Вахитова Ильсияр Магсумовна,
учитель английского языка высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г.Казани
Использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам является позитивным фактором, так как оно отвечает новым требованиям, предъявляемым ФГОС современному учителю. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой обучающимся и учителю информации: страноведческий материал, новости из жизни молодежи, статьи, необходимую информацию. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения иностранным языкам.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школы как центр досуга открываются в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли возможность собраться детям и их родителям. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, различного рода творческие занятия.
Развитию творческого потенциала каждого обучающегося, созданию дополнительной мотивации к изучению английского языка способствует внеурочная деятельность, в частности кружковая. Прниведу пример работы с детьми 4 класса, изучающих английский язык по УМК Быковой Н.И., Дули и Поспеловой М.Д. «Английский в фокусе». Поставленный ими спектакль «Goldilocks and the Three Bears» вызвал интерес к дальнейшему изучению английского языка и желанию узнать больше о сказках, песнях, играх, традициях и фольклоре англоязычных стран. Вот почему у нас в гимназии появился кружок иностранного языка.
Программа кружка включает в себя совокупность вокальной, хореографической и театральной деятельности обучающихся, основанной на их лингво-страноведческой компетенции. Она включает в себя как практические занятия (разучивание песен, игр, танцев и сказок), так и теоретические (знакомство с обычаями и традициями народов англоязычных стран). Формы работы с детьми разнообразны: инсценирование, драматизация, занятия хореографией, хоровое пение с музыкальным сопровождением, акапельное пение, игра, конкурс, соревнование, защита проектов, использование компьютера и Интернет, прогулки, экскурсии в школьный музей «Наследие времен».
Вопрос использования информационных технологий во внеурочной деятельности возник сам по себе. Он значительно повышает эффективность усвоения материала обучающимися, расширяет рамки познавательной активности, мотивирует к изучению языка, улучшает качество образования. Так, при работе над песней и мелодикой стран изучаемого языка кружковцы быстро постигают лексические конструкции, идиомы, фразеологические обороты и мелодический интонационный рисунок языка. Сначала разъясняю ребятам заголовок песни и вкратце характеризую ее содержание, привлекая внимание к ключевым повторяющимся словам или фразам.
Во внеурочной кружковой работе возможности компьютера безграничны: При чтении текста с экрана компьютера при возникшем затруднении, ученик получает разъяснение, не отвлекаясь на поиск слова в словаре; при обучении устной речи он воспроизводит запись отдельных фраз, интонации, целых текстов и дает возможность сравнить с произношением носителя языка; при ознакомлении с новой лексикой. Изображение на мониторе ассоциирует фразу с действием; при контроле выставляет оценки, подводит итоги беспристрастный и безошибочный судья – компьютер.
Кружковая работа имеет продолжение и в урочной деятельности. В своей работе я активно использую обучающе – контролирующую программу на знание слов и фразовых глаголов. Работа в компьютерном классе показывает, что все ребята без исключения охотно ведут диалог с машиной. У застенчивых кружковцев пропадает чувство неуверенности, которое мешает им проявить свои способности. Таким образом, компьютер – это наиболее подходящий помощник в обучении иностранного языка, целью которого является интерактивное общение. Использование CD-ROMов ( программ, записанных на лазерных дисках), сети Интернет превратили обучение в живой, творческий и естественный процесс. С помощью специальных программ и баз данных мы можем в процессе занятия обратиться практически к любому оригинальному тексту на английском языке.
Другой вариант использования ресурсов Интернета – это подготовка доклада или сообщения. Глобальная сеть создает условия для получения необходимой информации: страноведческий материал, новости из жизни молодежи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу.
Готовясь к занятиям кружка, обращаюсь к британскому сайту www.worldwidewords.org. Это не только самый полный словарь английского языка, там даются ссылки на многие образовательные сайты.
Если мне нужна методическая помощь или просто хочется знать новости в своей области, я обращаюсь на сайт www.teachingenglish.org.co.uk, созданным ВВС и Британским Советом.
Еще одним из инновационных средств обучения является использование интерактивной доски SMART board, которая также используется на занятиях кружка.
Большой иллюстративный материал, представленный в SMART Notebook, позволяет мне осуществлять введение новой лексики, наработку слов для лексических минимумов. Картинки я копирую в сам Notebook. Функция Clone позволяет увеличить количество одинаковых картинок и текстов песен, что удобно при работе над песней, для использования их при
постановке спектакля.
Вставив рисунки в определенный фон, организую речевую ситуацию, что способствует развитию связной речи. При работе с картинками Smart Notebook ввожу не только лексические единицы, но и обучаю постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога. У кружковцев вызывает интерес и творческие задания, такие как написание стихотворения с яркой метафорой с использованием заданных слов.
Таким образом, используя интерактивную доску, организую постоянную работу кружковцев в электронном виде. Это значительно
экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех детей, находящихся на занятиях кружка. При сохранении заданий, выполненных ребятами на доске, можно проследить динамику усвоения темы занятия кружка каждым ребенком, выделить типичные и повторяющиеся ошибки.
Использование современных информационных технологий помогает реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня знаний, склонностей и способностей.
ИКТ - не дань моде, а назревшая необходимость уже даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня.