Профессиональный стандарт педагога и ИКТ-компетентность

Лариса Геннадьевна Бухарова,
старший методист Информационно-методического отдела
Управления образования ИКМО г.Казани


Приказом Минтруда России №544 от 18 октября 2013 года был утвержден Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Прежде, чем вышел этот приказ, документ широко обсуждался общественностью, вносились предложения и поправки. Вступить в силу Профстандарт педагога должен был 1 января 2015 года, но пока по сей день действует в пилотно-экспериментальном режиме. В 2016 году вышел еще один приказ Минтруда России №745, предписывающий Профстандарту вступить в полную силу уже с 1сентября 2019 года, т.е. с начала будущего учебного года. Но ему опять устанавливают 4-х месячный переходный период. В общем, «трудная жизнь» у данного документа… Но, я в своей статье, хочу поговорить не об этом. Думаю, все-таки Профстандарт педагога вступит в свою полную силу в ближайшем будущем.

Этим нормативным и самым главным документом определены основные профессиональные компетенции, которыми должен будет владеть каждый педагог, работающий в образовательной организации. Меня же, как специалиста, отвечающего за направление «Информатизация образования», интересует информационно-коммуникационная компетенция. Поэтому давайте попробуем глубже разобраться в ней. Посмотрим, что мы уже знаем, умеем и делаем в этой области.

Согласно Профстандарту педагог должен формировать у обучающихся навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, владеть основами психодидактики и знать закономерности поведения в социальных сетях. Т.е. - педагог должен прекрасно владеть компьютером, уметь проводить видеоконференции, видеопрезентации и разбираться в социальных сетях.

Иными словами, педагог должен владеть:

- общепользовательской ИКТ-компетентностью;

- общепедагогической ИКТ-компетентностью;

- предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Теперь подробнее по вышеперечисленным пунктам.

1. Общепользовательская ИКТ-компетентность:

- использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ (т.е. включать-выключать и перезагружать компьютерную технику, ставить на паузу, а затем опять запускать);

- устранение неполадок (конечно же, мелких неполадок, таких как разъединение провода, установка несложного программного обеспечения, подсоединение компьютерной «мышки» и т.п.);

- обеспечение расходуемых материалов (замена картриджа в принтере);

- соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации);

- видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе (записать видео на компьютер, сделать фото и загрузить в компьютер и т.д.);

- клавиатурный ввод информации;

- аудиовидеотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками);

- навыки поиска в Интернете и базах данных;

- систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

На мой взгляд, и опираясь на 20-летний опыт работы с педагогами в данном направлении, всеми этими компетенциями наши педагоги владеют, и большую долю из них можно назвать «уверенными» пользователями персональной компьютерной техники. Поскольку, еще к 1 сентября 2008 года, при финансовой поддержке Исполкома города был реализован проект по обучению ИКТ учителей-предметников и руководителей общеобразовательных организаций Казани. Задача – достижение 100% владения основами ИКТ всеми учителями, была полностью выполнена.

В 2010 году в рамках реализации направления «Электронная школа» Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы осуществлялся проект «Развитие школ Республики Татарстан в условиях информатизации образования». В рамках этого проекта проводилось множество семинаров, мастер-классов, обучение педагогов с целью освоения знаний с помощью ИКТ. Здесь в помощь педагогам был призван документ «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО». Это плод многолетнего успешного сотрудничества ЮНЕСКО, CISCO, INTEL, ISTE и Microsoft, который подготовлен с учетом рекомендаций специалистов в области информатизации школы и успешно применяется при организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях г.Казани и по сей день.

2. Общепедагогическая ИКТ-компетентность:

- включает планирование, анализ и организацию образовательного процесса;

- составление портфолио учащихся и учителя;

- дистанционное консультирование учащихся;

- организацию и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде;

- визуальную коммуникацию, организацию мониторинга учащимися своего состояния здоровья и др.

Рассмотрим, как эти компетенции реализуются на практике. Первые два критерия освоены нашими педагогами одновременно с базовыми знаниями работы с персональным компьютером. Как только педагоги научились работать на ПК, так сразу все свои учебные планы, анализы, рабочие программы и др. документы стали создавать в электронном виде. Подтверждением этому могут стать смотры-конкурсы педагогических лабораторий учителей-предметников, ежегодно проводимых Управлением образования с 2014 года. Так, высоко оценивался один из критериев смотра-конкурса педагогической лаборатории учителя - систематизация материала по каждой теме и каждому уроку в каждой параллели, как в бумажном варианте, так и на личном информационном ресурсе учителя (например, создание папок на рабочем столе компьютера учителя или даже персонального сайта).

Дистанционное консультирование также теперь никого не удивляет и является обычной практикой работы педагога и обучающихся. Делается это и посредством электронной почты, и через соцсети, где создаются многочисленные группы по интересам, и через личный сайт или блог учителя в сети Интернет.

Существует много различных компьютерных программ, как разработанных специальными организациями, так и лично самим педагогом, которые позволяют проводить различные опросы и мониторинги на любые темы и предметные области. И наши педагоги повсеместно их используют в своей профессиональной деятельности.

К тому же хочу добавить, что в рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы появился портал «Электронное образование в Республике Татарстан» и школьные бумажные журналы и дневники были заменены на электронные. Что существенно повлияло на степень и качество овладения педагогами ИКТ-компетентностями.

Вышеупомянутые «Рекомендации ЮНЕСКО» подчеркивают, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и, в итоге, стать полноценными гражданами и работниками.

Способы и методы использования ИКТ в учебном процессе, конечно, зависят от изучаемого предмета.

3. Предметно-педагогический ИКТ - компонент включает:

- постановку и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета;

- получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных;

- обработку числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации;

- поддержку учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся и др.

Не секрет, что сегодня есть еще школы, в которых материально-техническая база лабораторий кабинетов физики, биологии и химии устарела, пришла в негодность и проводить эксперименты «вживую» порой становится опасно или невозможно совсем. На помощь в этом случае приходят ИКТ. Использование компьютерной техники в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогов. Виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению предметов, требующих визуализации некоторых физических и химических процессов. Школы сейчас активно оснащаются цифровыми лабораториями, и наши педагоги успешно их используют в своей деятельности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Профстандарт педагога в части владения ИКТ - компетентностями уже работает. Педагоги г.Казани не мыслят свою деятельность без применения компьютерной техники. А использование компьютеров требует ИКТ - компетентности. Круг замкнулся. Мы готовы к вступлению Профстандарта педагога в жизнь!


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика