«Деятельность гимназии в статусе ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ: первый опыт и перспективы развития»

Марина Вавиловна Пичугина,
директор МБОУ«Гимназия №8-Центр образования»
Советского района г. Казани


В настоящее время в сфере образования происходит много изменений. Так получилось, что нам пришлось оказаться в самой гуще этих событий. Начало 2017года. В образовательной среде нашего города стали активно обсуждать идею создания нескольких Центров образования, которые объединят в единое целое близлежащие образовательные учреждения. И уже в конце июня вышло постановление Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани об изменении сети учреждений, в котором 13 школ преобразовали в семь образовательных центров.

1. Центру образования быть!

Наш Центр образования был открыт 1 сентября 2017г. Это новая страничка в истории функционирования объединенных двух образовательных учреждений: гимназии №8 и средней общеобразовательной школы № 79.

Так как два учреждения, находящиеся в шаговой доступности, были не пропорционально заполнены (согласно нормативу гимназия №8 переполнена на 48%, школа № 79 недоукомплектована на 40%) перед администрацией гимназии встал вопрос о том, как пропорционально и продуктивно распределить ученический и преподавательский коллектив на два здания.

Было принято решение вывести всю начальную школу в одно здание, а среднее и старшее звено в другое. Тем самым удалось решить несколько вопросов. А именно: равномерно заполнить два здания, ликвидировать вторую смену, расширить возможности по внеурочной деятельности, правильно распределить кадровые ресурсы, сплотить детей из разных школ в единый детский коллектив.

В настоящее время в начальной школе обучается 670 чел. в 23 комплект - классах, в основной школе - 830 чел. в 32 комплект -классах.

2. Обслуживание двух четырехэтажных зданий – легко ли это?

Обслуживание двух зданий при бюджетном финансировании - это очень сложная задача. Площади зданий большие (10171кв.м.) и требуют постоянного косметического ремонта.

Мы являемся обладателями 75 предметных кабинетов.

Нам удалось переоборудовать и перепрофилировать кабинеты в начальной школе. Большое спасибо классным руководителям, учителям-предметникам и родителям. Как приятно приходить в кабинет, где «отдыхает» глаз! Как приятно радовать детей и взрослых не только знанием предмета, но и уютом, оригинальностью, новизной кабинета! Как радостно на душе от того, что в кабинете есть все необходимые технические средства для проведения современных интересных уроков. Это своего рода учебно-методический центр, обеспечивающий более высокий уровень преподавания предметов и научную организацию труда учащихся и учителя.

Так как теперь наше образовательное учреждение располагается в двух зданиях, то у нас практически всего в два раза больше. В том числе и проблем.

Например, две столовые.

В основном здании столовая была капитально отремонтирована в 2015году. Современный дизайн, новое оборудование. В здании начальной школы пока сделан только косметический ремонт и появилась новая мебель. Еще многое в перспективе предстоит сделать.

Два больших и два малых спортивных зала.

Но даже при таком, казалось бы, изобилии спортивных объектов нам с трудом удается решить проблему сверхзанятости спортивных залов. Наиболее остро эта проблема стоит перед основной школой.

Два актовых зала.

Отлично, когда есть свои актовые залы и в начальной и в основной школе. Нам удается с успехом проводить многие культурно-массовые дополнительные мероприятия.

Однако, и здесь появилась проблема. В настоящее время в каждой параллели по 5-6 комплект - классов, а посадочных мест в актовом зале ограничено. И перед нами стоит вопрос: как сделать так, чтобы в мероприятиях участвовала одновременно вся параллель, и хватило еще мест для гостей и родителей.

Два библиотечных комплекса.

Школьные библиотеки являются центрами общедоступной информации, они востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования.

В гимназии есть также стеллажи с книгами в открытом доступе. В «Открытую библиотеку» дети сами приносят книги из домашних запасов, обмениваются ими.

Пришкольная территория.

Пришкольная территория также имеет внушительные размеры (45455кв.м.). Ее необходимо благоустраивать. Например, первый же субботник нас озадачил. Мы столкнулись со следующей проблемой: как убрать большую территорию в начальной школе, где учатся малыши и взрослых «рабочих» рук не так много. Мы очень благодарны нашим родителям и старшеклассникам, которые откликнулись на данную проблему и помогают в благоустройстве общей территории.

3. Кадры решают все!

Школа – это не просто кабинеты и парты. Это, прежде всего, люди, которые в ней работают.

В школе ценен каждый работник. От вахтера, который встречает с утра наших детей и дает звонки на уроки и с уроков, до директора, который обязан ежедневно принимать множество важных управленческих решений: от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования.

Работая второй год в двух зданиях, мы составили тарификацию и расписание таким образом, чтобы учителям не приходилось «бегать» между зданиями. В то же время мы увидели, что такой комфорт в организации учебного процесса привел к уменьшению точек соприкосновения внутри педагогического коллектива. Поэтому мы находимся в поиске новых форм организации профессионального взаимодействия. Например, проведение педагогических советов, конференций в разных зданиях. А в этом учебном году состоялись открытые слушания в методических объединениях, где каждый учитель – предметник представлял свою работу по своей методической теме. Любой желающий мог познакомиться с опытом своих коллег, а администрация, таким образом, провела аудит кадрового потенциала и смогла скорректировать систему работы по методическому сопровождению профессионального роста педагогов.

4. Традиции забывать нельзя!

В Центр образования были объединены школы с большой историей, насчитывающей не один десяток лет. За такой период в каждой школе сложились свои традиции, которые, безусловно, должны сохраниться. Это и музейная работа, и патриотическое воспитание, и годовой круг праздников и традиций, и сотрудничество с социальными партнерами. В первый год функционирования Центра образования нам часто приходилось слышать такие слова: «а у нас было так…». Причем, это произносили не только ученики, но и учителя из разных коллективов. Мы понимали, что «излечить» от этого должно не время, а поиск новых форматов работы и зарождение новых общих наших традиций. Командный формат работы в коллективе, развитие ученического самоуправление, включенность каждого гимназиста в такие социально значимые проекты как Неделя Добра, КТД (Коллективно- Творческое Дело), благоустройство большой общей территории. К новой традиции можно отнести и «Битву Хоров». В этом году она была посвящена предстоящему чемпионату мира по рабочим профессиям. Каждый классный коллектив должен был хором исполнить песню, посвященную выбранной профессии. И порой было непонятно, кто испытывает большее удовольствие: слушатели или исполнители. Ведь это так важно - чувствовать себя частью команды. Мы надеемся, что сохранятся не только уже имеющиеся традиции, но появится много новых и они тоже станут частью общей истории. Это – перспективная задача всего коллектива. Но особая роль здесь отведена классным руководителям, ведь именно они являются связующим звеном между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса, между школой и семьей.

Опыт двух лет функционирования школы в статусе Центра образования позволил нам острее ощутить как проблемы, так и тенденции развития современного образования. Анализ этого периода показал, что грамотный управленческий менеджмент, ориентация на командный формат работы могут помочь в решении неизбежно возникающих проблем.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика