Применение ЭОР сети Интернет на уроках татарского языка и литературы


Юсупов Айрат Ильдарович,
методист по информационно-коммуникационным технологиям
Учебно-методического сектора по Советскому району
Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани


Наступившая эпоха информационных технологий предоставила большие возможности для популяризации во всемирной паутине татарского языка, культуры и истории татар. На сегодняшний день можно говорить о формировании в сети Интернет татарского информационного пространства. Несомненно, родной язык играет основную роль в формировании сознания ребенка, при введении его в мир культуры своего народа, а затем служит платформой и при постижении других языков, культур. Перед учителями татарского языка и литературы стоит сложнейшая задача – пробудить интерес к родному языку у учащихся. В особенности - городских школ.

Применение ЭОР сети Интернет на уроках татарского языка и литературы вносит элемент новизны в учебный процесс и поможет пробудить интерес детей к познанию тайны слова, что в свою очередь помогает воспитывать интерес к чтению на родном языке. Информационно-коммуникативные технологии при построении урока с применением ЭОР выступают в роли инструмента добывания как новых знаний, так и служат для добавления большей самостоятельности, деятельность учащихся, что особенно актуально в условиях новых ФГОС.

В последние годы произведения татарских писателей представлены в сети Интернет: в электронных библиотеках, на сайтах журналов, в образовательных порталах. Доступны статьи, находящиеся в архивах, всегда можно познакомиться с новинками и критическими публикациями, становясь осведомленным в вопросах поэзии, прозы современности.

ТАТNet развивается быстрыми темпами, создаются сайты, где особое внимание уделяется истории татарского народа, его выдающимся личностям, культуре и языку. Много сайтов, организующих изучение татарского языка, предлагающих on-line словари. Все эти материалы можно с большим успехом применять на уроках татарского языка и литературы. Есть научно-популярные статьи, которые требуют глубокого осмысления учителем, прежде чем ее содержание преподнести детям. Есть ресурсы, информацию с которых можно применить в готовом виде. Это сайты детских садов, детских журналов. Мультфильмы, снятые по известным поэтическим произведениям татарских поэтов, таких как «Соткэ тошкэн тычкан», «Эш беткэч уйнарга ярый», «Янгыр илэ кояш», «Шурэле» по произведениям Г.Тукая, «Куян кызы», «Олененок Бемби», «Гав исемле мэче баласы» и др., переведенные на татарский язык, которых можно посмотреть в YouTube https://www.youtube.com/watch?v=kG8lmH9BUnI&list=PLc-NR7ULEvrpWeWIJJAi5l1JadThbboMF на уроках при прохождении соответствующих тем.

Например, проект работы над поэтическим произведением по "переводу" его в слайды (презентацию) сопровождается эмоцииями у учащихся, облегчает восприятие содержания (даже когда не до конца понятен перевод литературных слов и словосочетаний), развивает творческое мышление. Применение мультимедийных презентаций на уроках учителю помогает организовать работу над любым произведением как нельзя более наглядно. Так как создание презентации подразумевает наличия в качестве «заготовок» материалы в электронном виде, то широкие возможности открывают электронные образовательные ресурсы, представленные в Интернет: они готовые - их не надо сканировать как книги. журналы и другие иллюстрации; зная ссылки в сети, легко найти (сохранить в "Избранное"). Но задачи учителем перед учащимися должны быть поставлены заранее, чтобы поиск шел в конкретном направлении:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу по теме;

2. Учитывать возраст и психологические особенности учащихся;

3. Учитывать предпочтения, интересы детей в области художественной литературы;

4. Ясно представить себе ожидаемый результат от применения ЭОР на уроке.

Детей, особенно городских, имеющих отдаленное представление о татарском языке, легче заинтересовать через активные совместные действия., например: пошагово «пройти» последовательность приготовления какого-нибудь национального блюда, изучить по элементам татарский национальный танец, параллельно обогащая словарный запас соответствующими тематике урока словам. Также рекомендуется в рамках проектной деятельности давать задания учащимся на самостоятельную работу.

Но здесь важно понимать, какими ресурсами может и должен воспользоваться ребенок для подготовки проекта. Учителю рекомендуется перед раздачей задания, самостоятельно провести «процедуру поиска» ресурсов на татарском языке по необходимой теме так, как бы это сделал его ученик (простые запросы с неявными ключевыми фразами, последовательно открытие первой 10-15 ссылок, полученных в поисковой системе и т.п.). В сети до сих пор много не блокированного «лишнего» материала, не связанного с целями и задачами образования, например, сайты с экстремистским содержанием по национальному признаку. И именно при поиске информации по тематике и на национальных языках, чаще всего и сталкиваешься с подобным. В помощь учителям создаются каталоги ресурсов (сайты, ЦОР), на которых безопасно для учащихся искать информацию. Один из таких каталогов можно скачать по ссылке:


Скачать каталог Веб-ресурсов Татарстана
Каталог возможно использовать как учителям для подготовки материалов урока, так и учащимся при работе над проектами, для подготовки выступлений, письменных и творческих работ

Татарский язык занимает во всемирной сети не последнее место. Трудно, непоследовательно, но все же создаются оптимальные условия для знакомства учащимися с материалами по истории народа, развитии языка. Дело учителя остается «за малым» - помочь современным детям осознать самобытность их родной культуры и языка, быть для них капитаном «на корабле» изучения татарского языка.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика