Демонстрационные материалы ЭУМК в помощь учителю технологии

Кондрашкин Михаил Викторович, учитель технологии
Поляков Владимир Николаевич, учитель технологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)» Вахитовского района г.Казани



Важной особенностью сложившейся к сегодняшнему моменту в ситуации с возможностью использования информационных технологий в учебном процессе, ко всему прочему использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), является то, что соответствующая деятельность учителей поощрялась, но была для них необязательной.

Ситуация колоссально изменилась с принятием и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые содержат требования к результатам овладения основной образовательной программы; условиям осуществления основной образовательной программы. ФГОС по факту предполагает использование педагогами ЭОР и ИКТ в образовательном процессе, кроме того научить учащихся их целесообразному и рациональному использованию.

Демонстрационные материалы проще всего вписываются в структуру урока; преимущества от их использования очевидны.

Фактически на каждом занятии преподаватели пользуются плакатами (слайдами) по разным темам. Содержание плаката состоит из определения, правила, различных изображений, схем, таблиц, а также текстов. Как правило, изображение на слайде статично. Слайды рассчитаны на показ с большого экрана через проектор, но в конкретных случаях информация распечатывается, как правило, при индивидуальной работе.

Иллюстрационные плакаты, переведенные в цифровой формат, удобны для неоднократного использования (на основе таких слайдов можно подготовить качественный видеоряд для демонстрации на занятиях). Каждый педагог создает по программе необходимые альбомы иллюстраций, которые не доступны в открытом доступе.

Кроме того наши учителя используют плакаты с заданиями, поскольку изучение самого сложного задания станет проще и вызовет у учеников живой интерес, если при её изучении опираться на подборку вопросов, сопровождаемых красочными рисунками.

Помимо плакатов, в наборах ЦОР нередко используются так называемые интерактивные плакаты (к ним можно отнести и интерактивные таблицы, интерактивные рисунки, интерактивные правила и т.п.). В цифровых ресурсах образования такого вида информация предъявляется не сразу, она предоставляется в зависимости от управляющих воздействий пользователя.

К демонстрационным материалам относится не только текст, но и интерактивная схема, использование которой позволяет открыть блоки схемы щелчком компьютерной мыши в некоторой последовательности, объясняя новый учебный материал. Отдельные ветви разворачиваемой схемы могут быть так же свернуты по одному блоку медленно или быстро при помощи щелчка компьютерной мыши в корень ветви. Подобная схема может состоять из схематичных изображений объектов, например, виды древесины, ступеньки реализации проекта, а также краткие толкования понятий, которые открываются в отдельном всплывающем окошке. В некоторых ситуациях схема может состоять из нескольких страниц. Интерактивная схема может служить также в качестве опорного конспекта при однократном обобщении и закреплении нового материала). Наиболее удобные типы интерактивных схем имеют дополнительную кнопку –развернуть список.

Интерактивное изображение – ЦОР, в котором информация так же, как в интерактивных правилах и схемах, предъявляется не сразу, она преподносится в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Подобные изображения дают возможность подробно проиллюстрировать технологическую карту, каждый шаг, этап выполнения проекта.

Иногда эти действия упорядочены, и выбрать следующий объект исследования не представляется возможным, и бывает даже такое, что действия носят самый настоящий исследовательский характер, так как пользователю разрешено рассматривать объект и узнавать названия его частей, свойства и качество постепенно, наводя курсор мыши на ту или иную часть объекта рисунка.

Комплексная интерактивная таблица - очень интересные «многослойные» ресурсы, позволяющие работать в разных режимах и представляющие собой одновременно таблицу (схему) с готовыми надписями, таблицу с возможностью самостоятельного исследования нового – режим «подсказки», таблицу для устного опроса у доски – режим «Спрятать все», а также таблицу, позволяющую проверить знания и получить их оценку – тестовый режим.

Разумеется, что такие комплексные таблицы – схемы обеспечивают новые возможности, которые не свойственны бескомпьютерным технологиям.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что использование интерактивных технологий целесообразно в силу простоты восприятия. Подобные технология дают возможность подробно продемонстрировать даже самый сложный материал, при этом вызвать интерес у учащихся.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций