Галеева Лилия Диктатовна,
методист по ресурсному обеспечению образовательного процесса
Информационно-методического отдела Управления образования г.Казани
Школьная библиотека – какая она сегодня? Какие изменения должны произойти в ее работе, чтобы она выполняла задачи, поставленные перед ней нормативными документами – Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования», «Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров»?
Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования изменило миссию школьной библиотеки. Традиционный порядок обслуживания читателей не соответствует возросшим читательским потребностям и современным задачам обучения и воспитания и, конечно, уходит в прошлое. На смену приходит библиотека, оснащенная современной техникой с новыми информационными технологиями.
Миссия школьной библиотеки - подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе и в обществе знаний через:
формирование информационной культуры личности;
обеспечение свободного и безопасного доступа пользователей к мировым ресурсам информации.
Школьные библиотеки обеспечивают выполнение требований ФГОС по формированию информационных компетенций учащихся и они преобразовываются в библиотечно-информационные и культурно-досуговые центры.
Можно выделить пять основных направлений деятельности школьных библиотек, использующих современные технологии:
1. Расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам. Вот его контент:
- поиск, отбор, систематизация и накопление интернет-ресурсов;
- возможность копировать и множить информацию;
- справочное обслуживание пользователей онлайн;
-консалтинговое сопровождение в части использования информационно-образовательной и обучающей среды;
- удаленный доступ к электронным учебно-методическим комплексам (ЭУМК).
В настоящее время большое значение имеет проблема использования Интернет-ресурсов учащимися. В сети много информационных ресурсов для сопровождения образовательного процесса. Переизбыток информации, наличие недоброкачественных материалов, делают незаменимой роль школьной библиотеки, одна из задач которой состоит в том, чтобы фильтровать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фондов электронных материалов, как:
- текстовые материалы;
- файловые архивы;
- мультимедиа-, аудио- и видеоматериалы;
- графические иллюстрации;
- учебные компьютерные программы;
- тестовые задания и т.д.
2. Автоматизация библиотечных услуг и внедрение автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС).
Уровень автоматизации библиотечных процессов предполагает внедрение АБИС и требует активного включения школьного библиотекаря в процесс освоения компьютера и программного обеспечения. Главным результатом внедрения АБИС в работу школьных библиотек является обеспечение интеллектуального доступа к информации на более высоком уровне через:
создание электронных каталогов и картотек и обеспечение доступа пользователей к ним;
автоматизированное ведение учетной документации школьной библиотеки;
обеспечение доступа к электронным библиотекам, образовательным ресурсам;
осуществление приема и выдачи литературы учащимся, учителям, родителям через единую систему документации.
В рамках реализации п. 2.4 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы в 36 школьных библиотеках г.Казани внедрена АБИС «Руслан» для автоматизации библиотечных процессов, создания библиографических баз данных и совершенствования информационно-библиографического обслуживания.
3. Создание собственных цифровых ресурсов.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек позволяет библиотекарю создать собственные информационные продукты, которые помогают пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве. Это могут быть:
- справочные базы данных;
- списки литературы для внеклассного чтения;
- путеводители по фондам;
- аннотированные иллюстрированные картотеки;
- книжные обозрения и т.д.
Такие ресурсы можно создавать с помощью традиционных приложений Microsoft: MS PowerPoint, MS Excel, MS Publisher.
4. Создание сайтов библиотек.
Одним из цифровых продуктов библиотеки является сайт – электронный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей пользователей библиотеки. Сайт – это визитная карточка, которая рассказывает читателям о возможностях и деятельности школьной библиотеки. Кроме этого, сайт может стать инструментом поощрения чтения, продвижения идей и информации, которые могут оказать воздействие на развитие учащихся и реализовать такие направления библиотечной работы, как:
- предоставление доступа к ресурсам и материалам;
- справочно-информационное обслуживание;
- поощрение чтения;
- помощь в работе с информацией.
Такая работа требует от школьного библиотекаря владения навыками использования технологий. Тем не менее, в каталоге библиотек на справочно-информационном портале Library.ru насчитывается уже немало сайтов школьных библиотек.
5. Использование современных технологий приобщения к чтению.
Школьные библиотеки содействуют воспитанию и развитию учащихся через поощрение чтения, через проведение массовых мероприятий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только расширить эти направления работы, но и внедрять новые формы.
Существует множество сервисов и программ, которые школьный библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности, как:
- компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, газет и др.;
- программы для создания презентаций;
- сервисы;
- вики-сервисы для создания сборников, сайтов;
- блоги для создания обсуждений, рекомендаций;
- карты знаний для упорядочивания знаний, систематизации материала;
-веб-квесты для формирования навыков информационно-аналитической деятельности;
-социальные медиасервисы для повышения мотивации учебной деятельности.
Преимущества использования современных технологий в образовательном процессе:
- повышение эффективности обучения и влияние на повышение учебных достижений;
- активизация учебного процесса и реализация творческого потенциала учащихся;
- развитие умений конструктивной информационно-аналитической деятельности;
- повышение мотивации учащихся по сравнению с традиционным учебным окружением;
- содействие формированию коммуникативных навыков, культуры общения учащихся.
Развитие информационно-библиотечного пространства является составной частью единого образовательного пространства. Сделать школьную библиотеку зоной опережающего развития школы – задача всех участников образовательного процесса. Основа изменений, происходящих в деятельности библиотек, - разумное внедрение новых технологий во все сферы их деятельности. Школьная библиотека нового типа должна соединять лучшие традиции библиотечной работы и информационно-коммуникационные технологии. Использование современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень, сделать библиотеку адекватной Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и привлекательной для учащихся.