Школа без отстающих: управленческие стратегии

Илхания Абзалетдиновна Вахитова,
директор МБОУ «Гимназия №4»
Кировского района г.Казани


«Как ты учишься?» - традиционно спрашиваем мы ребенка школьного возраста, ожидая ответ: «Отличник!», «Ударник!» или даже: «Есть двойки». Трудно представить себе ученика без оценок и школу без отстающих.

Мы все хотим учить детей эффективно, не хотим видеть у себя троечников, тем более вообще отстающих. Возможно ли это? По словам главного редактора журнала «Директор школы» К. Ушакова, если собрать в один класс только отличников, то, как правило, через некоторое время среди них появятся неуспевающие и класс снова разделится по успеваемости на традиционные группы. И это будет до тех пор, пока мы на успехи детей будем смотреть только через застарелую призму предметных знаний. Я думаю: пора уже изменить отношение к оцениванию успешности ученика, принять, что современным детям нужны другие учителя, другие уроки, и конечно же, проанализировав деятельность, ответить на три вопроса:

1. Что такое школа без отстающих?

2. Откуда же появляются отстающие?

3. Как построить школу без отстающих?

Школа без отстающих – это школа, где каждому уютно, комфортно, где ребенок ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок, педагог чувствует себя востребованным, родитель активно включенным в образовательный процесс. Другими словами, школа, где созданы условия для того, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психологических и физических возможностей мог реализовать себя, - это школа равных возможностей, где нет отстающих.

Все же откуда появляются эти «отстающие»? Причины, как правило, мы видим в детях. Разумеется, есть дети, имеющие отставания по медицинским, психологическим показаниям, есть педагогически запущенные дети. Но основная причина отставания кроется в педагогах. Ведь учитель – архитектор детских душ, вкладывающий в них весь свой опыт и миропонимание. Ни для кого не секрет, что многие родители, когда отдают своих детей в первый класс, приводят к хорошему учителю. Значит, есть и другие, не могу назвать их плохими, но это учителя, неэффективно работающие вследствие профессионального выгорания или недостаточно сформированных компетенций.

Любое дело достигнет своего положительного результата, если за него берутся профессионалы. Не забывая об этом, мы в нашей гимназии организацию кружковой и внеурочной деятельности доверили мастерам своего дела: заслуженным артистам, тренерам, профессорам. Эти педагоги дополнительного образования достигли вершин успеха и ведут за собой детей.

Универсальная модель успеха, на мой взгляд, это интегративный процесс, включающий следующие аспекты:

• работу с педагогическим коллективом, направленную на создание профессиональной потребности в инновационно-педагогической деятельности;

• работу с обучающимися, предполагающую изучение, учёт их интересов, а также развитие ребенка по собственной траектории;

• работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в образовательном учреждении новшествам и привлечение родителей к участию в данном процессе;

• совершенствование работы внутреннего управления с максимальным использованием имеющихся в гимназии ресурсов.

И. Адизес в своей книге «Управление изменениями» считает, чем качественнее решение и продуктивнее ее реализация, тем качественнее управление. Цели можно достичь, если делать акцент на средствах достижения результата, а не на саму цель. Он сравнивает это с игрой в теннис: если человек, играя в теннис, следит не за мячом, а за счетом, тогда он не сможет показать хороший результат. Так же и управление.

Современный руководитель образовательного учреждения - это администратор, скорее похожий на дирижера оркестра, где каждый профессионально играет свою партию. При таком подходе к управлению исчезает вертикальная модель, жесткая система должностей - появляется диапазон новых компетенций, свобода маневра, осознанность и согласованность действий. Значит, возникает мощный ресурс развития корпоративной культуры всех участников образовательного процесса в школе без отстающих.

Для становления и деятельности коллектива нами была разработана модель управленческой команды гимназии, апробация деятельности которой показала, что главным условием является систематическое согласование ценностей, целей, действий и интегрированность отдельных функций в общей системе управленческого взаимодействия. Необходимое условие для создания такой школы - работа в команде единомышленников, когда решения осмысливаются и принимаются всем коллективом, где каждый учитель не просто уникальный мастер своего дела, а работает, активно взаимодействуя с коллегами.

Изучив эффективный опыт передовых школ, у которых нет отстающих, нет проблем с повышением мотивации к учебе детей, мы разработали модель «Школы жизни», в основе которой лежат принципы результативного обучения для своего педагогического коллектива:

1. Принцип «Быть умным - престижно!». Учитель всегда должен работать над созданием и поддержкой особого психологического климата в ученической среде, где ведущая роль принадлежит успешным ученикам. Только тогда остальные ученики осознают ценность хорошего образования. Ведь жажда познания – это важный признак образованного человека.

2. Принцип «Нет неспособных!» Учитель всегда должен обращаться со всеми учениками одинаково, так как изначально ученик не готов к достижению самых высоких стандартов. Обращение к некоторым ученикам как менее способным приведёт к тому, что они будут усваивать материал менее качественно и, следовательно, могут стать отстающими.

3. Принцип «Не готов - не применяй!». Если учебная процедура может быть выполнена автоматически (грамматика, выполнение тестов, работа с тренажёрами и т.п.), необходимо добиться этого автоматизма. Учебные приёмы учитель должен использовать только тогда, когда все ученики готовы к ним. Этим можно объяснить причину неудачного использования обучающих структур.

4. Принцип «От базы к творчеству». Невозможно без базовых знаний перейти к творческим заданиям, какими бы эффективными они не казались. Нужно создать максимальные условия для того, чтобы ученики могли думать.

5. Принцип «От простого к сложному». Используя эффективные методы, помогающие детям выполнять более сложные мыслительные операции, учитель должен научить их алгоритму исследовательского поиска, решать все более сложные проблемы, причём последовательно уменьшая свою долю участия.

При этом никакое инновационное обучение со всеми квестами, актуализациями и рефлексиями не изменят привычную ситуацию с наличием отстающих до тех пор, пока мы не предоставим детям возможность двигаться в своем собственном темпе. А это возможно только в том случае, если они самостоятельно будут добывать знания. Я считаю, что, не существует иного естественного способа мотивировать к учёбе, кроме как предоставить ученику возможность достигать успеха в самостоятельном приобретении знаний. В школе без отстающих каждый ученик в режиме ежедневного успеха получает знания о том, как устроена жизнь, Вселенная - у не менее успешного учителя, реализовавшего себя в профессиональном и личностном росте.

Общеизвестно, что залогом успешного развития школы, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» является инновационная деятельность общеобразовательной организации.

Наша гимназия является базовой площадкой ИРО РТ, КФ(П)У для реализации инновационных проектов. При этом мы считаем не менее важным фактором успеха сохранение традиций гимназии, среди них: спортивные праздники, премии в различных областях, праздники народов Республики, День Гимназии, научно-практические конференции, фестивали, работа пресс-центра, ежедневные флеш-мобы; музейные уроки (в гимназии функционируют 6 музеев) и многое другое.

Спектр традиций гимназии настолько широк, что каждый ученик может найти свою нишу, где он может добиться успеха. А успешного ребенка нельзя назвать отстающим. Соблюдение традиций, верность ценностям гимназии, работа в команде единомышленников обеспечивает единое верное направление в создании школы без отстающих.

Школа без отстающих не появится сама собой. Она постепенно, каждый день на каждом уроке, создается нашими руками, совместными усилиями администрации, творческих педагогов и талантливых детей. Школа будущего – это школа без отстающих, та самая школа которая по словам Д.И. Менделеева представляет собой «громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства».

Литература:

1. Адизес И.К. «Управляя изменениями»: ИД «Питер», 2015г- 12с..

2. Кудрявцева Г.И. «Управление персоналом», учебно-методическое пособие, СПб: Межотраслевой институт повышения квалификации,2008-76с.

3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ст. 20: http://www.consultant.ru/document/cons


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика