Виртуальные выставки как эффективное средство оценивания достижений учащихся в условиях дополнительного образования

Боброва Галина Геннадьевна, педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «ЦВР» Авиастроительного района г.Казани


Сегодня в качестве активно используемых средств оценки результатов обучения в системе образования в условиях ее информатизации используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества и учебные портфолио.

Тестирование считается одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.

Модульная технология применима только для тех дополнительных образовательных программ, которые построены по модульному принципу, где все содержание программы разделено на учебные модули. Рейтинговая система удобна, если не устраивает традиционная пятибалльная система и есть необходимость дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося. По мнению специалистов, модульно-рейтинговая система снимает противоречия в контроле знаний обучающихся; способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения [1].

Учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, организаций и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения [2]. По моему мнению, смысл именно учебного портфолио сводится к тому, чтобы показать все, на что ребенок способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, предмету, в интеграции качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку.

В условиях дополнительного образования использование всех вышеперечисленных средств оценки результатов обучения нет просто необходимости. Если тестирование, мониторинг логично вписываются в систему дополнительного образования, то модульно-рейтинговая система, учебное портфолио требуют серьезной подготовки для активного использования и, наверное, даже определенной доработки.

Если рассматривать оценивание достижений обучающихся начальной школы, то возникает необходимость использования методов оценивания, связанных с безотметочным обучением. Система образования активно использует такие методы как «Лесенка достижений», «Волшебные линеечки», «Светофор», «Листы индивидуальных достижений», «Листы наблюдений» и др. Таким образом, процесс выявления результатов учебной деятельности в условиях школы четко отработан. Система дополнительного образования имеет свои особенности и поэтому вопрос оценивания достижений остается одним из неопределенных. Обычно, если существует, хоть малейшая возможность, педагоги дополнительного образования оценивают по школьным параметрам. Чаще всего результативность обучающихся оценивается по количеству и качеству их участия в конкурсных мероприятиях, фестивалях, олимпиадах. Грамоты и Дипломы «копятся» в Портфолио. На первый взгляд, все логично и наглядно. Но данный способ оценивания имеет существенные недостатки. Во-первых, у детей разные исходные возможности освоения материала, полноты его усвоения. Во-вторых, трудно поддерживать индивидуальность в массовых мероприятиях. Не каждому дано активно участвовать и побеждать! Конечно, нельзя исключать и этот способ оценивания достижений, но, наверное, увлеченность, желание заниматься и в будущем профессиональный выбор, можно считать главным достижением.

В объединении технической направленности «Компьютерные фантазии» и «IT-технологии» ЦВР Авиастроительного района г.Казани занимаются учащиеся первых классов. В соответствии с программой они изучают устройство вычислительной техники, стандартные приложения операционной системы Windows. Не умея еще хорошо читать и писать, первоклассники взялись за освоение компьютера. И сразу же возникли два вопроса: как учить, (не умеющих читать) и как оценивать их знания, умения и навыки?

Первый вопрос решился с помощью инфографики. Вопрос оценивания оставался открытым. Вот тогда и пришла идея демонстрации работ, выполненных за определенный период. Таким образом, было первоначально решено по итогам каждой учебной четверти монтировать мини-фильмы с работами учеников. И в первый фильм (по итогам первой четверти) вошли практически все работы первоклассников. Со временем количество работ увеличивалось, и простое размещение не решало в полной мере вопроса оценивания. И тогда, для мотивации выполнения заданий, и появилась идея организации виртуальных выставок. Выставка - это публичное представление определенных достижений в какой-либо области. И именно достижения учащихся становятся презентационным материалом виртуальной выставки. Выполнение творческих работ, делает такую выставку интересной и, главное, неповторимой и оригинальной. Каждый «экспонат» такой выставки - это индивидуальное самовыражение ребенка с использованием современных компьютеров и программного обеспечения.

Преимущества «виртуальной» выставки:

· Творческий подход к выполнению задания;

· Мотивация к выполнению работы качественно (правильно и красиво);

· Возможность учащихся увидеть свои работы со стороны;

· Узнать отзыв о своей работе от одноклассников-зрителей (от родителей);

· Почувствовать себя в центре внимания и испытать гордость за свою выставочную работу.

Виртуальную выставку можно считать отправной точкой для достижения новых целей. Участие в такой выставке – это приобретение определённого опыта. Виртуальная выставка служит мониторингом (сегодня вместо традиционного понятия «контроль» и «диагностика» все чаще стали использовать этот термин), т.е. позволяет регулярно отслеживать качество усвоения знаний и формирование умений в процессе обучения и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию.

Какими бы ни были инновации, они не могут развивать только умственные способности. Цель вводимых инновационных средств оценки достижений обучающихся ориентирована, прежде всего, на личность обучающегося, на его гармоничное развитие. Целью введения таких новшеств должна стать уверенность ребенка в себе и собственных силах. Организация «виртуальных» выставок в полной мере решает часть поставленных задач.


Литература:

1. Пахомова Е.М. Методика рейтинговой системы обучения как одна из развивающих технологий обучения [Электронный ресурс] // http://mgimo.ru/science/

2. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2008.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций