Информационная культура учителя

Анна Сергеевна Гусева,
заместитель директора по учебной работе,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Гимназия №90» Советского района г. Казани


Каким должен быть современный учитель?

Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. К сожалению, старые подходы с новыми детьми не работают. Очевидно, что учителю следует помнить, что современные дети — другие. Они «живут» в интернете, у них нет культа взрослого человека.

Учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов:

• Меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности.

• Признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитель к таким точно не относится.

• Развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».

Современные глобальные процессы, которые захватывают все сферы общества, заставляют систему образования углублять свой вектор развития, развивать у своих выпускников инициативность, умение творчески смотреть на окружающий мир, профессиональную мобильность, обладать одним из важнейших навыков - уметь получать и проверять информацию в открытой информационной среде на достоверность и применение в профессиональной деятельности.

Учителю необходимо уметь ориентироваться в непрерывно растущем информационном потоке и прививать это умение своим ученикам. И сегодня в профессиональной педагогической среде широко используются понятия «информация», «информационный» и т.п. в различных ипостасях. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно чётко обозначены сущность и место информационной культуры в деятельности педагогов и в системе педагогической культуры. Информационная культура сегодня является необходимым компонентом педагогической культуры. Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность.

Несомненно, современный преподаватель должен быть готов к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы. А это предполагает не только выработку соответствующих умений и навыков, но и развитие всех компонентов информационной культуры педагога.

Еще в середине 80-х годов предпринимались попытки вести обучение с помощью компьютерных программ. Однако они потерпели неудачу, ведь несовершенство программных средств не позволяло компьютерным технологиям получить явное преимущество перед традиционными формами обучения. Была еще одна важная причина — компьютер не являлся доступным средством обучения. Учителя еще не были готовы принять компьютер как регулярное учебное средство.

Учителю сегодня нужно быть готовым к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы, что предполагает развитие всех компонентов информационной культуры педагога.

Во всем мире сегодня идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются современные программные средства учебного назначения.

С 2016 года самым обсуждаемым трендом стала цифровизация всех сфер нашей жизни, в том числе и образования. В декабре 2016 года был утвержден проект СЦОС – Современная цифровая образовательная среда. Согласно этому проекту к 2025 году все школьное образование перейдет в онлайн режим. И действительно, сейчас обычный урок с доской и мелом уже становится не интересен детям. В настоящее время уже и обычные презентации устаревают. У современных детей «клиповое» мышление. Они лучше воспринимают короткие яркие образы, появляющиеся в телепередачах, новостях, видеороликах, газетах.

Благодаря, техническому оснащению нашей гимназии, наши учителя могут демонстрировать информационную культуру в полной мере.

Учителя нашей гимназии пользуются сервисом «Российская электронная школа». РЭШ – это информационно-образовательная среда. Здесь размещен полный курс уроков учителей России. В каждом уроке имеется небольшой видеоролик с объяснением основных понятий темы, интерактивные задания для закрепления, задания для самостоятельной работы.

Как было отмечено ранее, современные дети «живут» в интернете. И это действительно так, значительная часть школьников все перемены проводит в своих гаджетах – играют в игры, а школьники постарше сидят в социальных сетях. А возможно ли эту их зависимость от телефона и Интернета направить в нужное русло с пользой для учебы?

Например, сервис kahoot. Это сервис для создания онлайн-викторин, тестов, опросов.

Для создания онлайн работы также используется googleclass. Здесь можно размещать как теоретический материал, который ученики могут прочитать, если отсутствовали на уроке, могут использовать его для повторения материала, могут задать вопросы по пройденной теме, так же здесь можно размещать тексты с вариантами ответом, с кратким ответом.

Использование информационных технологий на уроках повышает у учеников интерес к уроку, мотивацию к предмету.

Также активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, контроль, что способствует в целом повышению качества образовательного процесса. Педагог, освоивший информационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.

Список литературы:

1. Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе// Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Январь-июнь 2003, ART 922. - CПб, 2003.

2. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика