«Моя управленческая ошибка: Пути решения. Полученный опыт»

Марина Александровна Дергунова, директор
МБОУ «СОШ №170 с УИОП»
Ново-Савиновского района г. Казани


«Управлять – значит вести организацию к её цели, извлекая максимум
возможностей из имеющихся ресурсов»
А.Файоль


Обновление образования в контексте инновационного сценария развития нашей страны является необходимым условием совершенствования социальной практики и отражено в стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Государственная образовательная политика в настоящее время особо выделяет проблему совершенствования прикладных умений руководящих кадров образования. Ее решение позволит повысить уровень эффективности менеджеров новой школы. Сегодня стоит вопрос не о том, что знает директор школы, а о том, как он умеет эти знания применять в изменяющейся внешней среде для решения возникающих перед ним проблем.

Критическим фактором в этой связи становятся личностные навыки руководителя, связанные с умением кооперироваться с педагогами, созданием групп высокого качества (творческих, проектных), умение работать в них. Для школ актуализируется позиция обучающей организации, когда объектом практического обучения становится не только педагоги, а организация в целом, её коллектив. Да, сегодня требуется преобразовать школу, но главное – выработать в ней внутреннюю потребность к обновлению на основе восприятия возникающих проблем и понимания того, как с ними справляться в реальных условиях всем коллективом. Все эти сложные задачи должен понимать, а главное уметь решать современный директор школы. У всех моих коллег есть желание, мечта быть успешным в своей деятельности, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность. Я, как директор школы, не лишена этого желания и стремления, что побуждает меня постоянно мотивировать себя внутренними убеждениями и принципами: смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать, устанавливать и добиваться высоких внутренних стандартов работы во всех направлениях деятельности, высоких достижений учеников и сотрудников, и как результат, непременно завершать дела успехом, победой. Однако, анализируя свою трудовую деятельность в должности директора школы, я должна признать и те управленческие ошибки, или, как люблю говорить - собственные неэффективные управленческие решения, которые не позволяли определенное время достигнуть поставленной цели в развитии школы, добиваться качественных изменений во всех направлениях её деятельности.

«Каждая мечта тебе дается вместе
с силами, необходимыми для
её осуществления. Однако тебе,
возможно, придется ради этого потрудиться!»
Ричард Бах

Моя большая управленческая ошибка, заключается в том, что в начале работы в должности директора школы я не уделила достаточно времени для изучения существующей ситуации, недооценила глубину имеющихся проблем, в том числе состояние кадрового ресурса, имеющего признаки кризисного состояния, такие как отсутствие благоприятного, позитивного психологического климата среди педагогов, учащихся и родителей, отсутствие самомотивации педагогов на профессиональное развитие, стремительное «падение» положительного имиджа школы в социуме. Мне казалось, что поставленная мною цель - вывести школу на новый качественный уровень в ближайшие сроки понятна всем и я смогу этот «пламенный порыв» передать легко всем участникам. Но все сложилось не так благополучно, быстро и оптимистично. Каждодневная, кропотливая работа моя и администрации школы не привела за определенный год к существенным качественным изменениям в развитии школы. Это заставило меня задуматься о причинах неудач и послужило сигналом к изменению управленческой стратегии. Активизируя очень важный этап в преобразующей управленческой деятельности – познавательный, администрацией школы был проведен всесторонний административный и педагогический анализ существующей ситуации, направленный на изучение состояния, тенденций в развитии, объективной оценки результатов педагогического процесса и поиск путей по упорядочению системы работы школы для перевода её в более высокое качественное состояние. Таким образом, первоначальные неправильные решения и как следствие, действия, были не эффективны, потому что мною и управленческой командой школы не был проведен этап работы по всестороннему мониторингу существующей ситуации. Отсутствие необходимой аналитической информации, не позволило нам выстроить правильную стратегическую линию в управлении школы в первоначальный период. Однако в любом случае, эту управленческую ошибку необходимо рассматривать как «ошибку действия», а, следовательно, её можно исправить только дальнейшими действиями, в основу которых и были положены новые принципы преобразовательной деятельности такие как «Активная школа! Успешная школа!». Я, как директор школы, убеждена, что выбор правильной идеологии в реализации стратегической линии развития школы очень важен, именно он определяет цели, задачи и пути их достижения, а «…имея конкретные цели, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нем живет его будущий успех» (Альфред Адлер).

Расставляя акценты, мы понимали, что модернизация нашей школы должна проходить не ради изменений, а для повышения эффективности и результативности образовательного процесса. Модернизация системы менеджмента в нашей школе предполагала обновление деятельности руководителя школы, что в свою очередь привело к выстраиванию индивидуализированной, конкурентоспособной, эффективной образовательной политики, связанной с развитием инновационной деятельности, направленной на повышение качества образовательных услуг, повышением ответственности каждого участника образовательного процесса.

Каким же образом получить качественные и эффективные результаты в управлении образовательной организацией? Уверена, что этого можно достигнуть только в том случае, если кадровый потенциал обладает соответствующими знаниями и объединен единым позитивным настроем, желанием, готов к непрерывному развитию и саморазвитию. По мнению доктора Майкла Фуллана, одного из самых известных в мире исследований в области образовательных реформ «нужно выйти за пределы привычных рамок и стремиться к тому, чтобы сформировать у себя сильный характер, гражданскую позицию, навыки успешной коммуникации, критического мышления, умения решать задачи, сотрудничать, а так же творческий потенциал и воображение». В этой связи ключевым вектором эффективного менеджмента в нашей школе служит работа с кадровым потенциалом. Учитель нашей школы – это высококвалифицированный, обученный специалист, осознающий ответственность за полученный результат. В книге «Менеджмент» П. Друкер писал о работниках умственного труда «… Он сам хранитель своих стандартов, качества работы и собственных целей. Он может продуктивно работать лишь в том случае, если полностью ответственен за свою работу». Такая ответственность за качество результата сегодня актуальна для работников нашей школы. Достигать этого позволяет выстроенная система управления кадровым потенциалом: мониторинг, оценка, самоанализ профессиональной деятельности педагога в рамках индивидуальной программы повышения профессионализма, организация индивидуальной работы с молодыми специалистами в рамках программы наставничества, развитие системы методической работы.

Стремление создавать для педагогического коллектива школы благоприятный психологический климат, свободу действий для каждого учителя, анализировать и определять его сильные стороны и направлять в нужное русло, способствует тому, что за последние годы мотивированные и талантливые педагоги демонстрируют отличные результаты, одерживая победы в конкурсах и грантах. Более 30% учителей нашей школы являются неоднократными победителями грантов «Наш новый учитель», «Наш лучший учитель», «Учитель мастер», «Учитель эксперт», «Старший учитель», ежегодно демонстрируют свой талант и педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах «Учитель года». В соответствии со стратегией развития школы качественный состав квалификационных категорий педагогов представляет собой положительную динамику, 72% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. По контрактному муниципальному заданию удельный вес численности педагогов моложе 35 лет должен составлять не менее 28,9%, в нашей школе значение данного параметра достигает 53,6%. Средний возраст педагогов, составляет 38 лет, в то же время большинство из них награждены различными ведомственными наградами. Успех педагога в нашей школе рассматривается как обязательное условие и норма полноценной повседневной жизни всего коллектива. Возросший уровень профессионального мастерства педагогического коллектива позволяет нам сегодня принимать педагогические сообщества, являясь стажировочной площадкой по обмену опытом педагогов города, РТ, РФ.

Необходимость изменения подходов к развитию системы роста профессионального мастерства педагогов привела меня к мысли, и как следствие, к действиям по повышению уровня профессионализма и мастерства всей административной управленческой команды. В рамках мини-исследования «Ключевые компетенции директора школы и административной команды: личностные качества, управленческие умения, профессиональные знания» педагогический коллектив отметил те качества руководителей, которые необходимы для эффективности управленческого процесса. Среди личностных компетенций с точки зрения респондентов являются стрессоустойчивость, самостоятельность, ответственность. Из управленческих компетенций значимыми для коллег являются умение слушать и слышать, умение выделить главное, анализировать, прогнозировать, выбирать оптимальные технологии достижения целей. Среди профессиональных знаний – знания теории управления, общей педагогики, общей и возрастной психологии. Вполне компетентный подход к качествам руководителей! Коллеги все понимают правильно, а значит, правильно решают поставленные задачи, возникающие вопросы, реагируют на замечания, рекомендации. Административная команда постоянно обучается через различные курсы, семинары, конференции, получено всеми второе высшее образование «Менеджмент в образовании». Сегодня, в школе, у директора и его заместителей хорошие личные и профессиональные отношения с коллегами, что является очень важным в создании и развитии благоприятного психологического климата, необходимого для движения вперед в идеологии «Успешная школа». Но почитать на лаврах не стоит! Поэтому обучаясь, вовлекаем в этот постоянный процесс педагогический коллектив.

Изменены подходы к работе по развитию системы методической работы в школе, в целях повышения профессионального мастерства учителей: это и курсовая переподготовка, и активизация участия учителей в конкурсах профессионального мастерства, внедрение новых форм проведения педагогических советов, заседаний творческих групп по определенным проблемам.

Педагогические советы проходят в творческой форме и включают несколько этапов – практический, теоретический и итоговый, что позволило превратить традиционную форму в виде доклада и слушания в творческий процесс, позволяющий увидеть проблемы и пути их решения. Одной из форм является и педагогические чтения на тему «Обучать – значит вдвойне учиться». Результатом является повышение педагогического мастерства педагогов и как следствие, повышение качества проведения уроков, так как он для любого учителя остается основным «инструментом» обучения. Успешный урок - это целый спектакль, в котором учитель играет много ролей. Такие уроки должны быть искусно срежиссированы и сыграны, чтобы каждый из них воспринимался на “бис”. Главное для успешного учителя - чтобы во время этих спектаклей у зрителей рождались чувства удивления, радости общения, и чтобы каждый из этих уроков-спектаклей вел детей не только по дороге открытий, но и воспитывал душу. И если спектакль принят зрителями на “бис” – это совместный успех: успех учителя и ученика! Любовь к профессии и ученикам, самоотдача и творчество, где-то «госпожа удача», во многом - уверенность в себе – вот слагаемые профессионального успеха учителя. Мы относим себя к категории успешных учителей, которые владеют и успешно применяют на практике современные педагогические технологии.. Уроки разрабатываем так, чтобы они отличались научностью, продуманной организацией, логической завершенностью каждого этапа урока, носили развивающий и воспитывающий характер, используем технологии проблемного и опережающего обучения, которые способствуют успешному усвоению знаний, развитию речи, логического мышления и творческих способностей учащихся, мы апробируем в своей методике и нетрадиционные формы уроков с использованием новых технологий, применяя методы проектной и исследовательской деятельности.

Системный анализ работы классных руководителей выявил «проблемные точки» и обозначил необходимость улучшения методической поддержки их деятельности. Примером может служить разработка администрацией школы кейса методических рекомендаций к каждому родительскому собранию, в котором четко сформулированы вопросы, задачи, на которых необходимо остановиться в работе с родителями, а также методические материалы: информационные листы, буклеты, целевые информационные материалы и т.д. Результатом этого является повышение заинтересованности родителей в посещении родительских собраний (95%), снижение количества жалоб и претензий родителей, которые в основном возникают по причине недостаточности информации и знаний. Таким образом, развитие проекта «Родительский всеобуч» имеет реальное действие и приводит к положительному результату в виде улучшения взаимосвязи семьи и школы в образовании детей.

В целях оптимизации и улучшения условий труда педагогов администрация школы разработала и внедрила такую систему контроля качества работы учителя, которая позволяет педагогу развить навыки самоанализа, построения и реализации личной «дорожной карты профессионального развития», это и система материального стимулирования, морального поощрения и методическая и административная поддержка каждого педагога в процессе квалификационных испытаний в рамках педагогической аттестации. Изменены подходы в оценке деятельности педагога, достигнуто общее понимание принципа «активный учитель» и как следствие осознанное стремление и благоприятный психологический настрой каждого педагога к повышению своей квалификационной категории неформально по срокам, а действительно, как результат активной деятельности за прошедший период. Аттестация педагогов из личного дела каждого перешла в формат командной работы, которая придает уверенность каждому и молодому педагогу, и имеющему опыт. И, я считаю, что система нашей работы по данному вопросу подготовила коллектив школы к положительному принятию и пониманию проекта по введению «профессионального стандарта педагога» в предстоящий период.

На практике мы всецело реализуем принцип «Успешная школа». Успех в школе рассматривается как обязательное условие и норма повседневной полноценной жизни всего коллектива, а ситуация успеха, в основу которой положен принцип: «успешная школа = успешный учитель + успешный ученик + успешный директор» создается всеми. В нашей школе культивируется благоприятный, творческий микроклимат коллектива, существует фактическое, а не формальное наставничество опытных педагогов над начинающими учителями, основанное на принципах педагогической парадигмы достижения успеха, обеспечивающее преемственность поколений, передачу традиций и истории школы в надежные руки молодых педагогов от уже профессиональных коллег.

Понимание и обозначение управленческих ошибок в вопросе недооценивания роли административного и педагогического мониторинга, а затем действия по их исправлению привело новую административную команду школы к пониманию необходимости организовать работу по разработке новой образовательной программы школы, направленной на повышение качества обучения, совершенствования работы с одаренными школьниками в рамках формирования классов с углубленным изучением отдельных предметов, классов с предпрофильной и профильной специализацией.

Внедрение инноваций эффективно повлияло на повышение качества обучения. Образовательная программа определила направления нашей школы, личностно – ориентированную парадигму, способствующую развитию способностей человека, развитию его личности, самосовершенствованию, самореализации. Участники образовательного процесса рассматриваются нами как активные соучастники, стремящиеся к взаимообогащению и взаиморазвитию с учетом особенностей каждого. Это диалог партнеров, понимающих друг друга. В школе активно ведется работа по развитию детской одаренности, как фактора успешности формирования творческой личности. Активно внедряются и реализуются эффективные образовательные технологии. Учащиеся развиваются по индивидуальной образовательной траектории. Широко развито интерактивное взаимодействие «преподаватель-ученик-родитель».

Реализация данного взаимодействия позволяет педагогическому и ученическому коллективам выходить на более высокий уровень развития, свидетельствующий о положительной динамике результатов. Сдача государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ, а так же уровень качества обученности демонстрирует существенную положительную динамику. Так за последние годы наблюдаются качественные изменения результатов ЕГЭ по всем предметам. За последние три года более 70% обучающихся от общего количества выпускников поступили в ВУЗы и стали студентами ведущих ВУЗов России. Ежегодно школа выпускает медалистов, которые успешно подтверждают свой статус. Данные факты являются доказательством правильного выбора траектории развития школы.

Мы создаём возможности получить образование всем детям, с учётом их возможностей и интересов и, будучи успешными учителями, ведем к успешности своих учеников. Создание и развитие воспитывающей среды в школе – необходимое условие для успешности каждого ученика. Реализация интеллектуальных, творческих, спортивных, социальных, экологических проектов в рамках внеурочного пространства дает возможность ученику приобрести первоначальный социально-нравственный опыт в решении жизненных задач. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками и успехами, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью и общество. Этот познавательный интерес ведет к успешным итогам в образовательном процессе.

Учащиеся школы стабильно занимают призовые личные и командные места на городских и республиканских предметных олимпиадах, научно-практических конференциях фестивалях и конкурсах, спортивных соревнованиях. С 2016 возросло количество участников международных предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов с 265 до 310 учащихся, прослеживается положительная динамика участия школьников в олимпиадах и конференциях всероссийского уровня с 139 до 216 обучающихся, увеличилось число победителей и призеров олимпиад и конкурсов республиканского и муниципального этапа.

Для школы стало значимым событием учреждение своей научно – практической конференции школьников им. Фатиха Амирхана, получившей статус республиканской конференции и объединившей преподавателей ВУЗов, СУЗов, молодых ученых, юных исследователей в общем стремлении к развитию научного движения. За годы проведения конференции она смогла воплотить в себе масштабный проект.

Наша школа участвует в исследованиях по сравнительной оценке образовательных достижений школьников в рамках международных и национальных проектов iPIPS, НИКО, в ходе которых учащиеся демонстрируют высокие показатели среднего балла по чтению (начало 2017-2018 гг. – 52 балла, окончание 2017-2018 гг. – 61 балл), среднего балла по математике (начало 2017-2018 гг. – 53 балла, окончание 2017-2018 гг. – 62 балла). В рамках выборочного исследования программы НИКО учащиеся показали достойное качество знаний по предмету «химия».

Большая роль отводится организации внеурочной деятельности и системе дополнительного образования в школе, расширяя культурное пространство учащихся. Ориентирами работы являются трудовое, экологическое, физическое, гражданско–патриотическое, духовно-нравственное воспитание, поддержка общественных объединений и семейного воспитания. Активно развивающийся проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории приносит свои плоды. Школьный двор стал настоящим цветущим садом, а школа стала обладателем гранта за победу в конкурсе «Лучшая пришкольная территория». С каждым годом растет количество учащихся, членов детской общественной организации «ЧИЖ» в начальной школе, развивается школьное ученическое самоуправление, активизируется работа Совета старшеклассников. С каждым годом все больше ребят становятся участниками антинаркотического проекта «Самостоятельные дети», учащиеся 8-11 классов вступают в ряды детской общественной организации «Юнармия». Прослеживается положительная динамика результативности участия школьников в творческих конкурсах и фестивалях. (2016-2017 гг. 60 % учащихся, 2017-2018 гг. 82 % учащихся). Система дополнительного образования охватывает более 85 % обучающихся в нашей школе. В школе изменена система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, создана и развиваетсясоциально-психологическая служба. Благодаря систематической и кропотливой работе значительно сократилась динамика правонарушений за последние годы. Данные социально – психологических исследований, проводимых в школе, выделяют благоприятный психологический климат в коллективе и высокую степень адаптации учащихся к социальной среде.

Система инновационной оценки «портфолио» позволяет формировать навыки самооценки собственного труда ученика, рефлексии его деятельности. При этом используется накопительная система результатов деятельности, в результате которой формируется индивидуальный маршрут образования в зависимости от достигнутых результатов. Эта система помогает координировать развитие ребенка, учебную и творческую деятельность. Дети при этом стараются быть всегда впереди, что стимулирует здоровую конкуренцию. Реализуемый в школе проект «За честь школы» демонстрирует идею, позицию, педагогическую технологию создания пространства успешной деятельности для всех учеников.

Что еще необходимо нам для развития? Хорошая материальная база. В результате изменения финансовой политики за эти годы наша школа пополнилась и продолжает пополняться качественным оборудованием, отвечающим современным требованиям, изменяются предметные кабинеты, спортивный зал, построен современный медицинский блок, проведена большая работа по изменению статуса школы. За счет реализации дополнительных образовательных программ активно развиваются материально – техническое обеспечение школы. В бюджет школы в 2017-2018 гг. поступило более 5 млн. рублей, что позволяет решить вопросы обновления материальной базы УВП. В результате реализации программы школы по энергосбережению было сэкономлены денежные средства, которые были направлены на ремонт большого спортзала, по ходатайству директора школы, согласно распоряжению Кабинета министров Республики Татарстан № 2808 от 06.12.2016 на территории школы была построена универсальная баскетбольно – волейбольная площадка, детская площадка. В рамках реализации республиканской программы энергосбережения и энергоэффективности в школе оборудован индивидуальный тепловой пункт. Во всех учебных кабинетах имеется интерактивное оборудование, что, безусловно, сказывается на качестве урока. Питание для учащихся и педагогов школы организовано в уютной школьной столовой.

Не открою большого секрета, если скажу, что актуальным для образовательной и управленческой практики является формирование позитивного имиджа школы. В этом направлении проведено множество мероприятий руководителем и всеми участниками образовательного пространства школы: улучшается внешний вид учебного комплекса, проводится большая общественно-активная деятельность в микрорайоне школы, активизировалась связь со средствами массовой информации, успешно развивается финансово-хозяйственная деятельность, в том числе и на внебюджетной основе, изменена в положительной динамике кадровая политика, что позволило стабилизировать кадровый состав коллектива, реализуется система стимулирования и повышения квалификации сотрудников. Одним из важных вопросов считаю необходимость постоянно систематизировать и развивать работу с социумом и родительской общественностью, в практической деятельности реализовывать принцип открытости школы, что позволяет учитывать и согласовывать разнообразные и изменяющиеся требования и запросы социума. Я, как директор, очень внимательно и ответственно отношусь к вопросу о качестве и эффективности публичной отчетности и её центрального элемента – публичного доклада, представляемого общественности ежегодно и полностью разделяю оценку его значимости «как послание широкой общественности, направленной на информирование родителей, учащихся, социальных партнеров и представителей социума о результатах деятельности школы, существующих проблемах и достижениях с целью объяснения двусторонней коммуникации и организации диалога между школой и общественности». Осознание необходимости этого мероприятия, применение передовых технологий в его подготовке и проведении тоже явилось следствием исправления первоначальной моей управленческой ошибки в недооценке этой формы работы в целях достижения понимания всеми участниками целей преобразований в школе. И сегодня, я уверенно, открыто, позитивно использую возможность публичного доклада, обозначая тему «Школа сегодня и завтра: достижения, задачи, перспективы».

Наша школа на сегодняшний день очень востребована. Мониторинг мнения родителей и учеников показывают высокую степень удовлетворенности качеством оказываемых образовательных услуг, уровнем требований к учащимся, стилем взаимодействия «учитель – ученик», перспективами развития школы. С уверенностью можем сказать, что наша школа сегодня - это образовательное пространство, где предоставлены гарантированные возможностей для всех. Мы успешная школа, в которой работает успешное содружество педагогов, учеников, родителей, общественности. Результатом этого является достойная оценка деятельности коллектива, подтверждаемая высокими рейтинговыми показателями школы в образовательном пространстве города. За последние пять лет с 2013 по 2017 год школа поднялась с 58 на 2 позицию среди школ нашего города.

Сегодня, рассуждая над управленческими ошибками, анализируя пути решения проблем, оценивая свою деятельность для достижения результата, констатируя успехи, утверждаюсь в мысли о правильности высказывания А.П. Чехова «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной, надо работать, имея в виду только будущее!». И это призывает меня от анализа современной ситуации и существующих проблем придти к постановке новых задач, осмыслении путей их решения. Одной из задач является совершенствование образовательной программы школы с вектором направленности в программу лицея естественно-научного направления, расширение спектра дополнительных образовательных программ с целью выполнения социального заказа, реализации приоритетного проекта по созданию современной образовательной среды для школьников, совершенствование условий обучения и улучшения материально-технической базы в связи с резко увеличенным спросом родительской общественности на обучение детей в нашей школе в результате создания ее положительного имиджа. Важные и очень сложные задачи… Многое предстоит сделать! Но я верю в философскую истину «Возможно все. На невозможное нужно просто больше времени…».

Вместо заключения

Когда очевидно, что цель недостижима,
не изменяйте цель - изменяйте свой план действий.
Конфуций

Руководить современной образовательной организацией в настоящее время не проще и не менее ответственно, чем любым производством. Воспроизводство человеческого капитала, которым и занимается система образования от дошкольного до высшего образовательного учреждения – одна из основных функций системы образования. Руководитель школы в реальной практике обязан, должен понимать и находить возможные ресурсы решать стратегические, тактические и оперативные задачи по всем направлениям деятельности ежедневно. И на этом пути неизбежны управленческие ошибки. Осознание и принятие их, не должно привести к разочарованию, унынию, снижению работоспособности, а главное к сомнениям в достижении целей. Умение переносить неудачу, признать ошибку, извлечь из нее урок – важный аспект, определяющий менеджерские качества руководителя. Уроки, извлеченные из моих управленческих ошибок совершенствую мои управленческие навыки, обогащают мой опыт, делают меня сильнее и грамотнее как руководителя школы, а значит делают меня лучше, успешнее, настойчивее в достижении цели, двигаться от неудачи вперед, не теряя оптимизма и «идти по жизни так, будто впереди всегда есть чему научиться и ты точно это сможешь сделать!» (Вернон Говард).


Список использованной литературы:

1.Е.А.Ямбург «Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?», 2014. Просвещение.

2.И.А.Вальдман, С.Г.Косарецкий, Т.А.Мерцалова «Публичный доклад школы. Практическое руководство», 2013. Просвещение.

3.М.М.Поташник,М.В.Левит «Как помочь учителю в освоении ФГОС», 2015.Педагогическое общество России.

4.О.И.Витвар «Современное управление школой: практикум для директора», 2014. Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика