Багаутдинова Резеда Рашатовна, учитель информатики
МБОУ «Татарская гимназия №1 им.Г.Тукая» Вахитовского района г. Казани
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит на первый план формирование у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного приобретения нового опыта.
В последние годы появляются всё более эффективные и доступные учителю способы и средства обучения, способствующие реализации задач современного обучения. Одной из новинок стало использование на уроках и во внеурочной деятельности образовательной робототехники, под которой понимают средство обучения, состоящее из программируемого конструктора и набора деталей, рассчитанные на групповую деятельность детей под руководством педагога.
Использование конструкторов LEGO развивает следующие способности:
1. способности к целеполаганию;
2. способности к планированию;
3. формирование действия контроля;
4. формирование действия коррекции;
5. развитие способности к оценке;
6. формирование саморегуляции.
Робототехника вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы. Занятия робототехникой в гимназии начались в 2014-15 уч. году с открытия IT-класса по приказу МО и Н РТ. Это были элективные курсы в 10 классе и кружковые занятия для учащихся 6-8 классов. В текущем учебном году организованы занятия кружка для 3, 4-5, 6-8-х классов с использованием 12 наборов LEGO Mindstorms EV3.
Учащиеся на практике осваивают основы алгоритмизации и программирования, моделирования, углубляя знания, полученные на уроках информатики и физики.
На данный момент реализуется образовательный проект на тему: «Образовательная робототехника как средство развития творческого потенциала и научно-технической компетентности учащихся» (Приложение 1). Были разработаны программа курсов и конспект занятия по теме «Траектория. Движение робота с одним датчиком освещенности» (опубликован в журнале Мәгариф № 5/2014 г.).
Показателями сформированности ключевых компетенций у обучающихся являются предметные способности и результаты различных конкурсов:
3 м. в НПК «Ломоносовские чтения» 2015 г.;
1 м. в НПК «Ломоносовские чтения» 2016 г.;
3 м. в НПК «Ломоносовские чтения» 2017 г.;
1 м. в турнире по робототехнике в рамках «VII Медународного фестиваля «Наука-Fest» в категории «Эстафета» 2015 г.;
2 м. во II городских соревнованиях по робототехнике «Сумо» 2015 г.;
2 м. в IV НПК «Дни науки» 2017 г.;
1м. на III городских соревнованиях по робототехнике «Сумо» 2016 г.;
2 м. на IV городских соревнованиях по робототехнике «Сумо» 2017 г.
Приложение 1
Инновационный индивидуальный образовательный проект
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.
Тема: «Образовательная робототехника как средство развития творческого потенциала и научно-технической компетентности учащихся»
Цель: обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся на уроках информатики с использованием возможностей робототехники
Задачи:
· повышение качества образования учащихся за счет возможности организации высокомотивированной учебной и внеурочной деятельности с помощью робототехники;
· эффективное использование инновационных форм организации учебных и внеурочных занятий с использованием образовательной робототехники в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Обоснование проекта
Внедрение образовательной робототехники обусловлено тем, что в соответствии с требованиями ФГОС ООО учащийся должен владеть универсальными учебными действиями, способностью их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, использовать ИКТ. Большое внимание при этом уделяется моделированию, конструкторской и проектной деятельности.
Содержание проекта
№ | Основные направления деятельности | Мероприятия по их реализации | Ожидаемый результат |
1 | Организационная деятельность | 1. Разработать нормативное обеспечение | Организационное обеспечение проекта |
2 | Научно-методическая деятельность | 1. Изучить возможности конструирования и программирования роботов EV3 | Повышение квалификации педагога |
| | 2. Разработать коллекцию материалов для занятий кружка по теме «Образовательная робототехника»: · Программа курса. · Методическое пособие. · Практикум. | Проектирование |
| | 3. Создать коллекцию материалов для занятий кружка по теме «Образовательная робототехника»: · Программа курса. · Методическое пособие. · Практикум. | Организация проекта |
| | 4. Освоение новых педагогических технологий | Решение проблемы проекта |
| | 5. Поиск, отбор и апробация методик и инструментария, стимулирующих формирование ключевых компетенций, опыта самостоятельной учебно-исследовательской и проектировочной деятельности учащегося. | Решение проблемы проекта |
3 | Информационная деятельность | 1. Принять участие в конкурсах, создание публикаций по вопросам модернизации образования | Пропаганда инновационного опыта |
4 | Организация образовательного процесса | 1. Апробировать коллекцию электронных материалов | Реализация предпрофильной подготовки |
| | 2. Активизировать работу учащихся, посещающих кружок, в различных конкурсах | Развитие познавательной активности учащихся, интеллектуальных способностей |
| | 3. Вести проектно-исследовательскую деятельность учащихся | Развитие ключевых компетенций учащихся, опыта самостоятельной исследовательской деятельности, интеллектуальных и творческих способностей |
5 | Материально-техническое обеспечение | Обеспечить наличие наборов Lego для решения задач проекта | Учебно-методическое оснащение проекта |