Образовательная робототехника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Багаутдинова Резеда Рашатовна, учитель информатики
МБОУ «Татарская гимназия №1 им.Г.Тукая» Вахитовского района г. Казани


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит на первый план формирование у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного приобретения нового опыта.

В последние годы появляются всё более эффективные и доступные учителю способы и средства обучения, способствующие реализации задач современного обучения. Одной из новинок стало использование на уроках и во внеурочной деятельности образовательной робототехники, под которой понимают средство обучения, состоящее из программируемого конструктора и набора деталей, рассчитанные на групповую деятельность детей под руководством педагога.

Использование конструкторов LEGO развивает следующие способности:

1. способности к целеполаганию;

2. способности к планированию;

3. формирование действия контроля;

4. формирование действия коррекции;

5. развитие способности к оценке;

6. формирование саморегуляции.


Робототехника вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы. Занятия робототехникой в гимназии начались в 2014-15 уч. году с открытия IT-класса по приказу МО и Н РТ. Это были элективные курсы в 10 классе и кружковые занятия для учащихся 6-8 классов. В текущем учебном году организованы занятия кружка для 3, 4-5, 6-8-х классов с использованием 12 наборов LEGO Mindstorms EV3.

Учащиеся на практике осваивают основы алгоритмизации и программирования, моделирования, углубляя знания, полученные на уроках информатики и физики.

На данный момент реализуется образовательный проект на тему: «Образовательная робототехника как средство развития творческого потенциала и научно-технической компетентности учащихся» (Приложение 1). Были разработаны программа курсов и конспект занятия по теме «Траектория. Движение робота с одним датчиком освещенности» (опубликован в журнале Мәгариф № 5/2014 г.).

Показателями сформированности ключевых компетенций у обучающихся являются предметные способности и результаты различных конкурсов:

3 м. в НПК «Ломоносовские чтения» 2015 г.;

1 м. в НПК «Ломоносовские чтения» 2016 г.;

3 м. в НПК «Ломоносовские чтения» 2017 г.;

1 м. в турнире по робототехнике в рамках «VII Медународного фестиваля «Наука-Fest» в категории «Эстафета» 2015 г.;

2 м. во II городских соревнованиях по робототехнике «Сумо» 2015 г.;

2 м. в IV НПК «Дни науки» 2017 г.;

1м. на III городских соревнованиях по робототехнике «Сумо» 2016 г.;

2 м. на IV городских соревнованиях по робототехнике «Сумо» 2017 г.


Приложение 1



Инновационный индивидуальный образовательный проект


Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.


Тема: «Образовательная робототехника как средство развития творческого потенциала и научно-технической компетентности учащихся»



Цель: обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся на уроках информатики с использованием возможностей робототехники

Задачи:

· повышение качества образования учащихся за счет возможности организации высокомотивированной учебной и внеурочной деятельности с помощью робототехники;

· эффективное использование инновационных форм организации учебных и внеурочных занятий с использованием образовательной робототехники в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Обоснование проекта

Внедрение образовательной робототехники обусловлено тем, что в соответствии с требованиями ФГОС ООО учащийся должен владеть универсальными учебными действиями, способностью их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, использовать ИКТ. Большое внимание при этом уделяется моделированию, конструкторской и проектной деятельности.

Содержание проекта

Основные направления деятельности

Мероприятия по их реализации

Ожидаемый результат

1

Организационная деятельность

1. Разработать нормативное обеспечение

Организационное обеспечение проекта

2

Научно-методическая деятельность

1. Изучить возможности конструирования и программирования роботов EV3

Повышение квалификации педагога



2. Разработать коллекцию материалов для занятий кружка по теме «Образовательная робототехника»:

· Программа курса.

· Методическое пособие.

· Практикум.

Проектирование



3. Создать коллекцию материалов для занятий кружка по теме «Образовательная робототехника»:

· Программа курса.

· Методическое пособие.

· Практикум.

Организация проекта



4. Освоение новых педагогических технологий

Решение проблемы проекта



5. Поиск, отбор и апробация методик и инструментария, стимулирующих формирование ключевых компетенций, опыта самостоятельной учебно-исследовательской и проектировочной деятельности учащегося.

Решение проблемы проекта

3

Информационная деятельность

1. Принять участие в конкурсах, создание публикаций по вопросам модернизации образования

Пропаганда инновационного опыта

4

Организация образовательного процесса

1. Апробировать коллекцию электронных материалов

Реализация предпрофильной подготовки



2. Активизировать работу учащихся, посещающих кружок, в различных конкурсах

Развитие познавательной активности учащихся, интеллектуальных способностей



3. Вести проектно-исследовательскую деятельность учащихся

Развитие ключевых компетенций учащихся, опыта самостоятельной исследовательской деятельности, интеллектуальных и творческих способностей

5

Материально-техническое обеспечение

Обеспечить наличие наборов Lego для решения задач проекта

Учебно-методическое оснащение проекта




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций