovet.su/kadry/5780_kak_motivirovatuchitelya

6. https://moluch.ru/archive/169/45526/

7. http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/1-2016/1-1.Bobrineva.Trubnikova.pdf


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика