Концепция стратегического развития Школы как необходимое условие решения управленческих задач

Альбина Заудятовна Шакирзянова, директор
МБОУ «Школа №23» Ново-Савиновского района г.Казани


Школа – это постоянно меняющаяся система, стремящаяся к изменениям. И сегодня, проанализировав работу в целом, мы столкнулись с препятствиями, которые тормозят процесс развития нашей школы.

На сегодняшний день качество обученности по школе составляет 56%. Это является для нас существенной проблемой, т.к. остальные 44% не обладают достаточным уровнем обученности. Мы наблюдаем ситуацию, когда ученики не заинтересованы процессом обучения, их познавательная активность снижена, они не обладают навыками самостоятельного добывания необходимой информации, умением решать возникающие проблемы и находить выход из них, одним словом, не умеют учиться.

Данные показатели являются поводом для рефлексии результатов деятельности, переосмысления педагогического опыта, постановки новых педагогических задач, которые отражены в нашей новой Программе развития на 2018-2023 гг. «Школа Твоих Возможностей» (ШТВ).

Цель программы: Создание эффективно работающей системы, обеспечивающей высокое качество образования обучающихся, которая позволит вывести школу на новый уровень развития.

Отмечу, что Качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. Это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. При этом Качество образования зависит не только от педагога и администрации школы, но и от мотивации и личного вклада ученика и родителя.

В связи с этим, возникла необходимость в разработке и внедрение в образовательный процесс инновационных проектов, способствующих решению существующих на сегодняшний день проблем.

Один из таких проектов является Проект «ЭВРИКА, направленный на создание эффективной системы работы, которая позволит значительно повысить количество обучающихся, показывающих стабильно высокие результаты на олимпиадах и в интеллектуальных конкурсах.

Задачами проекта являются выявление, обучение, развитие, поддержка и сопровождение обучающихся с повышенными образовательными потребностями.

При этом важно отметить, что работа по проекту проводится со всеми обучающимися. Мы, признавая способным каждого ребёнка и направляя его, выстраиваем образовательный процесс с учётом индивидуальных траекторий развития.

Нами организована работа в научных лабораториях ФГАОУ ВО КФУ, КНИТУ КАИ, КНИТУ КХТИ, КГМУ, что позволит, например, увеличить количество призёров и победителей конкурсов и олимпиад.

А также ведется работа по ранней профилизации в 5-9-х классах, организованы уровневые группы по изучению языков. Экспериментом выступит проведение курса занятий с обучающимися по финансовой грамотности в рамках классных часов и внеурочной деятельности. Кроме этого планируется организация курсов по развитию речи (скорочтение), ментальной математике, а также занятий, учитывающих потребности и желания родителей. Так, в текущем году совместно с Министерством образования и науки РТ и ТИСБИ успешно реализован проект по освоению курса «Основы бизнеса»(72 часа). 25 ребят 8,10 классов обучились, защитив свой бизнес-проекты ,получили сертификаты обучения и памятные подарки от ТИСБИ.

Также в рамках обязательной проектно-исследовательской деятельности за каждым учеником закреплен учитель-наставник, курирующий процесс работы над его индивидуальным проектом в течение всего учебного года. Итогом этой работы является промежуточная аттестация в виде защиты проекта на «Фестивале идей», который проводится ежегодно в последнюю неделю апреля.

С2018 года организован на базе школьного лагеря предметная смена для высокомотивированных обучающихся (английский язык, математика).

Ещё одним из направлений работы в рамках проекта «Эврика» является участие детей в исследовательских экспедициях и образовательных поездках по городам России.

Помимо этого, нашими старшеклассниками разработан проект «Я помогу…», направленный на индивидуальное сопровождение слабоуспевающих учеников учениками старших классов, им оказывается тьюторская поддержка.

Но мы понимаем, что эта работа не будет эффективной без активного взаимодействия с родителями наших учеников. Потому что родители – это самый мощный ресурс в деле обучения и воспитания ребёнка. Школа не может быть единственным воспитателем! Однако сейчас участие родителей в воспитательно-образовательном процессе школы недостаточное. Требуется новый стиль взаимоотношений между нами, взрослыми, и детьми. Этому посвящен наш следующий проект «Школа и семья-навстречу друг к другу», цель которого формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) действий взрослых.

Мы очень надеемся на то, что в результате. Будут установлены устойчивые партнерские отношения с родителями и выработаны единые требования школы и семьи к детям.

На сегодняшний день создан электронный банк семей «Семейная копилка», который уже позволяет решать задачи профориентации учеников и ориентации их в мире профессий. Сформированы профессиональные сообщества родителей, которые состоят из экономистов, юристов, врачей, инженеров, специалистов рабочих профессий и т.д. Раз в месяц совместно со школой определенная группа родителей дает мастер-класс по профилю, либо организует экскурсию на свое предприятие, в ВУЗ и т.п. Рассказывает о плюсах и минусах своей профессии, её особенностях, способностях и психологических качествах, которые нужны для её овладения, тем самым помогая ребёнку сориентироваться в мире профессий и сделать осознанный выбор.

Для оказания психолого-педагогической помощи в школе функционируют родительские клубы: «Клуб осознанного родительства, «Уроки общения с ребенком» и «Папа может». В текущем году на занятиях клуба проводились мастер-классы по смысловому чтению, по работе с текстами, по развитию критического мышления и пр. для оказания действенной помощи своим детям в домашних условиях.

Образовательной площадки «UPGRADE»

Амбициозные цели и замыслы по развитию нашей школы должны реализовывать успешные, активные, компетентные педагоги, конкурентоспособные и готовые к самосовершенствованию, адаптированные к стремительно меняющимся условиям жизни. Именно нашим педагогам предстоит проектировать и внедрять собственные инновации и разработки. Но мы столкнулись с тем, что инновационные технологии, позволяющие формировать надпредметные компетенции применяют в своей практике лишь 55% педагогов. На решение этой проблемы направлен проект по созданию образовательной площадки «UPGRADE». В рамках данного проекта организованы практико-ориентированные модули с применением инновационных методов обучения, проведены обучающие семинары, организованы совместно с ИРО РТ и ГУО г. Казани стажировочные площадки, Казанским (Приволжским) федеральным университетом, OOO «GMC Consulting», Университетом управления «ТИСБИ», Казанским технологическим университетом «КНИТУ», Казанским университетом «КГЭУ» создан блог проекта «UPGRADE» с использованием дополнительных возможностей социальных сетей (социальная сеть работников образования «NSPORTAL.RU», «Вконтакте», «Instagram»), проведены дистанционное обучение педагогов - резидентов посредством вебинаров.

Таким образом, реализация Программы к 2023 году должна привести к увеличению качества обученности (итоги успеваемости, результаты ГИА, ВПР, PIZA), увеличению количества победителей и призеров олимпиад, увеличению активных заинтересованных в совместной работе родителей, учащиеся будут активно включены в научно-исследовательскую и проектную деятельность, повысится доля педагогов, применяющих в своей педагогической практике инновационные образовательные технологии (ТРКМ, ТРИЗ и пр.) для развития критического мышления обучающихся.

Залог успеха школы, главный её результат – это качество образования. Поэтому нам есть над чем работать сейчас, но самое главное – не останавливаться и ставить перед собой глобальные высокие цели, требующие инициативности учителей, учащихся и их родителей.

Опираясь на ключевую идею современного образования – идею развития, мы тоже движемся вперёд, учимся, развиваемся. Статичность – это не для нас. Для нас естественно задаваться вопросом, а каким же будет этот мир уже совсем скоро? Где будет школа в этом мире, каково будет наше место, наша деятельность, наши дети, наш город и наша страна? Мы в нашей школе лелеем дерзкую мечту — помогать детям становиться людьми, которые смогут встроиться в этот мир, чтобы потом его изменить.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика