«ИКТ-компетентность участников образовательного процесса как условие повышения качества образования» (из опыта работы лицея)

Афонская Валентина Александровна, директор
Минуллина Елена Викторовна, заместитель директора по УР
МАОУ «Лицей №121 им.Героя Советского Союза С.А.Ахтямова»
(Центр образования №178)Советского района г.Казани


Информатизация образования сегодня неизбежно превращается в планомерно организованную работу по трансформации учебного процесса и затрагивает все стороны жизни образовательного учреждения. Информационная культура, умение использовать информационные технологии в своей повседневной работе, умение создавать и использовать электронные ресурсы, - таковы приоритеты нашего века. Вопросу внедрения информационных технологий придает статус государственного приоритетного проекта Министерство образования и науки РФ - это проект «Современная цифровая образовательная среда в России», нацеленный на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

ИКТ - компетенция является одной из важнейших компетенций, которую школа сегодня должна дать своим выпускникам. В результате обучения на всех без исключения учебных предметах на всех уровнях общего образования должны формироваться навыки, необходимые для жизни и работы выпускников в современном высокотехнологичном обществе.

Формировать ИКТ-компетентность учащихся, конечно, способен только ИКТ-компетентный учитель. В Едином квалификационном справочнике должностей, утвержденном в 2010 году, а также в Стандарте педагога, который еще не вступил в действие, в должностные обязанности учителей включена ИКТ-компетентность.

Профессиональная ИКТ-компетентность – это квалифицированное использование общераспространенных в профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач.

Профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность составляют общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.

Педагогическая ИКТ - компетентности имеет 2 уровня:

знаниевый - уровень функциональной грамотности.

деятельностный - уровень применения ИКТ, т.е. эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Это включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов и разработка собственных электронных средств учебного назначения.


С 2011 по 2017 годы в лицее эффективно реализовывалась программа информатизации. Программа была направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.


Можно выделить следующие результаты внедрения программы в учебно-воспитательный процесс:

1. Оснащение предметных кабинетов современной компьютерной техникой, создание среды, в которой сотрудники и учащиеся осваивали бы новые информационные технологии.


2. Использование компьютерной базы во внеурочное время для работы педагогов и учащихся с программными продуктами, ресурсами сети Интернет, электронными учебными материалами, электронными средствами информационно-технологической поддержки:


– в лицее имеется локальная сеть и выход в Интернет во всех учебных кабинетах, библиотеке, учительской. Доступ к компьютерам в свободное время имеют и учителя, и учащиеся;


- в библиотеках имеет медиатека;


- учителя имеют ноутбуки для работы не только в школе, но и дома.

3. Расширение программного обеспечения образовательного процесса:

- использование электронных учебников, пособий, справочников и т.д.;

- проведение тренировочных тестирований в режиме онлайн по предметам;

-проведение профориентационных тестов для учащихся с использованием ИКТ;

- использование обучающих программ по учебным предметам, готовых заданий-тренажеров;

- использование системы голосования, нетбуков;

- использование программ по составлению технологических карт уроков, кроссвордов, интерактивных тестов;

- использование программы заполнения аттестатов.

4. Обеспечение методической поддержки педагогов для развития основных составляющих профкомпетентности и их творческого роста:

- все работники прошли обучение на семинарах по работе с мультимедийным оборудованием, по работе в системе «Электронное образование»:

- проведены семинары-практикумы в методических объединениях, педсоветы по внедрению и использованию информационных технологий в образовательном процессе; обучающие семинары по прохождению аттестации через платформу «Электронное образование», компьютерного тестирования;

- учителя прошли курсы по программе INTEL «Обучение для будущего»;

- создание сайтов, электронных портфолио учителя и учеников;

-участие в конкурсах профессионального мастерства, обобщение педагогического опыта;

- участие в вебинарах, дистанционных курсах.

5. Повышение качества образовательного процесса за счет его ИКТ-поддержки (высокое качество по лицею - более 66%, высокая результативность школьников в конкурсах с использованием ИКТ, высокие результаты участия в олимпиадам и научно-практических конференциях):

- ежегодно высокие места в рейтинге района и города.

Библиотека лицея оснащена компьютерами, копировально-множительной техникой. Компьютеры подключены к локальной сети и Интернет. В библиотеке «Лицея №121» обслуживается 2015 читателей, из них 148 учителей и сотрудников. Библиотека располагает не только печатными, но и электронными ресурсами. С 2017 года библиотека лицея подключена к автоматизированной библиотечно-информационной системе (АБИС) «Руслан». На сегодняшний день у нас зарегистрировано 950 пользователей и обработано, около, тысячи наименований литературы. Практически все наши читатели зарегистрированы в электронной библиотеке «Литрес» и успешно ею пользуются.

Наше общеобразовательное учреждение участвует в Общероссийском проекте «Школа цифрового века». Учителя получают профессиональные журналы в электронном виде.

Сегодня можно выделить основные информационно-коммуникационные технологии, использующиеся в учебном процессе:

— офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word – рабочие программы, технологические карты, тесты, MS excel – подведение статистических отчетов по контрольным работам, по диагностикам, MS powerpoint – презентации к урокам, MS access – работа с базой данных;

— сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет. Например, учителя начальных классов активно используют облачные технологии системы Google для сбора общих отчетов, проведении общешкольных проектов и т.п.;

— телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;

— специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, управление учебным заведением – в настоящее время это ИС «Электронное образование РТ», системы электронного документооборота.

В рамках подготовки новой программы информатизации лицея был проведен мониторинг педагогического коллектива с использованием облачных технологий. Результаты опроса показали, что все учителя обладают базовой ИКТ-компетентностью. Активно используют в своей работе - текстовый редактор, электронные базы данных, электронные таблицы, программы для создания презентаций, программы для работы с видео, звуком и графикой, электронную почту, ведут поиск информации в Интернете. Это более 70% опрошенных педагогов.

75% педагогов эффективно строят процесс общения с различными участниками образовательного процесса с помощью ИКТ (Электронное образование, электронная почта, социальные сети).

Менее активно педагоги используют - интернет-форумы, компьютерное моделирование, обучающие программы и игры, цифровые энциклопедии и словари, геоинформационные системы. 16% педагогов не имеют своего сайта и еще 23% работают с сайтом на низком уровне. Мало освоенными являются форумы, блоги, Wiki-среда, RSS-поток.

2% педагогов не обладают умениями работать в Excel, с гиперссылками в презентации, не умеют организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов. Это та проблемная зона, над которой предстоит работать методической службе лицея.

Посещенные уроки показали, что 100% учителей используют компьютерные презентации, задания-тренажеры, учебные фильмы, виртуальные лаборатории, интерактивные географические карты документ-камеры, интерактивные доски. В начальной школе используется интерактивное программное обеспечение, которое позволяет сделать учебный процесс увлекательным и разнообразным.

Сложно представить подготовку к итоговой аттестации без использования ИКТ: интерактивных лингвистических конструкторов на уроках филологии, картографического практикума на истории и географии, тренажеров по развитию устной речи и подготовке к сдаче устного экзамена по английскому языку.

Во внеурочной деятельности педагоги широко используются приемы создания видеороликов и фильмов, применяет технологию веб-квестов. Неординарным событием является школьный Кинофестиваль, где подобно известным кинофорумам наши учащиеся представляют свои социальные киноролики, кинозарисовки, киноверсии художественных произведений. Использование видеоконференцсвязи позволяет нам проводить Международную конференцию им. Ч.Айтматова, в которой активно принимают участие наши киргизские коллеги и школьники.

Учителя ИЗО и музыки используют электронные образовательные ресурсы, оцифрованные фото- и видеоматериалы, компьютерные образовательные программы, в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин.

Учителя родного языка и литературы, работающие по методикам Мещеряковой и «Сэлам», внедряют ИКТ-технологии в игровой форме, развивая коммуникативные навыки у учащихся, используют интерактивные книги, игры, кроссворды, аудио - материалы.

ИК-технологии являются ресурсом повышения открытости образовательной организации: наличие сайта и виртуальной приемной лицея делают нашу деятельность более понятной для наших главных заказчиков - родителей и детей.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций