Создание и использование инструментария методического мониторинга деятельности школьных библиотек

Солодкова Елена Анатольевна,
заведующая библиотекой, руководитель районного методического объединения библиотекарей
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89
с углубленным изучением отдельных предметов»
Ново-Савиновского района г.Казани


«Некоторые вещи лучше выглядят сделанными, чем описанными»
Дэвид Томас и Энди Хант,
авторы книги «Программист-прагматик»

Мониторинг – это постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития.

Мониторинг деятельности школьных библиотек является одной из функций руководителя методическим объединением школьных библиотекарей. Ежегодно в конце отчетного (учебного) года библиотекари составляют анализ своей работы и делают это, как правило, в произвольной форме. Чтобы осуществить мониторинг работы библиотекарей района в целом, приходилось тратить достаточно много времени. Для обобщения той или иной информации нужно было возвращаться к каждому документу не один раз, выискивать в текстах отчетов нужные данные, вести подсчеты. Качественная работа зависит от правильного и своевременного её анализа. Создание инструментария методического мониторинга деятельности школьных библиотек представляет теоретический и практический интерес, так как созданный инструментарий представляет собой управляемый процесс сбора, анализа по выделенным показателям, систематизации, хранения и распространения информации о состоянии библиотечной деятельности школ района в целом и ее отдельных элементов. Другими словами, инструментарий методического мониторинга - это автоматизированное создание оснований для анализа, обобщения состояния библиотечного процесса в школе, прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного библиотечного обслуживания школ района.

Технология создания электронного инструментария для мониторинга деятельности школьных библиотек не сложная. Для того чтобы создать опросную форму, нужно:

1) зарегистрироваться в Google (создать свой аккаунт);

2) найти приложение Диск;

3) выбрать «Создать» Google Формы.

На рис.1 показано, как внести изменения в новую форму (внести описание анкеты, добавить вопросы, варианты ответов и т.д.).

Объектами исследования я выделила следующие компоненты библиотечного процесса:

- условия (материально-технические, кадровые, учебно-методические, информационные);

- развитие кадрового обеспечения;

- повышение квалификации библиотечных работников;

- результаты образовательной, творческой, методической, инновационной деятельности;

- профессиональная компетентность библиотечных работников;

- деятельность библиотек в области информатизации;

- инновационная, методическая деятельность;

- материально-техническое оснащение школьных библиотек.

В приложении указана ссылка на анкету, где можно более подробно рассмотреть предложенную мной опросную форму.

Проведение автоматизированного мониторинга требует координации действий руководителя методического объединения и библиотечных работников школ района. Сначала я отправляю анкету на электронные адреса общеобразовательных организаций с пометкой «Для библиотекаря» и пояснениями (рис.2). Как показала практика, пояснения и уточнения обязательны. Сообщение о рассылке дублирую в рабочей группе в приложении WhatsApp, участниками которой являются 85% коллектива. Далее производится сбор и обработка ответов Анкеты. Автоматизированный сбор информации позволяет получить достоверную и объективную информацию об условиях, организации, содержании, результатах библиотечного процесса. Google Форма позволяет видеть как общую сводку, так и ответы отдельного пользователя (рис.3). В сводке необходимые показатели отражаются как в числовом, так и в процентном формате (рис.4). Большое преимущество в автоматизированном сборе ответов библиотекарей о распространении опыта, об участии в конкурсах, семинарах, конференциях и их результативности – наглядность (рис.5). Чётко вырисовывается общая картина участия библиотекарей в тех или иных мероприятиях. На диаграмме (рис.5) видим следующую статистическую информацию: 50% коллектива библиотекарей участвовали в различных конкурсах, из них 3 человека – в районном этапе того или иного конкурса, 9 – в городских, 3 человека вышли на Республиканский уровень и т.д. Особенным является последний пункт, в котором библиотекари указывают номер вопроса и дают подробный развёрнутый ответ: наименование, уровень мероприятий, тему пройденных курсов повышения квалификации, название и результативность конкурсов, темы своих выступлений на семинарах и совещаниях, информацию о печатных статьях, наградах и поощрениях и т.д. (рис.6). При необходимости, как было сказано выше, можно посмотреть ответы каждого респондента отдельно. Таким образом, инструментарий позволяет видеть статистические данные и работу методического объединения в целом, и каждого библиотекаря в отдельности.

По результатам мониторинга готовится информационно-аналитическая справка в форме анализа работы библиотекарей школ за отчётный период. Использование диагностического инструментария позволяет систематизировать информацию, повышает оперативность подготовки справки о состоянии, изменениях деятельности библиотекарей школ района. Автоматизированный сбор информации происходит достаточно быстро, занимает минимум времени как у респондентов, так и у руководителя, обрабатывающего полученную информацию. С учетом изменений, происходящих в образовательной политике, возможен пересмотр показателей мониторинга, совершенствование методов и направлений исследований в дальнейшем. Например, в целях планирования работы методического объединения библиотекарей на 2017/2018 учебный год, в анкету предыдущего отчётного года были добавлены вопросы о наличии в копилке библиотекарей собственных буктрейлеров, о готовности коллег создать новые в следующем учебном году (рис.7).

Инструментарий мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных. Использовать готовый инструментарий можно многократно, в нашем случае – ежегодно. Для этого достаточно сделать копию опросной формы.

Несомненным достоинством предлагаемой мной модели методического мониторинга на основе внедрения информационных технологий является ее универсальность, адаптированность к анализу деятельности библиотек, простота в использовании, объективность получаемых сведений.



Приложение:

1.Анкета «Анализ работы МО библиотекарей школ района» - Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdTBzTruL4GWCrIkjL5E0xhi5CvTKZ06HRY6mYYd6UBMEQt6A/viewform?usp=sf_link



Приложение. Пример опросной формы (2015/2016 учебный год)

Анализ работы МО библиотекарей района за 2015/2016 учебный год.

Уважаемые коллеги!

Ваши ответы на вопросы анкеты помогут нам составить информационно-аналитическую справку о библиотечной системе нашего района, анализ библиотечных кадров по стажу и образованию, обобщение деятельности библиотекарей РМО.

Работать с анкетой просто: отметьте соответствующие Вам варианты или впишите свои ответы в свободные строчки.

1. Наименование ОУ:

__________________________________

2. ОУ имеет структурное подразделение:

- школьная библиотека

- медиацентр

- информационно-библиотечный центр

- ответ респондента

3. Количество библиотечных работников в ОУ:

- 1

- 2

4. ФИО библиотечных работников:

__________________________________

5. Занимаемая должность:

- заведующая библиотекой

- библиотекарь

-педагог-библиотекарь

- ответ респондента

6. В соответствии со штатным расписанием школ используется ставка:

- 0,5

- 1

- 1,5

7. Стаж работы в библиотеке:

- до 5 лет

- от 5 до 10

- от 11 до 20

- свыше 20

8. Образование библиотекарей:

- высшее специальное (библиотечное)

- высшее педагогическое

- высшее другое

- среднее специальное (педагогическое)

- среднее специальное (другое)

- ответ респондента

9. Развитие кадрового обеспечения:

- повышение квалификации

- аттестация

- переподготовка

- изучение специальной литературы/ самообразование

- нет вариантов

10. Мероприятия по обмену опытом на:

- семинарах и заседаниях РМО

- семинарах и заседаниях ГМО

- стажировочных площадках

- не представляла

- ответ респондента

11. Участие в конкурсах, конференциях и проч.:

- Районного уровня

- Городского уровня

- Республиканского уровня

- Всероссийского уровня

-Международного уровня

- Не участвовала

- Ответ респондента

12. Наличие:

- сайта

- страницы на сайте ОУ

- не имеется

13. Наличие печатных работ:

- да

- нет

14. Проводится работа с родителями:

- да

- нет

15. Материально-техническая база:

- наличие компьютера

-наличие интернета

-наличие принтера, сканера

-наличие проектора/экрана

- ответ респондента

16. Дополнительно:

___________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций