Электронное образование в практике учителя иностранного языка

Егорова Яна Руслановна, учитель немецкого и английского языков
МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани


Современному человеку необходимо постоянно учиться и узнавать что-то новое, чтобы оставаться разносторонне эрудированным, а также востребованным специалистом в своей области. Подготовка учителей профессионалов, использующих современные педагогические технологии на уроках иностранного языка, является на сегодняшний день одной из главных задач.

Мы живем во время ускорения научно-технического прогресса. Перед педагогами стоит задача - научить подрастающее поколение жить в информационном мире. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Учителю необходимо создать условия практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество.

Образование – это трёхсторонний процесс, в котором участвуют учителя, ученики и их родители. Все инновации в этой области направлены на создание максимального удобства. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное и осмысленное изменение педагогической деятельности через разработку и внедрение новшеств. Современные информационные технологии позволяют изменить процесс передачи знаний, сделать его гибким, насыщенным и удобным для всех участников образовательного процесса. У родителей не всегда есть время приходить в школу и беседовать с учителями об успеваемости и поведении своего ребёнка; учителя настолько загружены работой, что не к каждому уроку получается подобрать тот наглядный материал, который хотелось. И, наконец, ученики – это современное поколение, воспитанное на различных гаджетах и телевидении. Поэтому давно сложившийся традиционный подход к обучению для них в большинстве случаев неинтересен. На помощь приходит достижение современности – электронное образование.

Электронное образование представляет собой систему обучения с помощью различных электронных и информационных технологий. К нему можно отнести следующие моменты:

1. Работу с любой электронной информацией с помощью компьютера, мобильного телефона, телевизора, DVD-проигрывателя и других устройств;

2. Создание социальных сетей пользователей, в которых ведется общее виртуальное образование;

3. Интернет-технологии делают образование общедоступным. Если ребёнок по какой-то причине не посещает школу, с ним можно заниматься дистанционно – по веб-камере, или присылая на его электронную почту презентации, тексты с объяснением темы и задания,-таким образом осуществляется дистанционное взаимодействие с преподавателем, получение его советов, оценок и консультаций;

4. Освоение инновационных образовательных технологий;

5. Возможность получить знания в любое время и из любой доступной точки мира.

Электронное образование подразумевает разные виды и формы электронного обучения. Каждое учебное заведение оснащается соответствующим оборудованием: портативными компьютерами с доступом в Интернет, проекторами, видео и аудио установками, интерактивными досками и т.д. Они позволяют сделать образование интересным и доступным для каждого. Информационные технологии, Интернет ресурсы помогают осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию учебного процесса, привлекают внимание детей, помогают им лучше понять и усвоить материал.

Для родителей существуют сайты школ, на которых можно получить информацию об учебном заведении. Чтобы отслеживать успеваемость ребёнка, каждому родителю предоставляется доступ в электронный дневник. В нём фиксируется посещение уроков, записываются домашние задания и выставляются оценки по предметам; здесь же существует обратная связь с учителями, которая даёт возможность задать интересующий вопрос или получить информационное письмо.

Для педагогов электронное образование открывает широкие возможности. Благодаря сетевым связям формируются новые социальные объединения - сетевые сообщества. Социальная сеть (англ. social network) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации) и связей между ними. Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам.

Одним из направлений профессиональной деятельности учителей в сети является деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации. Профессиональная деятельность учителей в сети интернет направлена и на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. В настоящий момент учащиеся 6 класса работают над проектом «Волшебный экспресс». В ходе проекта участники совершают виртуальное путешествие в выбранные ими немецкоговорящие страны. Это поможет им лучше узнать страну изучаемого языка. Знакомство с культурой страны происходит путем сравнивания и постоянной оценки, имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, а также со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В рамках проекта проводится исследование школьных традиций в Германии. Учащиеся узнали о школьных праздниках и буднях, особенностях учебной недели и правилах поведения в школе, о форме, которую носят их сверстники. Свое исследование учащиеся оформят на своей странице в виде личного письма.

Web Quest – это вид Интернет-проекта, который дает учащимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети. Это интерактивная учебная деятельность, которая включает в себя три основных элемента:

1. Наличие проблемы, которую нужно решить.

2. Поиск информации по проблеме осуществляется группой учащихся. Каждый из членов группы имеет определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы.

3. Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.

Международные проекты дают возможность создать реальную языковую среду. WWW - проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задания, для выполнения которых им необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска.

Существует два вида письменной коммуникации в Интернете: синхронная (Chat) и асинхронная (E-mail). Участники синхронной коммуникации обмениваются письменными сообщениями, но делают это в режиме реального времени. Асинхронная коммуникация позволяет работать над текстом более тщательно.

Для совершенствования владения языком информационные технологии представляют справочный материал, обучающие и тестирующие программы, переписку по e-mail, Web-сайты.

В последнее время с целью повышения мотивации к изучению языка я провожу уроки с использованием компьютерных программ, создаю мультимедийные и интерактивные уроки. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения и добивается неплохих результатов. В развитии общекультурных и информационных компетенций оказывают помощь такие компьютерные программы, как: «Иностранный язык для детей», «Немецкий язык в три приема», «Электронная морфология», "Профессор Хиггинс».Проанализируем некоторые из них.

1.Изучение лексики.

Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

На примере компьютерной программы " Немецкий язык в три приема " рассмотрим эти этапы.

На I-м этапе - введение лексики, например, по теме "Schule". Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки и диктор четко произносит das Lehruch, das Heft, der Kuli, der Bleistift.

Учащиеся смотрят и слушают. Время работы - примерно 1 минута.

На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы – примерно 5 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. В программе «Немецкий

язык в три приема» - в форме игры «Бинго».

Электронное пособие "Немецкий язык. 10-11 классы (карточки)" серии "Дидактический и раздаточный материал" создано в помощь преподавателям немецкого языка. Диск включает сформированные в пакеты карточек задания и упражнения по грамматическим темам, изучаемым в старших классах ("Предлоги"; "Имя прилагательное"; "Пассив"; "Конъюнктив"; "Местоименные наречия"; "Инфинитив"; "Сложноподчиненное предложение"; "Partizip I и Partizip II"; "Perfekt"; "Plusquamperfekt"; "Präsens"; "Präteritum" и др.). На диске представлены также задания для повторения изученного и упражнения на чтение, говорение, перевод и работу с лексикой.

Все обучающие программы предусматривают отработку определенных грамматических структур. В программе «Электронная морфология» дается образование всех форм слова. Программа предназначена для старшеклассников.

Практика показывает, что фонетический и лексический мультимедийный справочник-тренажер "Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента!" дает возможность научиться понимать разговорную речь и говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением (вариант Hochdeutsch, являющийся нормой речи на немецком радио и телевидении). Обучение основано на сравнении собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по графику на экране монитора, что стало возможным благодаря оригинальным технологиям выделения и распознавания звуковых частей слова - фонем.

Больших результатов можно достичь, применяя интерактивную доску Smart board. С помощью такой доски можно сочетать проверенные формы и методы работы с обычной доской с набором интерактивных возможностей. Интерактивная доска Smart board позволяет осуществлять:

- выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

- полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

- набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

- сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок;

- работу учащегося в электронном виде;

- стимулирование развития мыслительной и творческой активности учащихся, вовлечение их в работу.

Современные технологии позволяют нам изучать иностранные языки в любом удобном месте и в любое удобное время – достаточно иметь подходящий «девайс» с выходом в Интернет. При этом использование онлайн-ресурсов может быть как дополнением к основным языковым занятиям, так и базой для самостоятельной языковой практики.

В изучении немецкого языка будут полезны следующие сайты: Dw.com, Deutsch.info, Franklang.ru, Deutsche Welt, Start Deutsch. Сайты пользуются большой популярностью среди взрослых и детей, изучающих немецкий язык. В интерактивном формате здесь можно расширить словарный запас, выучить грамматику, узнать больше о прошлом и настоящем Германии. Сайты располагают аудио-уроками, тестами для самопроверки, здесь можно найти обучающие сериалы и видео, разговорники, ссылки на немецкие ТВ-каналы и радиостанции. Практика показывает, что использование сайта startdeutsch.ru помогает в изучении немецкого языка на начальном этапе. Здесь можно найти онлайн упражнения, обучающие тесты, онлайн игры, флеш-карточки и др. Для младшего школьного возраста характерна игровая деятельность, поэтому задачей педагога является внедрить как можно больше материала в игровой форме, таким образом, у детей непроизвольно появится интерес, и они будут запоминать изучаемый материал. У учащихся формируются учебно-познавательные, коммуникативные, общекультурные компетенции. В начальной школе, лучше всего будет, если материал будет демонстрировать педагог, при этом целесообразнее всего будет использование мультимедийного проектора. В среднем и старшем звене, можно проводить уроки, как с использованием мультимедийного проектора, так и при условии, что у каждого ученика, или у группы учеников будет компьютер, на котором будут выполняться задания, с использование разнообразных компьютерных программ и/или интернета. Лучше всего, если задания будут конкретными, с указанием на использование определенных программ или определенных ссылок на сайты, которые уже заранее проверены и просмотрены педагогом. Например, можно попросить учеников подготовить презентации на различные темы, это могут быть виртуальные экскурсии, подробные сообщения о праздниках с фотографиями, или презентация об особенностях национальной кухни Германии, оригинальные рецепты и многое другое.

В наши дни значение передовых информационных технологий в изучении иностранного языка растет столь стремительно, что игнорировать это явление просто невозможно. Электронное образование, без сомнения, становится одним из наиболее приоритетных и современных. Это не только необходимость, продиктованная временем, но и шаг на пути к совершенствованию системы предоставления и получения знаний.



Литература

1. Условия повышения качества иноязычного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Казань, 5-6 декабря 2007 г.)

2. elhow.ru

3. rastut-goda.ru

4. sssvu.minobr63.ru



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций