Мониторинг качественного и количественного состава педагогических работников как один из источников управления профессиональным развитием педагогических работников

Елена Николаевна Муратова,
методист по аттестации и кадровой работе
УМС Информационно-методического отдела
Управления образования г. Казани по Советскому району


В настоящее время социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе становления такой личности значительная роль отводится образовательному учреждению, вооружающему ребенка не только суммой знаний учебных предметов, а еще и целостной культурой, которая дает свободу самоопределения.

Повышение качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. Как показывает образовательная практика, данному аспекту повышения качества образования в настоящее время уделяется значительное внимание и, как следствие, наблюдается повышение количественных и качественных показателей самого процесса воспитания и обучения детей.

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне школы необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации, на наш взгляд, возможно при осуществлении мониторинга. Понятие «мониторинг» пришло в педагогику из социологии. Исследователями понятие «мониторинг» трактуется по-разному: как инновация, как диалог проекта с текущими процессами, как сбор и обобщение информации, как метод оптимизирующего деятельность контроля.

Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле.

Содержание мониторинга в образовательном учреждении определяется в зависимости от целей и конкретных задач. Объектом мониторинга выступает качество образования, обеспечиваемое школой, как совокупность свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности школьников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Объектами педагогического мониторинга могут быть ученик, учитель, классный руководитель, сам образовательный процесс.

Мониторинг количественного и качественного состава педагогических работников учреждения – это сбор, обработка, интерпретация и хранение информации о функционировании системы повышения квалификации педагогов, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.

Мониторинг – необходимый компонент (инструмент) любого эффективного управления, который направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:

* образовательной среды,

* образовательных технологий;

* результатов образовательного процесса;

* эффективности управления ОУ.

В течение всего учебного года создается определенная база данных, которые собираются по блокам и классифицируются по определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года. Только такой анализ может служить основанием для постановки новых целей.

С 2015 года мониторинг качественного и количественного состава, прохождения аттестации педагогическими работниками, наличия квалификационных категорий руководящих и педагогических работников проходит в системе «Электронное образование РТ» в разделе «Педагогическая аттестация» во вкладке «Мониторинг».

Данный мониторинг заполняют все учреждения, ведущие образовательную деятельность, независимо от ведомственной принадлежности два раза в год. Таблицы заполняются по состоянию:

- на 31 декабря текущего года (мониторинг в январе, по итогам первого полугодия учебного года),

- на 1 апреля (мониторинг в апреле, по итогам всего учебного года).

Формы отчета состоят из семи таблиц.

Остановимся более подробно на правильности заполнения таблиц.



Таблица 1. Отчет о наличии квалификационных категорий руководящих и педагогических работников (см. Приложение 1).

Данную таблицу заполняют все образовательные организации района.

В таблице учитывают только штатные сотрудники (без учета педагогов, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и совместителей). При заполнении данной формы необходимо учитывать следущее:

1. Вторая категория (столбцы 9,10) у всех закончилась, у всех должны быть нули.

2. У руководящих работников (2 строка) категории по должности «руководитель» закончились 31.12.15, столбцы 5,6,7,8,910 у всех должны быть нули.

3. Заполнять начинаем с 4 строки «Педагогические работники» (учитываем только педагогов, руководящих работников не считаем)

4. В строке «руководящие работники, аттестованные по педагогическим должностям» (3 строка) учитываем только руководящих работников (директор, зам. Директора, зав. Отделами (УДО), имеющих категории по должности «Учитель», «Педагог дополнительного образования», «Преподаватель», то есть ведущие педагогическую деятельность.

5. В строке «руководящие работники» (2 строка) учитываются руководящие работники не ведущие педагогическую деятельность, в том числе заведующие детскими садами.

6. Все руководящие работники не ведущие педагогическую деятельность, в том числе заведующие детскими садами, учитываются в графе 11 (не проходили на СЗД)

7. Строки «Педагогические работники»(4 строка)+ «руководящие работники, аттестованные по педагогическим должностям»(3 строка)+ «руководящие работники» (2 строка) = «Численность педработников» (1 строка)

8. При сложении столбцов 5, 7, 9 в сумме должен получиться столбец 3.

9. При сложении столбцов 12,13 в сумме должен получиться столбец 11.

10. Столбцы 3, 11 в сумме должны дать столбец 2.



Таблица 2. Отчет о наличии квалификационных категорий у учителей

Данную таблицу заполняют учреждения общего образования (школы, лицеи, гимназии, школы-интернаты) (см. Приложение 2). При заполнении формы 2 также необходимо учитывать, что:

1. Действие второй категории у педагогических работников закончилось, соответственно столбцы 20,21,22,23- ставим 0.

2. При сложении столбцов 12,16,20 должен получиться столбец 8.

3. При сложении столбцов 14,18,22 должен получиться столбец 10.

4. В столбце 4 учитываются только учителя.

5. В столбце 6 – только руководящие работники (директор, зам. директора, ), имеющих категории по должности «Учитель», то есть ведущие педагогическую деятельность.



Таблица 3. Отчет о достижениях аттестующихся педагогов и результатах профессионального тестирования (см. Приложение 3)

В данной таблице учитываются аттестационное тестирование педагогических работников на квалификационную категорию и достижения педагогов, которые прошли аттестацию на СЗД, первую и высшую категорию в отчетном учебном году. Мониторинг, который проходит в декабре, учитывает аттестованных педагогов первого полугодия. Мониторинг, проходящий в апреле – учитывает аттестацию сотрудников за весь учебный год.

Заполняя данную форму, обязательно нужно обратить внимание на:

1. В строке 1.11. учитываются только педагоги, прошедшие аттестацию на первую и высшую категории.

3. В строке 1.8 учитывается количество педагогов, подготовивших воспитанников, а не количество учащихся.

4. Столбец 3- это сумма столбцов 4,5,6,7,8.



Таблица 4. Сводная таблица итогов аттестации педагогических работников (см. Приложение 4).

В данной таблице учитываются педагоги (штатные сотрудники и совместители, которые прошли аттестацию в данном учебном заведении), которые прошли аттестацию на СЗД, первую и высшую квалификационную категорию в отчетном учебном году. Мониторинг, который проходит в декабре, учитывает аттестацию первого полугодия. Мониторинг, проходящий в апреле – учитывает аттестацию всего учебного года. Заполняя данную таблицу необходимо учитывать, что:

1. Столбец 1- основных работников всего в учреждении. Данная цифра должна совпадать с цифрой в строке1 столбце 2 в форме 1- «численность педработников»;

2. В столбце 2 учитываются только внешние совместители, внутреннее совместительство не учитывается.

3. Остальные графы – считаем только аттестованных в отчетном учебном году (полугодии).

4. Столбец 3 – это сумма столбцов 5,7,9,11,13,15,17,19,21.

5. Столбец 4 - это сумма столбцов2,4,6,8,10,12,14,16,18.20.22.



Таблица 5. Отчет о наличии квалификационных категорий у педагогических работников организаций среднего профессионального образования (см. Приложение 5).

Эту таблицу заполняют только учреждения среднего профессионального образования. Она также имеет свои ососбенности:

1.Столбец 8 – это сумма столбцов 12, 16, 20.

2.Столбец 10 это сумма столбцов 14, 18, 22.



Таблица 6. Отчет о наличии квалификационных категорий у педагогических работников СПО (см. Приложение 6).

Эту таблицу заполняют только учреждения среднего профессионального образования. Она также имеет свои особенности:

1. Столбец 2 – это сумма столбцов 3,4,5,6,7.

2. Столбец 8 – это сумма столбцов 10,12.

3.

Таблица 7. Отчет о достижениях аттестующихся педагогов и результатах профессионального тестирования (см. Приложение7).

Данную таблицу заполняют все образовательные организации района.

При заполнении данной формы необходимо учитывать следующее:

1. 1 столбец – всего педагогических работников в учреждении.

2. 2 столбец – это сумма 4,6,8,10 столбцов

3. 2 столбец – учитываются только аттестованные в сентябре –декабре (если это январский мониторинг), если мониторинг по итогам учебного года (апрель) – учитываем всех аттестованных за учебный год.


Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в организации.

Мониторинг - это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности.

Информация, полученная в результате мониторинга количественного и качественного состава педагогических работников крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.

В связи с этим создание системы мониторинга с целью изучения результативности образовательно-воспитательного процесса становится важнейшей задачей управленческой деятельности каждой образовательной организации.



Приложение 1.

Таблица 1. Отчет о наличии квалификационных категорий руководящих и педагогических работников по состоянию на апрель 2018.


Общая численность работников образования

Всего имеют квалиф. категории (число и %)

В том числе

Не имеют кв. категорий

количество

%

из них имеют

из них

высшую категорию

первую категорию

вторую категорию

всего

Прошли на СЗД

Не проходили на СЗД

количество

%

количество

%

количество

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Численность педработников

64

54

84.38%

20

31.25%

34

53.13%

0

0%

10

5

5

руководящие работники, в том числе:

1

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0

0

руководящие работники, аттестованные по педагогическим должностям

4

4

100%

2

50%

2

50%

0

0%

0

0

0

педагогические работники

60

50

84.75%

18

30.51%

32

54.24%

0

0%

10

5

5




Приложение 2.

Таблица 2. Отчет о наличии квалификационных категорий у учителей

Мониторинг. Форма №2

№№

Наименование предмета

Общая численность учителей

Общая численность учителей (кроме того, руков.работники, аттестованные как предметники)

Из них

Общая численность учителей аттестованные как предметники

Общая численность руков.работников, аттестованные как предметники

Численность учителей, имеющих категории

Численность руковод.работники, аттестованные как предметники

в том числе имеют

число

число

%

число

%

число

%

число

%

Высшую категорию

Высшую категорию руков. работники, аттест. как предметники

1 категорию

1 категорию руков.работники, аттестованые как предметники

II категорию.

II категории.руков.работники, аттест.как предметники

число

%

число

%

число

%

число

%

число

%

число

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

1

Начальные классы

10

9

90%

0

0%

6

60%

0

0%

1

10%

0

0%

5

50%

0

0%

0

0%

0

0%

2

Русский язык

11

10

90.91%

0

0%

8

72.73%

0

0%

3

27.27%

0

0%

5

45.45%

0

0%

0

0%

0

0%

3

Математика

3

3

100%

0

0%

3

100%

0

0%

1

33.33%

0

0%

2

66.67%

0

0%

0

0%

0

0%

4

Физика

1

1

100%

0

0%

1

100%

0

0%

1

100%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

5

История

2

0

0%

0

0%

2

10%

0

0%

1

50%

0

0%

1

50%

0

0%

0

0%

0

0%

6

География

1

1

100%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

Приложение 3.

Таблица 3. Отчет о достижениях аттестующихся педагогов и результатах профессионального тестирования

Мониторинг. Форма №3

Отчет о достижениях аттестующихся педагогов и результатах профессионального тестирования на апрель 2018


Всего

В том числе

Отозвали заявления

Отклонены

Высшая категория

1 категория

СЗД

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Всего работников, заявившихся на аттестацию в 2016/2017 уч. г.,

10

0

3

6

1

0

1.2

Награждены государственными наградами и почетными званиями («Заслуженный учитель» и др.)

0

0

0

0

0

0

1.3

Награждены ведомственными нагрудными знаками («За заслуги в образовании» и др.)

0

0

0

0

0

0

1.4

Всего работают со степенями

0

0

0

0

0

0

1.5

Защитили диссертации в данном учебном году

0

0

0

0

0

0

1.6

Признаны победителями конкурса в рамках реализации ПНПО - всего

0

0

0

0

0

0

1.6.1

Признаны победителями конкурса в рамках реализации ПНПО в номинации «Наш лучший учитель»

0

0

0

0

0

0

1.7

Являются призерами, дипломантами профессиональных конкурсов («Учитель года», Воспитатель года» и др.) - всего

0

0

0

0

0

0

1.7.1

- на республиканском уровне

0

0

0

0

0

0

1.7.2

- на международном уровне

0

0

0

0

0

0

1.8.

Подготовили учащихся (воспитанников) призеров - всего:

0

0

0

0

0

0

1.8.1

- республиканского уровня

0

0

0

0

0

0

1.8.2

- всероссийского уровня

0

0

0

0

0

0

1.8.3

- международного уровня

0

0

0

0

0

0

1.9.

Имеют лицензированные авторские программы, учебно-методические пособия (в этом учебном году)

0

0

0

0

0

0

1.10.

Участвовали в методических конкурсах всероссийского уровня

0

0

0

0

0

0

1.11.

Участвовали в аттестационном тестировании - всего

3

0

3

0

0

0

1.11.1

- не справились с аттестационным тестированием

0

0

0

0

0

0


Приложение 4.

Таблица 4. Сводная таблица итогов аттестации педагогических работников

Мониторинг. Форма №4

Сводная таблица итогов аттестации педагогических работников на апрель 2016

Всего педагогических работников

Из них аттестовано/из них совместители

Из числа аттестованных (присвоены категории)

Педагогический стаж

0-10 лет

свыше 10 до 20 лет

свыше 20 лет

высшая категория

первая категория

СЗД

высшая категория

первая категория

СЗД

высшая категория

первая категория

СЗД

Осн.раб.

Совместители

Осн.раб.

Совм.

Осн.раб.

Совм.

Осн.раб.

Совм.

Осн.раб.

Совм.

Осн.раб.

Совм.

Осн.раб.

Совм.

Осн.раб.

Совм.

Осн.раб.

Совм.

Осн.раб.

Совм.

Осн.раб.

Совм.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

112

4

9

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

5

0



Приложение 5.

Таблица 5. Отчет о наличии квалификационных категорий у педагогических работников организаций среднего профессионального образования

Мониторинг. Сводная форма №5


Отчет о наличии квалификационных категорий у педагогических работников организаций среднего профессионального образования на апрель 2016


№№

Наименование должности

Общая численность педагогов

Общая численность педагогов/кроме того, руков.работников , аттестованные как предметники)

Из них


Общая численность педагогов аттестованные как предметники

Общая численность руков.работников , аттестованные как предметники

Численность педагогов, имеющих категории

Численность руковод.работники , аттестованные как предметники

в том числе имеют


число

%

число

%

число

%

число

%

Высшую категорию

Высшую категорию руков. работники, аттест. как предметники

1 категорию

1 категорию руков.работники, аттестованые как предметники

II категорию.

II категории.руков.работники, аттест.как предметники


число

%

число

%

число

%

число

%

число

%

число

%


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22




Преподаватели

76

66

86.84%

2

2.63%

49

64.47%

2

2.63%

20

26.32%

2

2.63%

29

38.16%

0

0%

0

0%

0

0%



Мастера производственного обучения

6

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%



Педагог - психолог

1

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%



Педагог дополнительного образования

0

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%


0%


И др.педагоги при наличии

0

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%






Приложение 6



Таблица 6. Отчет о наличии квалификационных категорий у педагогических работников СПО на апрель 2018г.

Число организаций в районе

Общая численность педагогов

Преподаватели

Мастера производственного обучения

Педагог - психолог

Педагог дополнительного образования

Другие педагоги

имеют категорию

из них высшая

из них первая

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2

169

139

22

2

0

6

65

38.46%

21

12.43%

44

26.04%



Приложение 7



Таблица 7. Отчет о достижениях аттестующихся педагогов и результатах профессионального тестирования на апрель 2018г

всего пед. работников

прошли аттесацию

%

Прошли на категорию:

Прошли на СЗД

Отозвали заявления

Отклонены комиссией на высшую категорию

Отклонены комиссией на первую категорию

высшая

%

первая

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

3116

533

17.11%

103

3.31%

231

7.41%

19

6.51%

0

0.%

0

0%

0

0.0%




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций