Использование электронной формы учебников как способа повышения эффективности учебного процесса

Валеева Амина Салимгараевна, директор,
Фатхутдинова Резеда Ильдусовна, учитель начальных классов
Ямалутдинова Эльвира Рафиковна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №175» Советского района г.Казани


Ни для кого не секрет, что большинство текстовой информации, с которой работает человек в современном мире, хранится в цифровом формате - в формате электронного документа. Сегодня невозможно представить современное образование без применения электронных средств обучения. Учитывая это, педагоги города Казани активно применяют электронные пособия, учебники разных российских и республиканских изданий, как «Дрофа», «Вентана – Граф», «Просвещение», «Центр татарской литературы» и т.д. Это электронные учебники к различным УМК, электронные приложения к учебникам, электронные варианты тестовых проверочных, диагностических работ. Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в обучении школьников, необходимо определить, с какой целью средства информатизации включаются в образовательный процесс:

Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов целесообразно выделить те, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:

– индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;

– работа в парах для получения консультативной помощи, развития

навыков совместной учебной деятельности; взаимопомощи, ответственности за общий результат;

– использование электронных ресурсов в качестве источника образовательной информации при работе в группах и индивидуально;

– применение современных информационных технологий для оформления и представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;

– эстафета, один из этапов которой – выполнение интерактивных заданий, позволяющая стимулировать познавательную деятельность.

Опыт учителей Казани показывает, что применение электронных учебников и пособий помогает им в:

· индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

· осуществлении контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью;

· осуществлении самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

· высвобождении учебного времени за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

· визуализации учебной информации;

· развитии определенных видов мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

· усилении мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

· формировании культуры познавательной деятельности и др.


Рассмотрим возможности электронного учебника на примере комплекта электронных форм учебников для начальной школы УМК «Планета знаний», который состоит из девяти предметных областей:


Данные электронные пособия разработаны с учетом опыта отечественных и зарубежных педагогов. Комплект призван дополнить, а не заменить традиционные проверенные временем печатные издания. Все учебники УМК представлены в электронной форме, которая идентична бумажной. Электронный учебник является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависят от целей его использования. Он выполняет функции репетитора, тренажера, самоучителя и «учителя». Тексты и иллюстрации полностью совпадают: указанную учителем страницу, ученик может открыть как в бумажной, так и электронной форме. Но кроме этого, электронный вид издания представляет новые возможности. Перейти к нужному разделу можно и указав страницу в диалоговом окне, есть возможность создавать закладки и создавать комментарии, что удобно не только ученикам, но и учителю. Учебники оснащены системой поиска, позволяющей быстро осуществлять навигацию.

В качестве тренировочных упражнений в данных электронных учебных пособиях выступают задания, направленные на усвоение названий компонентов арифметических действий. Как правило, они выполнены в виде игры, в которой ученику предлагается помочь какому-либо сказочному герою (пчелке, бабочке, слонику, медвежонку) выбрать цветок с заданным компонентом равенства. Мгновенная реакция в виде анимации и появления занимательных символов или слов «Отлично», «Попробуй еще раз» позволяет ученику контролировать правильность своего выбора, превращает тренировочное упражнение в увлекательную игру. Электронные учебники включают тренажеры и игры. Играя, учащиеся лучше усваивают базовые навыки и закрепляют учебный результат.

Электронный учебник дает возможность значительно больше получить информации, чем бумажный. Интерактивный банк наглядного материала позволяет заменить целый банк иллюстративного материала.

В электронных учебниках имеются задания и в тестовой форме. Электронные средства позволяют проверить результаты решения математических задач и примеров. Для облегчения освоения шагов по выполнению заданий предоставляется помощь. Их инструкции будут понятны даже тем, кто плохо владеет компьютером.

На страницах учебников «Планета знаний» также есть ссылки на интернет ресурсы. Они позволяют расширить кругозор ученика.

Электронный комплект учебников УМК «Планета знаний» позволяет учителю получать как прогнозируемый, так и желаемый результат: ученик обязательно научится, а также получит возможность узнать больше, чем другие ученики.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий. Также к учебникам естественнонаучного и гуманитарного цикла в виде анимационной заставки представлены опыты, карты, видеоролики, таблицы.

Все это дает большие возможности на уроке и развивает интерес ребенка к предмету. Нынешнее поколение детей зачастую называют компьютерным поколением и, как бы мы не сопротивлялись этому, действительность говорит сама за себя. Электронный учебник может помочь и учителям и родителям решить проблему «пустого сидения в интернете и за компьютером», обернув его в сторону обучения.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций