Мобильное обучение: просто и доступно

Смирнов Олег Юрьевич, учитель информатики
МБОУ «Средней общеобразовательной школы №144»
Советского района г.Казани


XXI век – век компьютеризации и информационных технологий. С каждым днём мы все больше видим результаты технического прогресса – множество процессов перешли в руки техники. Процесс компьютеризации не обошёл и образовательную сферу человеческой жизни.

Буквально десять лет назад учителя мало взаимодействовали с техникой. Оценки выставлялись в бумажных журналах, не было возможности показать всему классу информацию на проекционной доске, и в целом оснащение школ техникой было невелико. Сегодня многие из нас, учителей, уже не могут представить урок без презентации, без наглядного мультимедийного материала, который облегчает восприятие информации детьми. Использование информационных технологий облегчает жизнь не только преподавателям, но и детям, поскольку они могут всегда узнать свои оценки в электронном дневнике или узнать домашнее задание.

Но это радости технического прогресса, которые касаются только тех учителей и детей, которые непосредственно присутствуют в школе, на уроках. Наибольший же вклад в облегчение образовательного процесса технический прогресс вносит в работу с детьми, которые отсутствовали на уроке по уважительным причинам (участие в спортивных соревнованиях, научных конференциях и т.д.) или просто не могут посещать занятия по состоянию здоровья. В этом вопросе нам приходит на помощь дистанционное обучение. В данной статье мы рассмотрим одну из форм дистанционного обучения, а именно - видеолекции.

Записанный единожды курс видеолекций, размещенный в свободном доступе на любом видеохостинге, доступен учащемуся в любой точке мира, если у него есть доступ к интернету. И этот факт очень важен для тех школьников, которые участвуют в различных спортивных, творческих и научных мероприятиях, и в связи с этим часто находятся вне дома и не могут своевременно посещать занятия. Отсутствие привязки к определенному месту (школьный кабинет) помогает детям с ограниченными возможностями здоровья, так как посещение школы для большинства из них вызывает сложности или является невозможным. Просмотр видеолекций позволяет проходить материал вместе со своими сверстниками, не упуская никаких важных тем. Согласитесь, часто возникает ситуация, когда одна половина класса на уроке уже поняла тему и готова двигаться дальше, а другая – еще нет. Идти дальше и увеличивать непонимание одних учащихся, опираясь на сильную половину, или проговорить тему еще раз, чтобы поняли все, но потерять время тех, кто уже овладел знаниями – сложный выбор. С вводом приема просмотра видеолекций перед занятием педагог не будет сталкиваться с таким выбором, поскольку каждый ученик будет волен просмотреть лекцию столько раз, сколько необходимо именно ему. Дистанционное образование позволяет учащимся в любой момент времени повторить пройденный материал, если он был забыт или не понят. Ученикам не придется дожидаться учителя, чтобы в свободное время он объяснил сложную тему еще раз, достаточно просто иметь доступ к интернету.

Наличие в свободном доступе хорошего курса видеолекций по школьным предметам поможет не только детям, но и их родителям. Часто родители стараются помочь своим детям – школьникам в выполнении домашнего задания, но в силу того, что многие из них закончили школу 10-15 лет назад, информация по многим темам просто забылась. И освежить знания поможет просмотр курса обучающих видео.

По своему личному опыту могу смело утверждать, что качественная видеолекция является хорошим подспорьем как учителю в преподавании предмета, так и ученику в изучении школьных дисциплин. Курс видеоуроков по информатике, снятый мною, (кстати, любой желающий может найти его на популярном видеохостинге YouTube на канале «Сдам на 100»), подтверждает эту мысль. Например, ребята, сдающие ОГЭ по информатике, с легкостью вспомнили пройденный материал после просмотра моих видеоразборов. Многие из них сказали, что предоставленный в таком виде материал показался им более доступным, нежели при работе в коллективе, поскольку у всех учеников скорость восприятия различна, да и теперь многие непонятые в классе темы стали ясны без дополнительного объяснения учителя.

Конечно, дистанционное образование – это огромный шаг в образовательной сфере. Но все же виртуальное взаимодействие учителя и учащегося не может заменить реальное. На данный момент в школах все больше акцентируется внимание на обучающей стороне образования и все меньше – на воспитательной. Дистанционное образование по своей сути обладает небольшой воспитательной нагрузкой, ведь оно предполагает, прежде всего, наиболее короткое, понятное и быстрое объяснение материала. Поэтому, по моему мнению, дистанционное образование не может быть самостоятельным. Его предназначение – облегчить процесс образования, а не заменить его.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций