Успех, успешность, успешная школа – что это такое?

Альфия Блигвардовна Хабибуллина,
директор МАОУ «Лицей №131»
Вахитовского района г.Казани


Мы приведём сюда и дочь, и сына Мы с трепетом войдём в знакомый класс... Мы поняли: "нам целый мир - чужбина", Сто тридцать первая - отечество для нас. В.В.Дубинина, выпускница школы №131 1968 года


История возникновения Лицеев относит нас к V-IV вв. до н. э, когда в этом учебном заведении в Афинах обосновался Аристотель. Аристотелю обучение представлялось удовольствием, ибо это – естественная потребность: «подобно удивлению», оно есть стремление познакомиться с предметом, возбудившим внимание. И занятия поначалу проводились в обстановке живого, непринужденного общения, а именно к нему и сводилась прежде всего умственная тренировка подростков. Свободная связь взрослого с подростком, основанная на любви ко второму и на приязни второго к первому, остается актуальной и на сегодняшний день. Следовательно, основная идея Лицея – обучение через воспитание и общение.

Лицей №131 основан в 1961 году как школа с углубленным изучением математики. На протяжении существования образовательного учреждения предпринимались попытки изменения формы и содержания обучения. Это было связано чаще всего с необходимостью глубокого изучения школьных дисциплин, а также поисками наиболее эффективных методов обучения, которые позволяют лучше осваивать предлагаемый программой материал.

Следует отметить, что современная педагогика на первый план выдвигает гуманизацию образования путем изменения отношений учитель - ученик.

Наш лицей одной из действенных технологий достижения успеха видит гармоничное сочетание традиционных форм преподавания (начиная с Лицея Аристотеля) с инновационными разработками в области образования. Как ни парадоксально, может быть, это звучит, но коллектив преподавателей лицея ставит себе задачей научить лицеистов получать удовольствие от учебы, организовать процесс таким образом, чтобы стремление к знаниям, желание получить новую информацию исходили от учащихся, а не насаждались диктаторскими методами. Важно, чтобы выпускники школы использовали приобретенные навыки и по выходе из лицея.

Для формирования и развития личности лицеистов используются следующие технологии достижения успеха.

1. Технология сотрудничества. Стремление и умение работать в коллективе.

2. Технология развития критического мышления. При использовании данной технологии овладение новыми знаниями начинается не с знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи.

3. Мотивационная технология. Осознание учащимся конечной пользы от предпринятой деятельности.

4. Технология коммуникации. Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию педагога: он равноправный собеседник.

5. Технология креативного мышления. Сегодня актуальна проблема готовности человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – это социальный запрос.

Анализ работы МАОУ «Лицей №131» позволяет сделать вывод, что тип учебного заведения «лицей» и сегодня имеет ряд отличий от общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов. Эти отличия связаны с нагрузкой, которая ложится на учащихся, а также и на учителей, с необходимостью реализации индивидуальной одаренности, с создания особой атмосферы в лицее.

Для реализации данного проекта необходимы определенные условия. В Лицее 24 класса, всего 700 обучающихся. Обучение ведется в одну смену – это позволяет организовать занятия в различных кружках по основной направленности, а также подготовку к олимпиадам различного уровня. Все классы в одной параллели обучаются по одному учебному плану, в 7-9 углубленное изучение физики и математики, в 10-11 – физика и математика изучаются на профильном уровне.

Приоритетным направлением для нас является работа с одаренными учащимися. Проверено временем, что одаренный ученик должен иметь право обучаться среди равных себе по способностям. В самом деле, если ребенок показывает хорошие результаты в учебе, в своем классе является лидером, то перед ним нужно ставить другие, более высокие цели. Такие учащиеся должны иметь возможность обучаться у учителей, которые преподносят учебный материал на более высоком уровне. Все это работает на создание конкуренции среди учеников, на воспитание лидерских качеств.

В учебном заведении основной акцент делается на углубленном изучении физики и математики. Но приветствуется и поощряется участие в олимпиадах и состязаниях любой направленности. Делается это еще и для того, чтобы все учащиеся (а не только добившиеся значительных результатов в изучении физики и математики) чувствовали себя комфортно, повышали свою самооценку. Для этого предусмотрено развитие системы дополнительного образования.

Инновационные методы управления учебным процессом предполагают изменение традиционной формы работы учитель – ученик. Но роль учителя в данном случае становится более значимой, чем раньше, так как он использует в преподавании методы сотрудничества, а не диктата. Уровень педагогического мастерства преподавателя лицея должен быть очень высоким, он должен соответствовать требованием современности. Учитель должен быть искренне увлечен материалом своего предмета и действительно заинтересован представляемыми им целями. Ученики очень хорошо чувствуют, когда преподаватель не увлечен темой, а просто механически пересказывает и проверяет учебный материал.

Поэтому все технологии успешности применимы и к педагогическому коллективу. Коллектив преподавателей Лицея – это профессионалы своего дела, увлеченные, творческие люди.

Несмотря на основную и приоритетную задачу – получение знаний, жизнь лицея на этом не ограничивается. В лицее создано широкое поле для творческой деятельности, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом.

Чтобы выполнить эстетико-просветительские функции, в лицее проводится огромное количество культурно-массовых мероприятий: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, спектакли, выставки детского творчества, благотворительные ярмарки изделий ручной работы. Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.

Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений учащихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.

Одна из любимых традиций лицеистов – проведение самодеятельного творческого концерта «Музыкальная гостиная», которая объединяет огромный коллектив учащихся благодаря силе музыки. Ведь не секрет, что МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. Понимать музыку – значит понимать другого человека, чувствовать его настроение и внутреннее состояние. Музыка создаёт определённый эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению. Благодаря таким мероприятиям, как «Музыкальная гостиная», лицеисты учатся выражать свои чувства, переживания, осознают связь музыки с жизнью.

Лицей – это большая семья с хорошими традициями и богатой историей. Как много интересного происходило и постоянно происходит в нём! Чтобы не терять существующую связь между его настоящим и прошлым, необходимо сообщать не только о новых сведениях или забытых фактах из его истории, но и о том, что кажется значительным здесь и сейчас. Школа - это маленькое государство, и как во всяком государстве, в ней должны быть свои средства массовой информации. Мастера художественного слова участвуют в создании школьной газеты «Импульс». С каждым её выпуском, с каждым составом, работающим над ним, менялось её содержание, её облик, но главным всегда оставалось то, что она являлась и является вестником информации о школьной жизни, средством общения обучающихся, учителей и родителей, что способствует развитию творческих способностей обучающихся. Газета выступает одним из способов самовыражения и самореализации. Школьная пресса занимается освещением и популяризацией учебно-воспитательного процесса. По словам детей, этот проект не просто школьная газета, это своеобразное хранилище интересов современных учеников и учителей, где сочетается прошлое и настоящее, но мы не забываем смотреть в будущее.

Ежегодно большое количество ребят участвует не только в предметных олимпиадах, но и во многих творческих конкурсах, например интеллектуальной игре “Что? Где? Когда?” Традиционно в начале учебного года учащимися старших классов проводится школьный турнир, по результатам которого отбирается команда учащихся 7-х классов интеллектуального клуба. В лицее организованы три команды «Лучи Ксенона», «Черный хлебушек» и «Команда Фёдора Рыбочкина». В течение года ребята принимают участие во многих кубках и первенствах как на уровне города, Республики, так и на уровне России, и становятся призерами и победителями.

Ценным средством воспитания в лицее являются традиции, которые не только формируют общие интересы, но и придают определённую прочность жизнедеятельности школы, сохраняя преемственность поколений, любовь и уважение к её истории, стремление приумножать её славу. К ним можно отнести как мероприятия, проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся между учителями, учениками, родителями и выпускниками лицея. Всё это создаёт в школе особую, неповторимую, ни на что не похожую атмосферу. Традиционные мероприятия нашего лицея организуются так, что каждый ученик нашёл себе дело по душе, испытал ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенность в себе.

Наши традиции:

• "Золотая осень"

• Лыжный поход

• День защиты детей

• День лицеиста

• Дни науки

• Дары осени

• Благотворительная ярмарка

• Сбор макулатуры

• Посещение домов-интернатов и коррекционных школ

• "Визиты добра"

• "Музыкальные гостиные"

• Подготовка новогодних подарков для детей-инвалидов

• Подготовка новогодних праздников для детей сотрудников лицея

• Конкурс песен на английском языке

• "Аллея добра"

• Встречи с учителями - ветеранами школы

Учащиеся лицея – активные участники спортивной жизни района, города и республики. Наши спортсмены регулярно участвуют во многих соревнованиях и первенствах и показывают хорошие результаты по многим видам спорта (волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика, шахматы, настольный теннис, плавание, лыжи и другие). Спортивные соревнования оказывают огромное воспитательное воздействие на учащихся, помогая развивать чувство коллективизма, товарищества, силу воли и другие качества. Мэр города Казани Ильсур Раисович Метшин во время своего визита в лицей был приятно удивлён большому количеству кубков, дипломов и медалей, завоеванных учащимися лицея за спортивные достижения.

Выпускники лицея – как правило успешны во многих областях деятельности: и в математике и физике, в медицине, в химии, и в искусстве, в литературе. Они узнают друг друга, в какой бы точке земного шара ни находились, они всегда испытывают родственную связь друг с другом, с нашим лицеем, с городом, с Республикой. Они приводят сюда своих детей и внуков, мечтая вовлечь их в это единое братство «131», поэтому девиз нашего лицея «Живу в деяниях учеников»!


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика