В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение-это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.
Однако, прежде чем говорить об имидже образовательного учреждения и особенностях его формирования, необходимо уточнить смысл понятия «имидж».
Современный словарь трактует понятие «имидж» (от лат. imago - «изображение, образ») как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать воздействие в целях популяризации и рекламы. Обратим ваше внимание на несколько ключевых слов: «целенаправленно», то есть имидж – это то, что можно планировать и создавать; «эмоционально-психологическое воздействие», то есть он «работает» с чувствами, а не только с логикой; «воздействие на кого-либо», то есть необходимо увидеть тех субъектов, ради которых вся эта работа и затевается.
С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.
Гимназия № 21 начиналась со средней школы № 16, которая была открыта в 1976 году. В 2005 году она получает статус гимназии с этнокультурным русским компонентом.
На момент вступления мною на должность директора гимназии ( 2 октября 2012 года) имидж гимназии был на низком уровне. Численность учащихся составляла меньше 500 человек. С трудом набирались дети в первый класс. Перед администрацией и педагогическим коллективом гимназии встала задача повысить положительный имидж.
Серьезное внимание администрацией и педагогическим коллективом стало уделяться обновлению содержания образования.
Качество образования – важнейший показатель успеха школы и поэтому управление им становится приоритетным в работе администрации школы. Анализируя деятельность коллектива в повышении качества образования, можно выделить следующие аспекты:- обновление содержания образования; - использование инновационных технологий;- совершенствование системы методической работы; - системы работы с учащимися различных учебных возможностей; - системы воспитательной работы.
Я хочу остановиться на первом аспекте: обновление содержания образования.
Обновление содержания образования –это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности. Решение о создании дошкольного отделения было принято при поддержке руководства города в рамках президентской программы «Белекеч» в октябре 2013 года. Началась реконструкция здания гимназии. Открытие было намечено на 1 февраля 2014. В период модернизации и реконструкции здания гимназии администрация создавала программу мероприятий, нацеленных на формирование единого образовательно пространства «Детский сад-гимназия». Необходимо было подобрать кадры, а будущих воспитанников в очереди стояло предостаточно. Для реализации программы формирования единого образовательного пространства «Детский сад-гимназия» мы выбрали следующие направления, представленные в таблице и привели доказательство целесообразности введения каждого направления.
Направления работы и доказательство их целесообразности:
Создание единого информационного пространства:
Без создания единого информационного пространства невозможна эффективная согласованная деятельность коллектива. Следовательно, объединение коллектива предполагает создание единого информационного пространства
Педагогически труд – коллективное дела. А эффективность взаимодействий внутри коллектива, взаимопонимание зависит от того, насколько схожи у людей
профессиональные ценности, которые тоже формируются и меняются в зависимости от получаемой человеком информации.
Работа с педагогами:
Управление коллективом – основная предпосылка для эффективной согласованной деятельности образовательного учреждения. В случае объединения двух коллективов формирование связей внутри коллектива и управление ими – основная задача администрации.
Работа с родителями:
Семья во многом предопределяет образовательные результаты ребенка, в т.ч. и по окончанию школы. Родитель изменит свою нынешнюю роль клиента «камеры хранения» на роль «участника образовательного процесса», только если ему авторитетно и эмпирически докажут, что без подобного изменения успех в развитии личности и интеллекта его ребенка будет существенно ниже, нежели с его прямым участием.
Работа с учащимися:
Ребенок и детский коллектив в его развитии, динамике от дошкольника до выпускника школы – основной объект профессиональной деятельности теперь единого педагогического коллектива. Объединение детских коллективов
дошкольников и школьников, а также совместная работа с детьми на переходном этапе из дошкольного детства в школьный возраст – одно из основных условий успешной адаптации ребенка в новых образовательных условиях.
Создание материально-технических условий:
Материально-технические условия – одна из основных предпосылок эффективного образовательного процесса и обеспечение единства образовательного процесса
детского сада и школы невозможно без единой материально-технической базы. Речь идет не только о технике, а об использование образовательного пространства как такового для достижения педагогических целей.
Параллельно работали над созданием нового Устава гимназии. 1 февраля 2014 года мы торжественно открыли дошкольное отделение и началась скрупулезная работа по претворению в жизнь данной программы.
Содержание работы по данным направлениям:
Создание единого информационного пространства:
Реструктуризация школьного сайта с введением в него информационного пространства отделения дошкольного образования детей.
Единая рассылка информационных материалов по актуальным вопросам педагогики, психологии, методики, управления образованием для педагогов детского сада и школы с целью формирования единой системы профессиональных представлений и ценностей.
Создание вкладки «Родителям будущих первоклассников» с размещением в ней всех необходимых материалов. Запись воспитанников д/о в школьную библиотеку.
Работа с педагогами:
Организация совместных мероприятий для педагогического коллектива, способствующих его сплочению: празднования Нового года, 23 Февраля, 8 Марта.
Совместное участие педагогов школы и детского сада в конференциях, творческих конкурсах. Посещение воспитателями уроков в первом классе и на курсах для будущих первоклассников. Посещение учителями школы занятий в детском саду с последующим обсуждением результатов.
Работа с родителями:
Знакомство родителей воспитанников детского сада с работой педагогов по подготовке детей к школе; знакомство родителей со
школой, с педагогами, преподающими в начальных классах. Родительское собрание в детском саду «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа» с участием воспитателей, учителей, школьного библиотекаря. Включение родителей воспитанников отделения дошкольного образования в родительский комитет образовательного учреждения.
Индивидуальные и коллективные встречи родителей с психологом и логопедом. Темы встреч: «Что такое психологическая готовность к школе», «Игры, которые помогут подготовить ребенка к школе» и
др.
Работа с учащимися:
Экскурсии воспитанников д/о в школу. Знакомство с учебными кабинетами , проведение в них занятий. Знакомство со школьной библиотекой. Совместные проекты по подготовке и обмену подарками между учащимися начальных классов и воспитанниками д/о. Совместные спортивные мероприятия для воспитанников подготовительной группы и первоклассников, в т.ч. веселые страты, е, зимние забавы, соревнования по лепке снеговиков в школьном дворе и т.д. Совместные тематические выставки творческих работ воспитанников детского сада и учащихся первых классов. Объекты выставок – поделки из природных
материалов, рисунки, лепка. Совместные праздники «Золотая осень», «День Матери», «Новый год»,«Масленица», «23 Февраля», «8 Марта», «День Победы» для учащихся детского сада и школы.
Совместные интеллектуальные игры: шахматы и шашки для воспитанников детского сада и учащихся начальных классов. Выступление школьников на утренниках в детском саду, а воспитанников детского сада – на школьных праздниках.
Создание материально-технических условий:
Перераспределение материально-технических средств между детским садом и школой Проведение инвентаризации. Реконструкция школьной столовой. Обустройство прогулочных площадок.
4 года мы ведем работу по созданию единого образовательного пространства по данной программе и уже можем назвать преимущества наличия дошкольного отделения в гимназии :
Первое-это обеспечение преемственности между двумя этапами обучения- дошкольным и начальным образованием.
Второй плюс следующий: сейчас в школу приходит все больше детей с проблемами в развитии, это могут быть логопедические, психологические и другие проблемы. И чем раньше они выявляются, тем больше времени у общеобразовательного учреждения, чтобы их снять. Благодаря тому, что дошкольное отделение является неотъемлемой частью гимназии, мы имеем уникальную возможность организовать психолого- логопедическое сопровождение воспитанников с момента их зачисления в детский сад до момента поступления в 1 класс. Психолого- логопедическое сопровождение включает в себя систематический мониторинг детей по направлениям:
-эмоциональной и психологической зрелости;
-сформированности мыслительных процессов и фонетико-фонематического слуха;
-звукопроизношения.
На основе полученных данных диагностики определяется группа детей, нуждающихся в коррекционной деятельности специалистов: психолога и логопеда.
Третий позитивный момент: дело в том ,что закон № 273 «Об образовании в РФ» впервые стал рассматривать дошкольников как уровень образования, его первую ступень. Следовательно, у воспитателей детского сада появляется новая функция - не только уход и присмотр, но и развитие. И структура нашей гимназии позволяет реализовать ее органично, помогая педагогам-дошкольникам разделить с учителями начальных классов ответственность за образовательный результат будущего первоклассника.
Четвертое преимущество-это обеспечение условия для обмена опытом и заимствования опыта между воспитателями дошкольного отделения и школьными учителями. Здесь есть чему поучиться и у тех и у других.
И пятое преимущество: у нас пропадает проблема с набором в первый класс. Воспитанники д/о автоматически по согласию родителей зачисляются в первый класс.
В дошкольном отделении мы стараемся обеспечить условия для психологического развития ребенка, обогатить его развитие через различные виды продуктивной деятельности , оказать помощь в адаптации ребенка к школе. Ведь быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
В 2016/2017 учебном году мы сделали первый полноценный выпуск из дошкольного отделения. Многие из него обучаются в 3А классе. Адаптация у них прошла безболезненно. Дети успешно учатся и являются главными участниками внеурочных мероприятий. В 2017/2018 учебном году мы выпустили две группы. И надеемся, что эти дети будут лучшими в учебе, особенно по русскому языку. Ведь на протяжении ряда лет выпускники гимназии показывают очень хорошие результаты по данному предмету , тем самым подтверждая статус гимназии. В 2015/2016 уч. году мы получили два 100-балльных результата (по русскому языку и по литературе), средний балл по русскому языку за последние годы не опускается ниже 80 баллов.
Самое главное в специфике Гимназии № 21 – постоянное сочетание инноваций и стабильности в работе. Впрочем, если вдуматься, одно без другого невозможно, без гармоничного сочетания этих двух начал, любая школа в современном мире придет к гарантированному краху.
Этапы развития гимназии:
2004-2005 гг. - разработка психолого-педагогической концепции гимназии, Положения о гимназии, примерных учебных планов, учебных программ по предметам гимназического компонента;
2004 г. - подготовка педагогов к работе в гимназии. Отбор учащихся в 1-е и 5-е гимназические классы;
01.09.2005 г. - открытие гимназии;
2005 г. - открытие на базе начальной школы гимназии городской экспериментальной площадки по теме: «Школа русского фольклора».
2013 г.- гимназия является пилотной площадкой, апробирующей учебно-методические комплекты
«Инновационная школа» издательства «Русское слово».
1 февраля 2014 г.- открыто структурное подразделение «Дошкольное отделение», входящее в состав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №21».
Особенности образовательного процесса:
В концепцию создания дошкольного отделения заложена идея школы-комплекса, объединяющей под одной крышей различные структурные подразделения, обеспечивающие развитие системы непрерывного образования.
В дошкольном отделении открыты 3 группы по 20 человек.
Воспитательно - образовательная работа в учреждении ведется в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Выводы преимущества в создании единого образовательного пространства «Детский сад-гимназия»:
- обеспечение преемственности между двумя этапами обучения - дошкольным и начальным образованием;
- организация психолого - логопедического сопровождения воспитанников с момента их зачисления в детский сад до момента поступления в 1 класс;
- воспитатель обеспечивает не только уход и присмотр за воспитанниками, но и развитие. Тем самым делит с учителем начальных классов ответственность за образовательный результат будущего первоклассника.
- обеспечение условия для обмена опытом и заимствования опыта между воспитателями дошкольного отделения и школьными учителями.
- пропадает проблема с набором в первый класс. Воспитанники д/о автоматически по согласию родителей зачисляются в первый класс.
Также, особое место в структуре имиджа образовательного учреждения занимает образ руководителя. Позитивный имидж руководителя образовательного учреждения является важной составляющей имиджа данного учреждения в целом, особенно в плане коммуникаций в профессиональной среде Формирование имиджа руководителя это достаточно сложный процесс, так как он выполняет функции администратора, организатора, специалиста и общественного деятеля. При этом он демонстрирует и свои личные качества.
Исследователи предлагают, что все компоненты имиджа руководителя можно свести к трем группам.
1) персональные (тип личности, свойства характера, качества личности, физические особенности);
2) социальные (образование, биография, стиль жизни, система ценностей, общественный статус);
3) профессиональные (тип руководителя и его статус в коллективе, степень владения профессиональными методами и технологиями управления коллективом, наличие навыков стратегического планирования, организаторских умений, способностей к объективной независимой оценке, прогрессивному развитию, самосовершенствованию);
Внешний вид руководителя может быть безупречен, но недостаточное знание делового этикета испортит его имидж. Отрицательный имидж, как известно, также привлекает внимание общественности, создает рейтинг, но такая стратегия в руководстве образовательного учреждения чаще всего только усиливает недоверие родителей учащихся к образовательному учреждению и его услугам. Имидж руководителя складывается из таких составляющих, как безупречный внешний вид, деловой стиль одежды и деловой этикет. Каждая из этих составляющих должна находиться в гармонии с другими, и при наличии двух качеств отсутствие третьего недопустимо. Для руководителя в имидже важно чувство меры. При формировании имиджа также оцениваются профессиональные качества, такие как: гибкость, хозяйственность, информированность, умение принимать рациональные решения, находить выход из конфликтных ситуаций, быть компетентным в вопросах экономики, психологии, делопроизводства, маркетинга, быть методически грамотным. Поэтому руководитель должен постоянно совершенствовать свои знания и умения. В современном обществе огромное количество всевозможных тренингов, на которых обучают уже состоявшихся руководителей новым приемам.
Это помогает руководителям идти в ногу со временем. Наибольшее влияние на формирование имиджа руководителя образовательного учреждения оказывают черты характера, качества деятельности и особенности взаимодействия с сотрудниками. Работа руководителя образовательного учреждения наши дни - это в первую очередь общение, коммуникации различного уровня и типа. В любом общении, очень большую роль играет впечатление, которое производят участники общения друг на друга. Именно руководитель задает тон общения и создает дух коллектива, которым руководит.
Сегодня в школе у нас в 25 комплект-классах обучается уже более 700 учеников и в 3 группах 64 ребенка в дошкольном отделении. Их обучают 55 педагогов , среди которых 1 педагог-организатор, 2 психолога и 1 логопед, 4 воспитателя, 3 младших воспитателя. В 2018/2019 году мы набрали 4 полноценных первых класса. Количество желающих поступить в гимназию возросло.
Мы утверждаем, что неуспешных людей нет. Успеха может добиться каждый, если предоставить ему соответствующие возможности. Такие возможности мы предоставляем всем желающим.
Для нас УСПЕХ – это не конечная остановка. УСПЕХ – это постоянное движение с ежедневными малыми победами, это путь к лучшей, гармоничной и счастливой жизни.
Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их школе лежала печать яркой индивидуальности, чтобы она выделялась
среди прочих, вызывала желание устроиться на работу или учиться именно в ней.
Большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательных учреждений находится на начальном этапе изучения.
Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта и как дополнительный ресурс управления и развития образовательного учреждения.
Целенаправленно создаваемый имидж образовательных учреждений представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик. К таким характеристикам относят: образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид),образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.),уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.