Гибкое (АGILE) управление проектами в школе: модный тренд или осознанная необходимость?

Диляра Салиховна Каримова,
директор МАОУ «Школа 146», Ново-Савиновского района г.Казани,
к .п.н., «Заслуженный учитель РТ»


Выживает не самый сильный и не
самый умный, а тот, кто лучше всех
приспосабливается к изменениям.
Чарльз Дарвин


Современное образование, как это не парадоксально, часто формирует «навыки прошлого», а не «компетенции будущего»: стандартные методики, безэмоциональность учебного процесса, педагоги-консерваторы, отсутствие командной работы, низкая техническая оснащенность, несамостоятельность выбора обучающимся своей траектории развития. Не пора ли сломать стереотипы «массовой» школы и пересмотреть образовательные подходы, процессы и форматы формирования у учащихся навыков личного и профессионального успеха?

Пора и давно. В этом меня, как руководителя школы, убедили международные стажировки, знакомство с мировыми трендами в образовании, которые определяют вектор развития передовых образовательных систем мира, и вектор этот направлен в сторону трансформации образовательной системы. Эта трансформация позволяет «посмотреть в глаза» ученику, побуждает его к активным конструктивным, общественно значимым действиям, привносит мотивацию в школьное пространство и позволяет работать на перспективы завтрашнего дня.

Какие знания и навыки нужны уже сегодня? Критическое мышление, креативность в широком смысле понятия, комплексное многоуровневое решение проблем, оперативность в принятии решений, эмоциональный интеллект, умение работать с информацией, умение взаимодействовать с людьми, вести с ними переговоры и управлять ими, работать в команде, быть лидером, прежде всего для себя, в своем развитии - важнейшие «плюсы» современного человека.

«Кто знает «зачем», найдет любое «как». Один из инструментов трансформации – «проворные, шустрые, сообразительные» Agile технологии, основу которых составляют приоритет востребованных сегодня компетенций ученика, открытость к изменениям, мобильная действенная команда «заказчик-разработчик -потребитель», в нашем случае – «родитель-учитель-ребёнок».

Применение Agile в образовании имеет три направления: Agile в разработке учебных продуктов, Agile-обучение: формирование индивидуальной образовательной траектории, Agile как педагогическая и управленческая технологии.

Технологии Agile в управлении современной школой помогают успешно работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач.

Назовём 12 принципов Agile:

- Наивысший приоритет – удовлетворение потребностей детей и их семей посредством создания возможностей для осмысленного обучения

- Изменение требований приветствуется даже на поздних стадиях обучения

- Простота – искусство минимизации лишней работы - крайне необходима

- Команда должна систематически анализировать способы улучшения эффективности, тем самым корректировать свое поведение

- Внимание к техническому совершенству повышает гибкость учебного проекта

- Над учебным проектом должны работать мотивированные профессионалы

- Циклы осмысленного обучения должны повторяться как можно чаще и длиться от пары недель до пары месяцев, лучше короткими интервалами

- Осмысленное научение – основной показатель прогресса

- Обучение выстроено так, чтобы оставаться устойчивым. Учителя, ученики должны постоянно поддерживать ритм обучения

- Непосредственное общение является наиболее эффективным способом обмена информацией, как с командой, так и внутри

- Лучшие идеи рождаются у самоорганизующихся команд

- Школа и семья учащегося должны работать вместе

Agile - манифест - мощный инструмент эффективного управления школой. Мне, как руководителю, близки следующие его постулаты:

- люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов (отсюда внутрифирменная система обучения педагогов - кураторская методика, практикуемая в школе, активная неформальная работа методических объединений PLC, развитие эмоционального интеллекта учителей, интерактивные нестандартные форматы проведения педагогических советов: квесты, мастерские продуктивного поиска, коворкинги);

- значимое обучение важнее формальной оценки (этому способствует выстроенная работа по Обогащенной программе для достижения учащимися метапредметных результатов ФГОС ООО, дифференцированное преподавание предметов математического профиля в средней школе, переход на реализацию индивидуальных учебных планов учащихся 10-11 классов, профильное обучение по бизнес, IT, инженерному профилям, уроки с использованием методик корпоративного обучения, активизирующих познавательный процесс, занятия в режиме Open аir);

- сотрудничество с заинтересованными сторонами важнее формальных обязанностей (важнейший показатель - высокий уровень организации государственно-общественного управления: родители – эксперты, наблюдатели, волонтёры, система взаимовыгодного сотрудничества с представителями науки, культуры, спорта, бизнеса и власти);

- готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану (мы за образовательный процесс по принципу «открытых дверей», в прямом и переносном смысле, за изучение и адаптированное использование международных инновационных практик в учебном-воспитательном процессе, за широкое использование в образовательном процессе проектных методов работы).

«Гибкие» методологии управления проектами образовательной организации позволяют школе быть «подвижной в подвижной среде», быть живой саморазвивающейся системой, центром инноваций.

Одной из них в школе 146 стал Управленческий проект «Коворкинг –центр участников образовательных отношений – новый формат создания единой воспитательной среды «семья-школа», который построен на принципах Agile.

Основная идея проекта - создание и внедрение в образовательный процесс МАОУ «Школа №146» новой формы работы с семьями учащихся, позволяющей установить эффективное взаимодействие школы и родителей в рамках социального партнёрства в контексте ФГОС, то есть направить потенциал семей на воспитание и социализацию учащихся школы, изменить позицию родителей «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники», объединив их заботой о детях.

Проект был вызван к жизни проблемой, которую мы обозначили так: «В школе, в которой как дома, не хватает присутствия родителей!» Анализ ситуации показал, что замечается тенденция разделения функций воспитания в семье и школе, увеличиваются взаимные претензии родителей и педагогов, требования родителей к школе и педагогам возрастают, молодое поколение родителей иногда занимает потребительскую позицию, не готово к диалогу, выступает в роли оппозиции. А между тем… гаждеты становятся лучшими учителями, друзьями и объектами общения детей.

Принцип проекта - взаимодействие «наоборот».















Формат взаимодействия – коворкинг (добровольное объединение родителей, детей, педагогов для позитивного общения, получения дополнительных знаний, работы над общими проектами), включающий следующие площадки: «ЗОЖ», «ЭКО», «ИНТЕЛЛЕКТ», «ТВОРЧЕСТВО», «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ».

Убеждения проекта: «Ребёнок – инвестиционный объект родителей, то, что они заложат сегодня, с процентами получат завтра. Каждый имеет право сказать о себе: «Я родитель на «5»!»

«Бонусы» проекта:

- увеличение числа родителей – активных участников воспитательного процесса

- повышение уровня педагогической компетентности родителей

- «открытие» друг друга, расширение круга общения участников образовательных отношений

- расширение продуктивных контактов, возникновение новых идей

- объединение единомышленников – возможность реализации смелых проектов

- совместное личностное развитие

- большая свобода деятельности – больший импульс инициативности и творчества

- ощущение единого образовательного пространства в рамках социального партнёрства школы и семьи

Как проявляются в проекте принципы гибкого управления проектами? Для ответа на вопрос предлагаю провести сравнение двух возможных путей реализации Управленческого проекта по некоторым параметрам.

Сначала сравним составы команд: с традиционным образом мышления и с эджайловым:
















Вывод: Agile — это быть командами профессионалов, которым не нужны начальники.

Далее сравнению подвергнем процесс работы: строгое распределение функций в традиционной школе и совместные эксперименты команды с эджайловым образом мышления.

















Вывод: Agile - это работа вместе с клиентом, эксперименты и готовность изменить план.

Наконец сравним результаты работы: непредсказуемые и гарантированно хорошие.

















Вывод: Agile - это быстрый выпуск работающего продукта, который нравится клиентам и заказчикам.

Итак, что же даёт Agile в управлении проектами? Меняет мышление. Именно поэтому перемены, стремительно происходящие в жизни, нас не пугают, ведь есть проверенные принципы работы в изменяющихся условиях, которые приносят желание профессионально развиваться, создают чувство команды и комфортные условия работы.

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям, - эти слова Чарльза Дарвина, ставшие эпиграфом к статье, послужат основой её заключительной мысли: лучше всех приспосабливаются к изменениям сильные и умные, эти качества управленца помогают развить Agile-технологии, а потому гибкое руководство проектами в школе не может быть всего лишь «модным трендом», оно для нас – осознанная необходимость.

Добро пожаловать в команду Agile!


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика