Савия Хафизовна Загидуллина,
директор МБОУ «Лицей №159» Советского района г.Казани,
Заслуженный учитель школы РТ, Почётный работник общего образования РФ
«В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя»
К.Д.Ушинский
Вариантов корпоративной деятельности, которые соответствует современному представлению о сотрудничестве в педагогическом коллективе может быть несколько:
Первый вариант - деятельность педагога-ментора. Следствие такого сотрудничества - пассивное восприятие и отсутствие результата деятельности
Второй - переход от индивидуальных форм работы к фронтальным. Результат - выдвижение идей, коллективный результат сотрудничества.
В рамках профессиональной деятельности возможны оба варианта. Но эффективен второй как отвечающий современным тенденциям развития образования, способствующий выдвижению нестандартных идей и поиску нестандартных решений и выходу на результаты: личностные, регулятивные, познававательные и коммуникативные результаты.
В основе творческого взаимодействия лежат корпоративные ценности:
1. Сотрудничество - источник силы в коллективе. Девиз: «Работаем вместе, помогаем друг другу, поддерживаем!»
2. Стремление к совершенствованию. Девиз: «Не останавливаемся на достигнутом и всегда стремимся к большему! Максимум эффективности во всех процессах».
3. Мастерство. Девиз: «Наша преданность делу превращает знание и опыт в настоящее мастерство».
СИСТЕМУ взаимодействия и сотрудничества коллектива можно представить в виде схемы «Могучее древо»
Древо - символ динамичного роста и развития.
Корни - это корпоративные ценности, которые закрепляют ствол древа, обеспечивая его вертикальное положение и устойчивость. Древо держится на корпоративных ценностях: сотрудничестве, стремлению к совершенствованию и мастерстве.
Ствол древа символизирует миссию коллектива - образовательную деятельность школы. Ветви олицетворяют разнообразие направлений деятельности коллектива:
• учебную
• воспитательную
• методическую
• спортивно-оздоровительную
• социальную
• информационную и другие.
Крона дерева обильна, что показывает мощь нашего большого и дружного коллектива.
В лицее действует несколько внутренних образовательных площадок:
• кабинеты как творческие мастерские, в которых есть методическое сопровождение и обучение учителей происходит на рабочем месте;
• творческое ателье как мастерская для педагогов лицея по решению профессиональных задач, направленных на формирование лингвокультурологических и информативно-коммуникативных компетенций. Среда творческого ателье стимулирует профессиональное саморазвитие.
• Кабинет «Социальное партнерство. Мы - команда».
• Кабинет заместителей директора.
В школе создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников; и различные формы педагогического мониторинга: анкетирование, тестирование, собеседование, портфолио учителя; и внутришкольные мероприятия по обмену опытом.
Внутренние формы обучения (традиционные и инновационные)
1) Виртуальная методическая приемная.
2) Электронное обучение.
3) Консалтинг (консультации, цель консалтинга — помочь системе управления в достижении заявленных целей).
4) Сайты
5) Работа в творческих группах
6) Конкурсы
7) Педагогические советы
8) Недели педагогического мастерства
9) Педагогические выставки
10) Подготовка методических рекомендаций
11) Семинары-практикумы, круглые столы
12) Презентация собственных достижений.
Данные формы обучения снижают уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
На этих площадках работают Центры и временные творческие группы, которые в тесной взаимосвязи между собой дают возможность расширить поле деятельности коллектива, эффективно осваивать несколько направлений одновременно и плодотворно работать в них.
Центр естественно-научного направления «Зеленый дом», языковой центр развития и образования «В начале было слово», Центр начальной школы «Азбука смыслов», эстетический центр «Гармония», гражданско-патриотический центр «Времен связующая нить»
Творческие группы педагогов - путь неформального внутрикорпоративного повышения квалификации:
• по работе с одаренными
• по подготовке к конкурсам педагогического мастерства
• по организации профориентационной работы
• по формированию здорового образа жизни
• по организации работы с родителями
Корзина с виртуальными плодами.
Зеленые плоды в корзине означают проблемы и проблемные ситуации, которые возникают в коллективе и требуют доработки, пересмотра.
К ним можно отнести:
1) Функционирование лицея в две смены, отсутствие свободного времени для профессионального роста, духовного обогащения
2) Формализм как следствие профессионального выгорания педагогов
3) Проблема адаптации молодых педагогов, и возможен такой вариант
4) Нежелание вливаться в коллективное дело
Таким образом, директор - тот человек, который определяет стратегию развития не только своей жизни, но и в какой-то мере каждого педагога и, самое важное, закладывает рисунок социально-значимой личности ребенка, чтобы в дальнейшем сложился портрет целой эпохи, в которой потенциал каждого и всех раскрылся бы в полной мере.
Главная цель, ради которой выстраивается наше сотрудничество - это школа ХХI века, способная создать комфортную и одновременно развивающую образовательную среду как прообраз будущего общества, постоянно обновляющегося, но в то же время «человекоориентированного», т. е. предоставляющего максимум возможностей для самовыражения и самосовершенствования.
Сотрудничество педагогов является прообразом для ученического взаимодействия; ребенок в школе может и должен пробовать себя в разных видах сотворчества, тестировать различные социальные роли. Само пространство школы предоставляет ему возможность подобных образовательных путешествий.
Каждый коллектив школы имеет свой взгляд на корпоративные ценности и свое видение на реализацию этих ценностей. Из этого и складывается особенность каждой школы, ее дух, уклад, традиции и некое скрытое содержание образования, ее ценность.
Аспект скрытого содержания образования – это что-то неуловимое, что отличает одну школу от другой, и имеет выражение в определенном имидже школы, ее социальной значимости, статусности, дает возможность педагогам и учащимся позиционировать себя как представителям своей школы.
Умение найти баланс интересов разных участников образовательного процесса, полное вовлечение их в процесс обучения, баланс доступного и качественного образования, баланс жизненных гарантий и востребованности в профессии, баланс тактики выжидания и сотрудничества, баланс личного и общественного - формула управленческого компромисса, овладение которой представляет искусство управления директора.