Использование технологии развития критического мышления в рамках реализации ФГОС на уроках информатики

Пискарева Галия Назильевна,
учитель информатики высшей категории
МБОУ «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани


В новых образовательных стандартах ФГОС приоритетной задачей педагога является подготовка всесторонне развитой, самодостаточной личности, способной самостоятельно добывать знания, критически осмысливать новую информацию, принимать верные решения и нести за них ответственность. Исходя из этого, стандарты второго поколения определяют и новые требования к работе учителя. На современном этапе развития образования учителю приходится осваивать новые технологии обучения, совершенствовать традиционные, такие как, например, проблемное обучение, развивающее обучение, игровые, групповые технологии, проектные, кейс – технологии, технологии развития критического мышления и многие другие.

Одной из технологий, способной решить поставленные задачи, является технология развития критического мышления.

Под критическим мышлением понимается интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений.[6]

В чём же новизна этого метода?

Учить критически мыслить – это значит формировать у ребенка умение осмысливать и анализировать информацию, слушать и воспринимать, творчески её применять и, самое главное совершенствовать себя. Это поддерживает активность на уроке, способствует тому, что учащиеся сами учатся формулировать и задавать вопросы, выражать собственное мнение, что вызывает мотивацию к обучению, воспитывает уважение к чужому мнению.

Технология развития критического мышления способствует точному построению учебного процесса, опираясь на научно обоснованные закономерности взаимодействия информации и личности. Этапы технологии критического мышления - вызов, осмысление, рефлексия - используют необходимое количество методов и приемов, что позволяет учителю максимально гибко и адекватно подойти к каждой учебной ситуации в любой момент времени. И здесь целесообразно вести речь о разнообразии форм и методов работы с текстом, построении дискуссий и подготовки проектов любого направления. Все это делает процесс обучения интересным и познавательным.

Технология критического мышления позволяет:

1. Повысить самостоятельность учащихся в овладении рациональными приемами самообразования;

2. Развивать ключевые компетентности, лично значимые для учащихся умения и навыки;

3. Усилить мотивацию учащихся к интеллектуальной творческой деятельности в обучении;

4. Повысить уровень самоорганизации учащихся;


Структура урока с использованием технологии развития критического мышления



Первый этап - стадия вызова – этап актуализации имеющихся знаний, пробуждение интереса, мотивации к получению новой информации. Учитель может стимулировать учащихся умело заданным вопросом, представлением предмета с неожиданной стороны. Учащиеся обсуждают, высказывают свою точку зрения. Обмен мнениями может происходить индивидуально и в группах. Здесь эффективно работают следующие приемы: согласен – не согласен, верные – неверные утверждения, толстый и тонкий вопрос, корзина идей, кластер, граф и др.

Второй этап - осмысление - изучение новой информации. Учащиеся на уроке в качестве источника информации могут использовать учебник, информационные листы, схемы, плакаты, интернет и т.д., что способствует развитию вдумчивого чтения, умения анализировать, систематизировать, сопоставлять новую информацию с уже известной. Происходит поиск ответов на возникшие ранее затруднения и вопросы. Используются приемы активного чтения: инсерт, таблица З-Х-У, бортовые журналы и др.

Третий этап - рефлексия – показывает, насколько хорошо учащиеся усвоили новый материал, обобщили и проанализировали его, удалось ли им разрешить возникшие вопросы. Происходит активное закрепление полученных знаний, их структурирование, внедрение в систему известных понятий. Учитель предлагает внести дополнения, изменения в первоначальные утверждения, выполнить практические или исследовательские задания, используя информацию, полученную на стадии осмысления. «По своей сути рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое».[2] На этом этапе целесообразно использовать следующие приемы: кластеры, таблицы, ответы на поставленные вопросы, организация дискуссий, написание эссе, синквейнов и др.

Некоторые приемы ТРКМ рассмотрим более подробно.

1. ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ утверждения.

Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». Этот прием развивает умение прогнозировать, что является сегодня важной способностью обучающихся.

2. ИНСЕРТ

Этот прием помогает формированию умения систематизировать и анализировать информацию.

Инсерт - это:

I - interactive - самоактивизирующая

N - noting

S - system - системная разметка

E - effective - для эффективного

R - reading - чтения

T - thinking - и размышления

Сначала в процессе изучения учащиеся делают в тексте пометки значками ( V - знал, + - новое, - думал иначе, ? - есть вопросы). Затем заполняется таблица, количество столбцов которой соответствует числу значков маркировки. Записи, внесённые в таблицу, обсуждаются, что способствует внимательному, вдумчивому чтению.[4]

3. КЛАСТЕР

Это способ графической организации материала.

На чистом листе или классной доске посередине пишется ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записать слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. (Модель «Планета и спутники») По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь у каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи. Такую работу надо продолжать пока идеи не иссякнут. Разбивка на кластеры используется как на стадии вызова, так и на этапе рефлексии. После прочтения текста можно вернутся к кластеру и внести необходимые изменения или дополнения.[4]

4. З-Х-У

Этот прием используется как при работе с текстом, так и для лекций. Таблица заполняется на всех трех этапах урока. На этапе вызова заполняется первый столбец таблицы - Знаю, куда учащиеся записывают что они знают или думают по данной теме. Таким образом, определяется начальный уровень знаний ученика, к которому постепенно добавляются новые знания. Второй столбец таблицы - Хочу узнать - это то, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. Полученные ранее знания могут стать основой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третий столбец таблицы - Узнал.

5. РЕЗЮМЕ

Резюме - это краткое изложение чего-либо. Ученикам предлагается рассказать или кратко описать событие или явление, написать, о чём данный текст.

Рассмотрим применение некоторых приемов и методов критического мышления на уроке информатики в 8 классе «Двоичная система счисления. Перевод чисел»

Использованы приёмы: верные и неверные утверждения, З-Х-У, инсерт, кластер, резюме.

Стадия вызова

(Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся).

Учитель: Попробуем решить следующую задачу – отгадать загадку

Шел Кондрат в Ленинград,

А навстречу – 10100 ребят.

У каждого по 11 лукошек,

В каждом лукошке – кошка,

У каждой кошки – 1100 котят.

У каждого котенка

В зубах по 100 мышат.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»

Вопросы классу:

¾ Что необычного в этой загадке? (Числа неправдоподобные)

¾ Может ли такое быть на самом деле? (Может, если числа записаны в другой системе счисления )

¾ В какой системе счисления с минимально возможным основанием это реально? (В двоичной).

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы отгадать загадку? (Перевести в десятичную систему)

Учитель: Учитывая сказанное кто сможет сформулировать тему урока? (Двоичная система счисления. Перевод чисел).

Что же нам нужно знать, чтобы решить нашу задачу? Попробуйте поставить цели урока.

Научиться:

· Переводить из двоичной в десятичную СС;

· Переводить из десятичной в двоичную СС.

Стадия осмысления

(Первичное усвоение новых знаний)

Учитель: предлагаю поработать с источниками – перед вами на столах информационный лист и учебник. Во время работы маркируем текст значками и заполняем таблицу.

Учащиеся читают текст, делая на полях пометки: «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял, «!» - интересно, удивительно.

Учитель проводит беседу по пометкам:

- Расскажите о том, что вам уже было известно о системах счисления. (В позиционных системах числа можно записывать в развернутой и свернутой форме).

- Что нового узнали из текста? (Как переводить числа из одной системы счисления в другую).

- Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание? (С помощью развернутой формы записи числа можно переводить из любой позиционной системы в десятичную. Эти алгоритмы работают во всех позиционных системах счисления).

- Что оказалось непонятным, трудным? (Если у учащихся возникли проблемы с пониманием каких-либо вопросов темы, учитель даёт им дополнительные разъяснения).

Учащимся предлагается сформулировать алгоритм перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот. Обсуждают в группах и представляют классу.

Учитель: А теперь поработаем самостоятельно и разгадаем загадку. (Ученики самостоятельно переводят числа, записывают в таблицу и озвучивают результат).

Стадия рефлексии

(Проверка понимания новой информации)

Для проверки понимания полученных знаний учащиеся делятся на группы и выполняют письменно упражнения различной трудности по карточкам. После выполнения заданий проверяют результат перевода чисел на компьютерах в программе Калькулятор.

Во время урока постепенно заполняют таблицу ЗХУ, расписывая, что знали, что узнали, что хотели бы узнать.



Рефлексия деятельности.


Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слов:

* Оказывается...

* Меня удивило...

* Для меня было открытием то, что...

* Мне больше всего удалось...

* Я могу поблагодарить одноклассников за...

* На мой взгляд, не удалось..., потому что...

В результате использования технологии развития критического мышления у учащихся формируются умения: видеть проблемы, получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, понимать и выделять основной смысл текста, а в дальнейшем события, явления, интерпретировать тексты, структурировать информацию из письменных и устных источников, собственные идеи, рассуждения. А в дальнейшем систематизировать и классифицировать эту информацию, строить траекторию индивидуальной и коллективной деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности. В связи с этим использовать в дальнейшем адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности, строить отношения с другими людьми, вести диалог.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Альянс-Дельта., 2003.- 284 с.

3. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

4. http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html

5. http://ped-konkurs.ru/load/10-1-0-540

6. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Издательство «Питер», 2000



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций