Создание единого образовательного пространства на основе межпредметной интеграции математики и английского языка

Ларионова Ирина Евгеньевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории
Вагапова Елена Ягфаровна, учитель математики высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 179 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани


Время, в которое мы живем, – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:


• как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

• какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

• какие методы и средства обучения выбрать;

• как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

• как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.


Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Современный урок – это урок, на котором учащимся предоставляется возможность реализовать свои способности, раскрыть свой творческий потенциал, а также сформировать в себе качества, необходимые для интеграции в рыночную экономику. Это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая деятельность.

Древняя римская пословица гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Смысл этой пословицы и сегодня актуален. В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение обучающихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь.

Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний.

Сегодня средства массовой информации, такие как интернет, телевидение и пресса, дают неограниченный доступ к информации и получению новых знаний. 80 % этой информации опубликовано на английском языке. Конечно, можно быть образованным и начитанным, зная лишь свой родной язык. Другое дело, если необходимо найти материал в какой-то специфической области, где разработки ведутся только зарубежными исследователями. Язык англичан, в этом плане, является ключиком к миру науки.

В соответствии с требования ФГОС в центре образовательного процесса находится не учитель, а учащийся, а ведущими становятся виды деятельности, которые помогают ребенку учиться самостоятельно.

Для современного языкового образования характерна межпредметная интеграция, т.к. иностранный язык хорошо сочетается со многими школьными дисциплинами: географией, историей, литературой, музыкой, обществознанием, даже, в какой-то степени, психологией.

Однако, у нас появилась мысль сочетать несочетаемое и показать урок математики на английском языке в 6 классе с углубленным изучением математики. Эта идея интеграции английского языка и математики родилась спонтанно, когда в школе был объявлен день открытых дверей для родителей. В этот день каждый класс был ограничен тремя уроками, хотя желание родителей было увидеть как можно больше.

Первый удачный опыт – открытый урок по теме «Теория вероятности» «Celebrations» - привел нас к созданию целого интегрированного курса, который на сегодня охватывает 5 и 6 классы. Данный курс «Интеграция математики и английского языка» позволяет углубить и расширить не только знания по математике, но и по английскому языку: расширение словарного запаса (знакомство с терминологией), активизация навыка устной речи – умение логически мыслить и делать выводы. Курс открывает детям перспективы для дальнейшего изучения английского языка в профессиональном плане (работа с технической литературой).

Со стороны изучения английского языка, интеграция математики характеризуется высокой коммуникативной возможностью, и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизирует потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивает навыки коммуникативной компетенции.

Со стороны же изучения математики, осмысление условия задачи и обсуждаемых проблем учащимися происходит дважды – сначала на родном языке, позже на иностранном. К тому же, чтобы описать то или иное явление на английском языке, учащимся необходимо действительно понимать суть вопроса. Если же данный этап преодолевается успешно и вторично воспроизводится на английском языке, вопрос о качестве знания отмечается по умолчанию.

Применяя данную практику в течение двух лет, мы уже можем говорить о положительной динамике. Повысился интерес к изучаемым предметам. Ребята ждут этих интегрированных уроков. Изменилась мотивация от стремления к оценкам до стремления к знаниям. Выросло качество знаний и по математике, и по английскому языку.

Работая над организацией образовательного пространства на основе единства математики и английского языка, единства личностного, ситуационного и задачного подходов, мы выделили несколько этапов, что предполагает:

•тщательное и систематическое изучение педагогами психологии и опыта школьников;

•создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем;

•конструирование системы задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение знаний по двум предметам.


На первом этапе, не претендуя на оригинальность, мы проводим диагностику

Оценка каждого критерия позволила нам выработать стратегию поведения в отношении каждого ученика индивидуально.

Однако, для наибольшей эффективности появилась необходимость изучить у обучающихся их стили восприятия информации на основе диагностики доминирующей перцептивной модальности (С. Е. Ефремцева).


Согласно психологическим исследованиям, каждый человек по-разному воспринимает информацию, поступающую к нам из окружающего мира. Так, психологи выделяют три основных типа восприятия — зрительное, осязательное и слуховое. Людей с тем или иным типом восприятия называют визуалами, кинестетиками и аудиалами. Например, визуалам легче понять то, что можно увидеть — цвета, формы, гармонию или беспорядок; кинестетики лучше всех ощущают прикосновение, запах, вкус, а для аудиалов большое значение имеет всё, что можно услышать — звуки, слова, музыка, шум. И если человек относится к какому-то определённому типу, это накладывает на него вполне определённый же отпечаток. Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения математической задачи или номера телефона может быть весьма неудобен. Однако, соединив математику и английский язык, и кинестетикам можно облегчить процесс обучения.

Для того, чтобы запомнить алгоритм решения, кинестетик должен написать его собственноручно (ещё лучше на двух языках), аудиал – произнести(на этапе проговаривания в роль вступает язык), визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука «бренькнула», и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а аудиал – рассказать подробнее.

В связи с этим людям разных возрастов по-разному сложно воспринимать информацию, поступающую из окружающего мира. Взрослея, человек подстраивается к способу восприятия мира человека, доносящего до него информацию. Школьникам это сделать сложнее. Из-за этого происходит недопонимание ученика и педагога, вследствие чего плохая успеваемость у обучаемого.


В качестве наглядного примера хочется привести данные по одному классу:


Стиль


Количество учащихся

% от общего количества

Кинетический


5

16,7

Визуальный


6

20

Аудиальный


6

20

Визуально- кинетический

8

26,6

Аудиально-визуальный

5

16,7



Зная особенности каждого ученика, мы постарались в каждом конкретном случае обеспечить обучение математике и английскому языку максимально эффективно. Сохраняет свое значение положение Ушинского К. Д.: «Педагог, желающий что-нибудь запечатлеть в детской памяти, должен позаботится о том, чтобы как можно больше органов чувств: глаза, уши, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания». Позволим себе дополнить мысль Ушинского К. Д. ещё и единством всего образовательного пространства и интеграцией одного предмета в другой.

Совместно с учениками были выработаны несколько правил, которые позволяют другими глазами посмотреть на процесс обучения, анализируя мельчайшие детали поставленных задач. Эти правила наши ребята стали применять не только на математике и английском языке, но и на других школьных предметах и в жизненных ситуациях.



Правило 1: Досконально разберись в условии задачи. Будет просто обидно, если потеряв много времени на ее решение, ты обнаружишь, что просто не понял условия.

Rule 1: Learn the task in details. It’ll be a pity, when, having spent much time on doing the sums, you’ll find out that you just haven’t understood the statements of the task.



Правило 2: Определи тип задачи.

Rule 2: Define the type of the task.



Правило 3:Определи, что нужно и важно для решения, что не достает, где и как его найти, отмести лишние данные, если они не имеют отношения к решению задачи, не дай себя запутать бесполезной информацией.

Rule 3: Define what is necessary and important for solving the task, what is missing and how you can find it; throw away unnecessary data, if they are not related to the task. Don’t let you made confused with useless information.



Правило 4: Используй рисунки и схемы.

Rule 4: Use drawings and schemes.



Правило 5: Будь настойчив, не отступай, используй все, что поможет тебе победить.

Rule 5: Be persistent, never give up, and use all means that will help you win.



Правило 6: Преврати задачу в систему вопросов.

Rule 6: Turn the task into a system of questions.



Правило 7: Составь план-замысел

Rule 7: Make up a plan.



Правило 8: Не бойся вернуться к началу.

Rule 8: Don’t be afraid to return to the very beginning.



Правило 9: Ставь великие цели.

Rule 9: Set great aims.



Правило 10: Люби разнообразие.

Rule 10: Be fond of diversity.



Правило 11: Смейся над неудачами, тогда они уйдут.

Rule 11: Laugh at your failures and they will pass away



Правило 12: Будь ответственен за состояние твоего ума. Не бойся идти нехожеными путями.

Rule 12: Be responsible for the state of your brains. Don’t be afraid of taking unknown «roads».



Правило 13: Умей работать коллективно.

Rule 13: Be able to work in a team.



Правило 14: Приобретай привычки будущего гения.

Rule 14: Acquire the habits of a future genius.


Конечно, не каждый урок математики проходит на английском языке, и не каждый урок английского языка проходит с привлечением математики. Частота таких занятий - 1 раз в месяц. Это позволяет за прошедший месяц получить порцию математических знаний и обогатить языковой словарный запас, необходимый для совместной деятельности.

В процессе разработки совместных уроков мы определили изучаемые темы по предметам (5-6 класс), которые наиболее удачно и эффективно сочетаются.

Например,


Математика


Английский язык

Системы счисления. Натуральные числа.


Школьная жизнь. Изучаем числительные.

Решение текстовых задач на движение

«Давайте устроим пеший поход и пикник!» Выбираем маршрут.

Расстояние между двумя точками. Масштаб


Решение текстовых задач на движение


«Мы собираемся путешествовать!»


Геометрические фигуры


Отношения и пропорции


Мой родной город. Достопримечательности Казани.

Достопримечательности Лондона. Учимся описывать Лондон. Знакомство с дорожными знаками.


Проценты

Чем мы любим заниматься в свободное время. Радио и телевидение. Любимые передачи.


Теория вероятности

Празднования.


Делители и кратные

Поговорим о знаменитостях. Известные люди страны изучаемого языка

Комбинаторные задачи. Графы.


Длина окружности, площадь круга


Достопримечательности Лондона. Учимся описывать Лондон.

Знакомство с дорожными знаками.


Знакомство с дорожными знаками.


В качестве примера хочется продемонстрировать некоторые слайды из презентации к интегрированному уроку «Теория вероятности. Celebrations»



Применяя данную практику в течение двух лет, мы уже можем говорить о положительной динамике. Повысился интерес к изучаемым предметам. Ребята ждут этих интегрированных уроков. Выросло качество знаний и по математике, и по английскому языку.

Постепенно изменилась мотивация школьников: от стремления к оценки до стремления к знаниям. Это можно наблюдать на следующей диаграмме:

Так же уже можно говорить и о повышении качества знаний по предметам

Создав единое образовательное пространство для наших учеников, проанализировав методы и приёмы работы мы можем утверждать, что наш опыт может быть применим и другими учителями – предметниками. Совместно мы могли бы сделать процесс обучения и воспитания учеников непрерывным и увлекательным как для них, так и для нас самих.

В заключении хочется отметить, что применение данной технологии помогло и нам, педагогам, расширить свои познания, изменить отношение к школьному образованию в целом. Мы стали интереснее детям.


Литература:

Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С.Ефремцева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.237-238.

Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова, Й. Ломншера, А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1982. - С. 10-21.

Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972.

Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин, - М. : Педагогика, 1972. - 208 с.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования. - 2004. - № 12. - С.18-19.

Культура умственного труда или 101 техника учения /Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни/ Составитель – Рудик Г.А. – Костанай, 2010

Развивающая педагогика /Техника учения и обучения/ Рудик Г.А., Гуцу В.И., Фейгина А.Н и др. – Ижевск, 1997.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций