«Школа без отстающих: мои управленческие стратегии»

Наталья Петровна Маслова,
директор МБОУ «Школа № 70»
Кировского района г. Казани


Верю в себя, вижу цель,
не вижу препятствий!
х/ф«Чародеи»


Листая Дневник рефлексии в рамках реализации курсов повышения квалификации («Развитие лидерского потенциала и управленческих компетенций»), вспоминаю основные задачи социального управления:

- упорядочить!

- сохранить!

- развить!

Каждое слово – гвоздь! Нет, не гвоздь - столп! Столп в создании условий для формирования осознаваемой потребности в осуществлении образовательной деятельности. После подобного так и хочется быстрее ворваться в школу для реализации этого на практике.

Но обо всём по порядку…

02.12.2015г.

ОЦЕНКА? ОЦЕНКА! Какая она? Что значит получить «пять» или «два» - значит ли это вообще что-нибудь для учащихся? Имеет ли для всех это одинаковое значение? Эти вопросы подробно разбираются на проблемной лекции «Комплексная оценка образовательных достижений учащихся на отдельных ступенях образования». Кто же может по достоинству разглядеть и оценить победу «маленького» человека? Как правильно похвалить, не сбивая мотивационных целей? Как поддержать, если знания можно оценить не более чем в «два балла»?

Чем больше задаёшься вопросами, тем больше их становится, ведь работа учителя – непрерывная постановка задач самому себе, в первую очередь. А ведь я – учитель математики. И как учитель постоянно сталкиваюсь с главным вопросом - можно ли поставить «двойку»? так и не найдя верного ответа, я ни разу в жизни не поставила неудовлетворительную оценку за четверть. Просто не могу! Жалко зарёванного ученика или озлобленного родителя? Нет! Просто именно в тот момент, когда понимаешь, что нужно поставить «два», прекрасно понимаешь, ЧТО нужно сделать. Нужно – «ЭТО»! «ЭТО» нужно сделать, чтобы подготовиться к завтрашнему дню. «ЭТО» - схитрить, суметь разглядеть в ученике его пусть маленькую, но Победу. «ЭТО» - любыми способами научить его добывать знания. «ЭТО» - получить вместе с ним «тройку», заслуженную, честно заработанную.

Нужно отметить, что я совсем не против оценки «два» - у нас в стране пятибалльная система оценивания; я категорически против отстающих. Ведь «2» - это всего лишь оценка, как правило, легко исправляемая. А вот «отстающий» - неприятная, одиозная характеристика ребёнка, которая зачастую приклеивается к нему навсегда. Из этого омута редко кому удаётся выбраться – для этого нужны неимоверные усилия и чувство собственного достоинства, зачастую потерянные при постановке подобного штампа.

Так как же избежать подобных ситуаций? Ответ, как ни странно, довольно-таки прост. Нужно создать модель школы социального успеха. Нужно создать школу, где будет хорошо всем. Где учителя будут рады видеть каждого своего ученика, они будут открыты к сотрудничеству с каждым из них. Утопия? Нисколько! Для этого просто-напросто нужна сплочённая команда, готовая к сотрудничеству, нужно то самое простое - чувство локтя соседа, которого временами так не хватает. Ведь мудрость гласит: «Птицы, у которых одинаковые перья, летают вместе». Так и учителя внутри одной школы – те же птицы с одинаковыми перьями. А педагогическая деятельность – наш полёт – направлена на ежедневный кропотливый труд для улучшения результатов учеников. И каждый из них должен пройти свой Путь Героя [Лукша].

И только когда ожидания будут равны результатам, мы будем переживать состояние радости, а это и есть определение истинного успеха.

ШМО

Другая составляющая успеха – это переосмысление самого понятия ШМО. На данный момент ШМО представляет предметную направленность, но не решает проблему становления личности. Нужна иная форма их структуризации, а именно по параллелям, так как каждая из них отдельно сталкивается со своим спектром вопросов. Учителя, работающие в пятых и девятых классах, преследуют разные воспитательные цели – их объединение по предметным областям крайне не логично.

Нужно создать конгломерат – объединение для преследования одной цели, причём силы эти должны иметь одну и ту же идеологию, но с сохранением высокой степени самостоятельности каждой из них.

«Закон крышки»

Это именно то, что, к сожалению, мешает многим развиваться. Самопровозглашённый закон этот гласит всем известную мудрость: «выше головы не прыгнешь». Так как же совершить этот «прыжок»? Для этого стоит ответить самому на ряд вопросов:

- как ясно я мыслю?

- насколько хорошо планирую?

- каковы мои человеческие качества, а каковы навыки?

- насколько я силён в получении результата?

Только после ответа на эти вопросы можно с уверенностью требовать подобное и от своих учеников. В ином случае, это всего лишь лицемерие перед самим собой, так как осознавать нужно самого себя, занимаясь ежедневной рефлексией.

Ежедневно, приступая к работе, нужно вернуться мысленно во вчерашний день, что именно было сделано. И от этого уже будет зависеть решение, чем заниматься дальше, ведь никто, кроме меня самой, его принять не сможет.

Визуализация

Сильнейшим инструментом в движении к цели является именно визуализация. Простейшим примером может стать выступление спортсменов по синхронному плаванию. Тренер, ежедневно записывающий тренировки и соревнования, с уверенностью может сказать, что именно делал каждый из атлетов для достижения общей цели. Но и каждый сам должен увидеть свой вклад (или обузу) со стороны – именно признание собственных ошибок ведёт к дальнейшему их отсутствию. Также и в школе каждый должен чётко знать свои функциональные обязанности во имя реализации поставленных (как целых, так и частных) целей. У учителей должна быть вера в то, что они делают одно дело, следуют одним идеалам.

Подзаголовок

В нашей школе учатся 998 учеников, каждого из которых я знаю лично. И 1703 родителя – с некоторыми из них не знакома. Но плохо ли это? Ведь в первую очередь мы работаем с детьми, а уже потом с родителями. Родители могут только оказывать посильную помощь и поддержку в воспитании новых поколений. С родителями, как правило, приходится общаться именно из двух противоположных групп детей: «одарённых» и «неуспевающих» - работа с ними и предполагается в индивидуальных планах. Но может ли один и тот же ребёнок попасть одновременно и в ту, и в другую группу? Как ни странно, да! Ярким примером стал один из нынешних восьмиклассников. Он прекрасно играет в хоккей – тренеры прочат ему блестящую карьеру, но во время хода очередных соревнований учебная его деятельность практически сходит на нет. Он может учиться, если не на «пять», то на средние баллы по всем предметам, его нельзя назвать неуспевающим. Подобные случаи исключительные, но встречаются всё чаще в современности. Следовательно, истинно прогрессивная школа должна предоставить и подобным индивидам раскрыть свой потенциал, и они заслуживают отдельно взятой программы воспитания и обучения. Но система пока не готова ее предоставить!

«Путь ученика»

К 2030-му году, по мнению некоторых исследователей, совершенно до неузнаваемости изменится система образования. От нынешних стандартов мы перейдём к мультидисциплинарной подготовке. По подобным прогнозам, произойдёт «большая чистка» образовательных программ. Будет выделяться определённое количество мест относительно рынка готового спроса услуг и товаров, то есть каждый обучающийся заранее будет знать своё определённое место в будущей жизни. «Кадровый заказ» станет основным поставщиком образования. Ещё одной важной особенностью образования станет то, что учитель поменяет свою роль из источника знаний к тьютору или навигатору, ведь уже сейчас у каждого из учеников вся мировая и нужная ему на данный момент информация находится на «кончиках пальцев». Отрицать прогресс бесполезно, никто не сможет с уверенностью сказать, что он отказывается жить в XXI веке.

Вместо вывода

Заставляет задуматься над всем этим именно плачевная ситуация с неуспевающими детьми, которые есть практически в каждом учебном заведении. Предлагаемые методы и средства позволят устранить вышеназванную категорию учеников как таковую. Каждого ребёнка можно научить на твёрдую «тройку» (а не на «нарисованную»)!

На сегодняшний день проблем с успеваемостью в нашей школе нет, есть проблемы с качеством. Основной проблемой всё ещё является принцип набитого до отказа суперсовременного авиалайнера, который, кроме того чтобы начинить, нужно ещё и поднять в воздух – так и проблема с поднятием уровня качества образования. У нас есть решения и средства, осталось теперь всю эту «махину» ещё и поднять.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика