Автоматизация школьных библиотек: осмысление подходов и проблем

Азина Виктория Владимировна, педагог-библиотекарь высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 7 им. Героя России А.В. Козина» Ново-Савиновского района г. Казани


Под термином «Автоматизация библиотеки» понимается внедрение компьютерного аппаратно-программного обеспечения и его развитие в библиотечных технологиях и библиотечной практике. Более широко этот термин подразумевает перевод на компьютерные технологии всех процессов, позволяющих поэтапно освободить сотрудников библиотеки от рутинных операций, ручных форм работы, устаревшей техники, а также создание для читателей эффективного и комфортного сервиса, обеспечивающего поиск, получение информации и дополнительной литературы из фондов библиотеки.

Проблема разработки и внедрения средств автоматизации в школьной библиотеке является сложной и комплексной.

Первым шагом на пути к автоматизации нашей библиотеки в 2004/2005 учебном году стало оснащение рабочего места библиотекаря компьютером с программным сопровождением Автоматизированной Информационной Библиотечной Системы « MARK-SQL» с набором CD - дисков и принтера.

АИБС «MARC SQL – школьная версия» обеспечивала комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы, создание и ведение электронного каталога, систематизацию, обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание читателей. У каждого читателя в электронном формуляре имелась фотография. Для этого библиотекарем была проведена большая работа, необходимо было сфотографировать всех пользователей библиотеки и загрузить в программу. Также система позволила вести учетно-отчетную документацию, распечатывать каталожные карточки, получать информацию по задолженности литературы.

АИБС «MARC SQL» в гимназии была установлена на компьютере библиотекаря, а с развитием оснащенности школьной библиотеки поэтапно установлена на всех компьютерах, имеющихся в медиацентре, чтобы пользоваться электронным каталогом. В течение нескольких лет велась работа по созданию и ведению электронного каталога учебников, учебных пособий, книг.

Вторым шагом на пути к автоматизации (в 2012 году), стало внедрение информационной системы «Электронный фонд учебной литературы» (ЭФУЛ).

Цель этого проекта: автоматизация процессов учета, заказа, распределения и обмена учебной литературой.

Задачи проекта:

1. создание электронной базы данных учебников в разрезе каждой школы;

2. создание электронных форм бланков заказа, актов списания и обмена, разнарядок и отчетов;

3. автоматизация управления и контроля за процессами формирования заказа, распределения, учета, списания и обмена учебниками.

ЭФУЛ оказывает большую помощь в обеспечении недостающими учебниками в общеобразовательных организациях. Если раньше при поиске учебников нужно было обзванивать все школы, то здесь можно уже увидеть конкретную школу, с необходимым УМК. Вопрос остается лишь в том, чтобы остались излишки.

Мы подошли к третьему шагу автоматизации библиотек. В рамках реализации п. 2.4 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы для совершенствования работы библиотек и обслуживанию читателей в 126 ОО РТ, в том числе в 36 школах города Казани внедрена автоматизированная библиотечно-информационная система «Руслан» (АБИС «Руслан»).

В качестве программного обеспечения автоматизации деятельности школьных библиотек могут быть рекомендованы и следующие системы:

1. 1С:Библиотека http://center-comptech.ru/1c_biblioteka_8.html.

2. Автоматизированная библиотечно-информационная система ИРБИС http://www.elnit.org/sistema-irbis/sostav-produktov-semeystva-irbis.html.

3. Автоматизированная библиотечно-информационная система Руслан http://www.ruslan.ru/ .

4. Либэр http://www.libermedia.ru/ .

5. КМ-Школа http://www.km-school.ru/ .

6. Biblio Stor-M http://bibliostorm.ru/ .

7. Айбукс.ру http://ibooks.ru/ .

8. МАРК http://www.twirpx.com/file/728496/.

В таблице № 1 можно сравнить современные средства автоматизации библиотечно-информационной деятельности по критериям.

Как мы видим, только АБИС «Руслан» по всем критериям имеет положительный результат. Предыдущая система «MARC SQL» не прошла один критерий – наличие контента.

АБИС «Руслан» - динамично развивающаяся система, разработчиками которой являются выпускники Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Созданная в 1999 году, предложенная для распространения в 2000 году, к 2006 году система имеет более 60 внедрений, включая установку модулей системы в Российской книжной палате, Российской национальной библиотеке, ведущих университетах страны и областных библиотеках. В нашей республике с 2000 г. в этой системе работают национальная библиотека и республиканская юношеская. Проект длится более 7 лет, является государственной информационной системой. Правообладателем государственной информационной системы стал Центр информационных технологий.

Цель проекта: обеспечить возможность доступа граждан к сводному электронному каталогу библиографических записей Республики Татарстан, а также к электронным копиям печатных изданий, видео, аудио файлам. Единой точкой доступа к ресурсам библиотеки является портал Национальной электронной библиотеки РТ, предоставляющей любому пользователю в кратчайшие сроки всю необходимую информацию.

В гимназии деятельность в системе «Руслан» ведется с января 2017 года. Для работы с каталогом установлено соединение с сервером, предоставляющим доступ к нему. В программу каждая школа входит под своим логином и паролем, предоставленным Центром информационных технологий.

При подключении программы автоматически активизируется окно «Каталоги». Выбирается нужный: сводный или локальный. Сводный каталог – это каталог Национальной библиотеки, а локальный – это каталог школ города Казани. Вся кропотливая работа состоит именно в формировании своей базы данных и присвоении книге штрих-кода. Основной фронт работы будет выполнен, как только автоматизируется полный цикл технологических процессов. Обслуживание читателей полностью перейдет на современную электронную систему книговыдачи.

Для этого надо зарегистрировать читателей. Государственная информационная система «Национальная электронная библиотека Республики Татарстан» интегрирована с системой «Электронное образование Республики Татарстан». Благодаря этому процесс регистрации учащихся происходит в автоматическом режиме, и каждый учащийся гимназии регистрировался самостоятельно.

Библиотекарь совместно с завучем по информатизации разработали памятку для регистрации учащихся в системе «Электронная библиотека». (Приложение 1).

Для обслуживания читателей установлено АРМ «Книговыдача». Работа в АРМе «Книговыдача» возможна при наличии доступа к сети Интернет. Для соединения с сервером необходимо в Интернет браузере набрать адрес: https://kitap.tatar.ru/circ/. В ответ на запрос появится табличка с авторизацией, где необходимо ввести логин и пароль от АБИС «Руслан».

С 2017 года на территории РТ началось внедрение единого читательского билета (ЕЧБ). Новый билет выдается пользователю бесплатно и действует в любой библиотеке по всей Республике. Для получения читательского билета необходимо обратиться с паспортом в любую государственную или муниципальную библиотеку Республики.

Сегодня в государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека Республики Татарстан» сформирована единая база литературы всех республиканских и муниципальных библиотек. В связи с этим пользователь портала имеет возможность поиска и бронирования интересующей книги, не выходя из дома.

В результате использования автоматизированной библиотечно-информационной системы «Руслан» читатели получили много возможностей:

брать книги с ЕЧБ из любой библиотеки;

• входить в электронный каталог через интернет, искать нужную литературу, получать информацию о количестве и местонахождении свободных экземпляров,

• заказывать литературу через интернет и контролировать выполнение заказа,

• вести электронную очередь на литературу;

• могут забронировать книги;

• просматривать свой электронный формуляр,

• получать уведомления о задолженности по электронной почте или SMS-сообщения через интернет.

Не продумано в системе:

- нет списка учащихся по классам. (Чтобы найти незарегистрированных читателей, надо проверить все списки обучающихся с 1-11 классы, а это отнимает много времени).

- Нет перевода учащихся в последующие классы.

- Нет возможности регистрации учителей, а ведь они тоже пользователи библиотеки.

Многие школы (в том числе и наша гимназия) являются участниками проекта «ЛитРес». Это электронная библиотека школьной литературы в одном приложении. Наших читателей сегодня привлекает не только возможность поработать с литературой, не только книжные выставки, беседы, справки, обзоры и другие виды услуг, но и возможность читать электронные книги.

Проект «ЛитРес: Школа» разработан на базе «ЛитРес: Библиотеки» и позволяет школьным библиотекам выдавать учащимся электронные книги по системе «книговыдач».

Для бесплатного чтения полного школьного каталога пользователям необходимо получить индивидуальный логин/пароль в школьной библиотеке (участвующей в федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы), и авторизоваться на сайте «ЛитРес». Библиотекарь совместно с завучем по информатизации разработали памятку по использованию сайта. (Приложение 2).

Каталог электронных книг содержит программные произведения с 1 по 11 классы, произведения патриотической направленности, а также литературу для внеклассного чтения.

Изменилась технология обслуживания читателей, которые по достоинству оценили эти новые системы. А согласно маркетинговой концепции, библиотека существует для пользователей: «Все для читателя, все через читателя, все к читателю». Для читателей создан эффективный и комфортный сервис.

Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекаря, привело к кардинальным переменам в информационно-библиотечном обслуживании. Сегодня все участники образовательного процесса: педагоги, библиотекарь, учащиеся – стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью как печатных, так и электронных ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать её и использовать в своих интересах - необходимый навык для каждого человека. Автоматизация библиотек – важнейший фактор успешного развития и перспективного будущего.



Приложение 1.

Приложение 2.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций