Библиотечный контент как элемент сайта образовательной организации (проектирование, создание структуры контента)

Чепегина Галина Зириковна,
заведующая библиотекой МАОУ «Лицей №121 им.Героя Советского Союза С.А.Ахтямова»
Центр образования №178)Советского района г.Казани


Ни для кого не секрет, что у современной школьной библиотеки много функций и задач. И одной из задач является предоставление для пользователей информации удаленного доступа. Это не только подключение библиотечных компьютеров к сети Интернет, но и создание, и размещение в сети своего собственного информационного продукта, которым дистанционно могли бы пользоваться читатели. Таким продуктом может стать сайт школьной библиотеки.

По определению, сайт или веб-сайт (от англ. website: web — «паутина, site – место, местоположение, позиция) – совокупность страниц, объединенных одной общей темой, дизайном, имеющих взаимосвязанную систему ссылок, расположенных в сети Интернет с конкретным адресом.

Сайт школьной библиотеки – это информационный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей читателей библиотеки, кроме того – это визитная карточка, которая рассказывает читателям, коллегам о возможностях и деятельности библиотеки.

Возможности сайта школьной библиотеки:

- позволяет раздвинуть пространство библиотеки;

- даёт возможность быстрой подачи информации участникам образовательного процесса;

- позволяет приобщить обучающихся, педагогов, родителей к книгам и чтению;

- даёт возможность оказывать консультативную и методическую помощь педагогам и родителям (например, по семейному чтению);

-обращает внимание на деятельность библиотеки общеобразовательной организации, получить удовлетворение от работы.

Прочитав много статей по созданию сайтов, можно сказать, чтобы сайт пользовался успехом, надо выполнять определенные требования:

- глубина содержания;

- простота навигации;

- оперативность обновления информации. Сайт требует постоянного обновления – лишь тогда его продолжают посещать.

- доступность для пользователей;

- единство дизайна всех разделов.

С чего начать работу и как ее строить в дальнейшем, чтобы сайт был востребован пользователями?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вначале нужно определить:

- Цель создания сайта

- Целевую аудиторию и ее информационные потребности

- Структуру сайта и его дизайн

- Кто постоянно будет этим заниматься и с точки зрения содержания, и с технической точки зрения (распределение обязанностей)

- Как будет построена обратная связь с пользователями сайта

Цель: надо ставить реальную и достижимую, четко понимать, чего хотите достигнуть, создавая сайт.

Целевая аудитория сайта — это группа заинтересованных интернет - пользователей, на которую сфокусировано содержание сайта.

Структура сайта – это способ компоновки, расположения, а значит, и подачи информации, который позволяет за короткое время максимально подробно рассказать о предоставляемых организацией услугах. Грамотно выполненная структура (сочетание заголовков, контента и другой информации) поможет сайту динамично развиваться в Интернете.

Структура сайта будет определяться его контентом, то есть той информацией, которую вы предполагаете располагать на сайте.

Чтобы сайт школьной библиотеки был востребован и отвечал задачам развития и поддержки детского чтения, необходимо сделать так, чтобы содержание отвечало потребностям целевой аудитории, носило актуальный характер.

Обычно библиотечные сайты создаются при помощи бесплатных конструкторов сайтов. Но для этого нужно определенное время и навыки, чтобы воплотить задуманное в реальность.

Многие библиотекари, недостаточно хорошо владеющие ИКТ-компетенциями или в силу своей занятости, не могут позволить себе постоянно заниматься отдельным сайтом библиотеки. Альтернативой может служить вкладка «Библиотека» на сайте вашей общеобразовательной организации. Это облегчает задачу, так как за сайтом уже закреплен определенный специалист, который отвечает за его работу, обновление и дизайн.

Именно такой вид информационного ресурса я использую в своей практике. На сайте школы я веду свою страничку «Библиотека». Она содержит несколько разделов:

- Страничка новостей – отражение последних событий, происходящие в жизни школьной библиотеки;

- Подразделения и график работы;

- Библиотечные фонды и каталоги - какие каталоги, картотеки и в каком виде имеются в библиотеке;

- В мире книг - обзор книжных выставок;

- Библиотека рекомендует – советы и рекомендации по чтению и списки внеклассного чтения по возрастам;

- Полезные ссылки- ссылки на бесплатные электронные библиотеки;

- Творческая мастерская-творчество наших читателей: рисунки и стихи;

- Календарь знаменательных дат;

- Задать вопрос библиотекарю.

На главной странице размещены цели, задачи, функции школьной библиотеки и правила пользования библиотекой.

Известный библиотечный деятель Наталья Ивановна Гендина в своих работах проанализировала сайты школьных библиотек России. Выделив общие рубрики, она рекомендовала размещать следующие разделы. Используя их в работе, вы в полной мере можете создать содержательный сайт.

Рекомендованные разделы:

- Наша библиотека

- Информационные ресурсы (книжный фонд, периодические издания, медиаресурсы)

- Каталоги и картотеки

- Информационные продукты и услуги (издания библиотеки, мероприятия, выставки, новинки, обзоры литературы)

- Наши читатели

- Информационная культура (уроки информационной грамотности, уроки внеклассного чтения)

- Чтение и творчество читателей

- Полезные ссылки

- Контакты

- Гостевая книга

Размещая информацию в различных рубриках и разделах, особое внимание нужно обращать на текст.

Требования к вебтексту:

- краткость

- простота, ясность, доступность изложения

- структурированность, от общего к частному

- разбивка текста на заголовки и подзаголовки, выделение ключевых слов.

- наличие гиперссылок

На многих библиотечных сайтах можно часто заметить недостатки текстов. Это избыточность, монотонность, отсутствие гиперссылок, что затрудняет восприятие информации пользователями.

Создавая сайт, нужно помнить об ответственности за достоверность и качество информации. Чтобы ваш сайт легко воспринимался, есть специальные методы обработки текста - «крючки», которые помогут сделать информацию более интересной.

Использование «крючков»

Текстовые элементы:

- Заголовки

- Абзацы

- Цитаты

Графические элементы:

- Фото

- Элементы оформления текста (стрелки-указатели, звездочки и т.д.)

В заключении, можно сказать, что создание библиотечного контента процесс кропотливый и долгий. Пробуйте, учитесь и все получится!



Использованная литература:

1. Козлова О. Сайты школьных библиотек: требования и возможности: проект рекомендаций для обсуждения :- Режим доступа: http://lib.1september.ru/article.php?ID=200801207

2. Гендина Н.И. Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и коментарии. - Режим доступа: http://www.rusla.ru/rsba/technology/School_sites/files/Gendina_sb_4-2008.pdf

3. Написание текстов для сайтов библиотеки. – Режим доступа: https://www.slideshare.net/cgbsbo/ss-58788948

4. Гендина Н.И. Разработка контентов и специфика вебтекстов библиотечных сайтов: http://kotbibliofil.blogspot.ru/2010/10/blog-post_16.html



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций