Использование образовательных ресурсов сети «Интернет» - возможности и ответственность педагога

Соловьева Зоя Петровна
методист по кадровой работе и аттестации
УМС Информационно-методического отдела
Управления образования г. Казани по Кировскому и Московскому районам


Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности) остается в равной степени актуальной как среди молодых педагогов, так и для педагогов со стажем.

В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается в трех аспектах:

• общепользовательская ИКТ-компетентность;

• общепедагогическая ИКТ-компетентность;

• предметно-педагогическая компетентность.

Если к общепользовательской ИКТ-компетентности можно отнести простейшие умения работы с текстовыми редакторами, ведение школьной документации на электронных носителях, навыки поиска информации в сети Интернет и т.д., то общепедагогический компонент обязывает педагога оценивать качество цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам. Иными словами, для того, чтобы быть ИКТ-компетентным, необходимо проявлять способности и умения не только в получении нужной информации, но и в ее анализе и применении.

В настоящее время нередко возникают случаи, когда педагоги оказываются беспомощными в условиях доступности современных образовательных ресурсов. Возникают ситуации, когда при активном участии в конкурсах самого высокого уровня, вплоть до международного, педагогу отказывают в присвоении квалификационной категории на основании недостаточной результативности педагога и его воспитанников. Порою педагогу очень сложно понять, на каких сайтах целесообразно размещать материалы по обобщению опыта, в каких дистанционных конкурсах принимать участие, а в каких не стоит. Попробуем разобраться в предлагаемом многообразии.

Прежде всего, обратимся к нормативной базе, регулирующей данные вопросы. Напомним о том, что в соответствии со статьей 8 Закона РФ «О средствах массовых информации», сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. Поэтому, прежде чем размещать свои материалы, целесообразно проверить, относится ли данный сайт к средствам массовой информации. Для этого воспользуемся сайтом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор. Этот орган осуществляет государственный контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Зайдя на сайт Роскомнадзора «массовые коммуникации», необходимо в разделе «Реестры» в «Перечне наименований зарегистрированных СМИ», указать точное наименование проверяемого сайта. Поисковик «выдаст» номер свидетельства, территорию распространения, дату регистрации, а также укажет статус сайта, т.е. ответит на вопрос: является ли указанный сайт действующим в настоящее время. Для того, чтобы узнать более подробную информацию об учредителях, адресе, необходимо «кликнуть» на название сайта. Обязательно обратите внимание на учредителей сайта, убедитесь в том, что учредитель имеет непосредственное отношение к образовательной деятельности. В случае сомнений необходимо ознакомиться с лицензией. Обратите внимание на вид деятельности, указанный в лицензии. К большому сожалению, в сети «Интернет» много сайтов, в лицензиях которых указаны виды деятельности, не имеющие никакого отношения к образованию. Данный факт означает нецелесообразность размещения материалов на этих сайтах.

Одним из требований, предъявляемых к педагогу при заявительной аттестации, является: выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а для претендентов на высшую квалификационную категорию - участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. Кажется, что ничего сложного в этом нет. Организаторы дистанционных конкурсов, порой за небольшую плату, готовы оказать эту услугу, и ваши ученики становятся не только участниками, но и победителями, дипломантами, лауреатами конкурсов самых высоких уровней. Стоит ли безоговорочно верить этим результатам? Кому отдать предпочтение? Предпочтение отдаем конкурсам, организаторами которых являются профильные организации. Прежде всего - это мероприятия, организованные министерством образования и ведомственными министерствами. Например, Министерство экологии и природных ресурсов - при проведении конкурсов экологической направленности, Министерство по делам молодежи и спорту – при организации конкурсов, связанных с их деятельностью. Кроме этого, организаторами конкурсов, как для педагогов, так и для учеников, могут быть институты высшего, дополнительного профессионального образования с условием, что эти организации имеют лицензии для проведения этой деятельности. Для того чтобы развеять свои сомнения по поводу участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, необходимо проверить документы организаторов этих мероприятий, воспользовавшись сайтом Федеральной налоговой службы - http://egrul.nalog.ru/. Для поиска сведений о юридическом лице необходимо выбрать опцию "Юридическое лицо" и ввести ОГРН или ИНН, которые уникальны для каждой организации. Поиск также можно осуществить по названию организации. Поскольку названия организаций могут неоднократно дублироваться, желательно указать регион ее нахождения. Вполне вероятно, что название конкурса вовсе не означает его уровень. Поэтому нередко можно встретить конкурсы со словом «международный», не имеющие указанного статуса. Убедитесь в том, что в сведениях о видах экономической деятельности указана деятельность, связанная с образованием.

Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных технологий в образовательный процесс, одновременно являясь мощным стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития педагога. Сформированность ИКТ-компетентности педагога позволяет достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.


Список литературы:

Нормативно-правовые акты

Приказ МО и Н РФ от 7 апреля 2014г. №276 г.Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009г. №593 «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих».

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от «18» октября 2013 г. № 544н «Профессиональный стандарт педагога»


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций