Практика использования электронных технологий в повышении квалификации педагогов

Ирина Александровна Николаевская, старший методист
Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани,
Роза Зарифовна Шарипова, методист
Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани


«Научить мир учиться по-новому»
Г.Драйден, Дж.Вос

Повышение квалификации педагогических кадров в условиях современных требований к образованию предполагает разработку и реализацию модели непрерывного образования учителей без отрыва от их основной педагогической деятельности. Одним из решений этой проблемы становится дистанционное образование. Инфокоммуникационные технологии - ключевые технологии ХХI века, по своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, являются исключительно современными и перспективными в сфере образования.

Перед современным обществом уже не стоит вопрос о необходимости использования электронных технологий, сама жизнь диктует все активнее применять их в повседневной действительности в самом разнообразном формате и инструментарии: интернет-ресурсы, возможности портала Госуслуг, электронный документооборот, карты оплаты, электронная запись к специалистам любой области, виртуальное общение и другой самый разнообразный спектр предложений.

С сентября 2010 г. в Республике Татарстан начала работу информационная система «Электронное образование в РТ», которая поэтапно охватывает все направления образовательного пространства, включая аттестацию педагогических кадров, курсовую подготовку.

Аттестация всегда была одним из наиболее значимых факторов профессионального становления педагога, реализации его творческого потенциала, успешности в целом. Сегодня мы находимся в ожидании предстоящих перемен, связанных с введением профстандарта педагога (в очередной раз отложенный для реализации теперь уже до 1 января 2020 года), одним из требований которого является повышение профессиональной компетентности педагога.

Как информатизация повлияла на такой важный для педагога процесс, как аттестация? Какую помощь аттестуемому педагогу может оказать методическая служба?

С сентября 2014 года аттестация педагогических работников в Республике Татарстан проходит в инновационном формате: в системе edu.tatar.ru в электронном виде через личный кабинет педагога. Использование новой системы открывает новые возможности для педагога: дистанционное профессиональное тестирование, подготовка аттестационных материалов в электронном виде, дистанционная экспертиза профессиональной деятельности/результатов, возможность изучения нормативно-правовых документов, инструкций, методического руководства по процедурам аттестации в личном кабинете.

Внедрение и реализация республиканского инновационного проекта «Информационная система «Аттестация» в первый год потребовала от методистов, кураторов педагогической аттестации в образовательных организациях, самих педагогов напряженной подготовительной работы по переводу «бумажной» аттестации в электронных формат. В следующие два года проходила доработка программы, выявлялись проблемы в работе информационной системы и готовились предложения для МО и Н РТ по их устранению.

Рассмотрим структуру Информационной системы «Аттестация» в интерфейсе педагога и куратора.

Тестирование.

Педагоги проходят аттестационное тестирование в электронной системе централизованно, при методическом и техническом сопровождении методистов по аттестации, тьюторов по ИКТ, а с января 2018 г. у них появилась возможность тестироваться со своего персонального компьютера, что значительно экономит время и снимает излишнее напряжение.

Создание аттестационного пакета документов.

Педагог загружает в систему свои аттестационные материалы. После согласования с руководителем ОО, куратором педаттестации, муниципальным куратором педагог имеет возможность откорректировать свои материалы, добавить подтверждающие результат документы.

Мониторинг повышения квалификации педагогов (7 форм отчетности) проводится в автоматическом режиме: куратору достаточно правильно внести цифровую информацию в форму – все подсчеты система сделает сама.

Безусловно, Система позволяет облегчить саму процедуру аттестации в электронном виде, исчезла необходимость приносить пакеты документов, значительно уменьшился бумажный документооборот, снизилась нагрузка на аттестуемых педагогов и кураторов педагогической аттестации. Однако работа в электронной системе выявила следующие недостатки, вызванные несерьезным, формальным отношением педагогов к оформлению данных:

- в личном кабинете педагог неправильно указывает (выбирает из перечня должностей) свою должность, вследствие чего пакет «не прикрепляется» к эксперту, а в приказе МОиН РТ о присвоении квалификационной категории также допускается ошибка по должности аттестуемого педагога;

- во время аттестационного тестирования педагог «случайно» может выбрать тест не по своей должности и, как результат, низкие баллы за тестирование;

- неправильная загрузка документов (документ не открывается), что затрудняет работу экспертов и членов Аттестационной комиссии;

- несвоевременно прикрепляются подтверждающие документы на I ступени аттестации, что приводит к излишней дополнительной работе сотрудников Центра информационных технологий;

- в отдельных образовательных организациях при размещении в Систему документов, подтверждающих результативность педагогической деятельности аттестуемого работника, имели место проблемы, связанные как с техническим обеспечением учреждений, так и с ответственностью лиц, сопровождающих процедуру аттестации.

Все перечисленные типичные ошибки в большей степени отличают педагогов детских садов, учреждений дополнительного образования, СПО, техникумов, колледжей и др. Учителя школ за последние годы уже привыкли работать в электронной системе с классным журналом, формами отчетов, другими документами, хотя допускают ошибки и они.

С сентября 2017 года Министерство образования и науки Республики Татарстан в числе пятнадцати регионов Российской Федерации организовало работу кадрового отдела, методических служб в экспериментальном режиме по апробации новой модели аттестации учителей в связи с предстоящим вступлением в силу профессионального стандарта педагога.

Еще одним трендом образования в Татарстане стал республиканский инновационный проект «Персонифицированная система повышения квалификации работников образования Республики Татарстан». В основе этой модели – адресная система повышения квалификации, ориентированная на конкретного педагога с его потребностями в повышении профессиональной компетентности. Педагог, выстраивая траекторию своего развития, имеет возможность выбрать в системе через личный кабинет не только программу профессионального образования, но и образовательную организацию, осуществляющую ее реализацию.

Поскольку аттестация педагогов проходит циклично один раз в пять лет, а повышение квалификации через курсовое обучение – раз в три года, перед методистами стоит задача оказывать информационно-методическую поддержку каждый год для новой группы аттестуемых работников образования. Для них проводятся методические семинары, в т.ч. в формате видеоконференцсвязи, тренинги, практикумы, индивидуальные и групповые консалтинги в рамках муниципальных проектов «Школа кураторов педагогической аттестации», «Экстренный консалтинг руководителя».

Все эти активные формы обучения в аудиторной и электронной среде позволяют подготовить кураторов аттестации, способных к разработке содержания и организации повышения квалификации разных категорий педагогических работников: учителей, педагогов детского сада и дополнительного образования детей. Для нас становится актуальным поиск нового содержания, средств и форм обучения, ориентирующих кураторов педаттестации как будущих тьюторов на

- самостоятельную постановку целей обучения;

- выстраивание индивидуальной образовательной траектории;

- индивидуальной рефлексии;

- развитие профессиональных и личностных качеств.

Одним из эффективных способов качественной подготовки кураторов является использование технологии электронного портфолио в рамках подготовки их к организации и проведению аттестации педагогов на соответствие требованиям занимаемой должности, квалификационную категорию.

Электронные образовательные ресурсы на сегодня - это инструмент интенсификации и повышения качества образования. На наш взгляд, весьма быстрый и эффективный результат дает практика использования в «Школе куратора педагогической аттестации» практикумов, обучающих проблемных тренингов, в т.ч. на персональном компьютере:

· как пройти компьютерное тестирование;

· оформление пакета аттестуемого педагога в системе Электронное образование «Проблемы и их решение»;

· заключение экспертизы при обучении внутренних экспертов;

· подготовка представления руководителя на аттестуемого на СЗД педагога;

· подготовка аттестационного заявления;

· заполнение карты результативности аттестуемого педагога с использованием электронного портфолио педагога;

· найдите пять ошибок и др.

Для грамотного и методически обоснованного проведения практикумов необходимо использование принципов системно-деятельного подхода. Например, в ходе практикума «Экспертная оценка письменной работы аттестуемого на соответствие занимаемой должности» применение информационных технологий позволяет эффективно обучить участников семинара методике оценки письменной работы на основе компетентностного подхода. Во время практикума идет деловое общение с коллегами, обмен мнениями, обсуждение оптимальных приемов решения проблемы. Важно, что создается атмосфера деловая, но комфортная. К достоинствам практикума можно отнести и то, что

· на практике реализуется и отрабатывается системно-деятельностный подход к обучению,

· значительно повышается плотность организованного занятия,

· практикумы позволяют быстро трансформировать знания обучающихся в навыки,

· заместители директора и старшие воспитатели как кураторы педагогической аттестации получают на электронных носителях раздаточный материал, который можно использовать в своей практической деятельности.

Для информационной поддержки руководителей и педагогов на Казанском образовательном портале размещаются нормативно-правовые документы, методические рекомендации, издаются сборники методических материалов.

Всё большую востребованность набирает консалтинговая методическая поддержка аттестуемых педагогов в «Форуме», «Блогах», «Сообществах» (www.kazanobr.ru). Виртуальное общение позволяет педагогам быстро получить профессиональную консультацию по вопросам повышения квалификации.


Сегодня компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Мы смогли оценить преимущества использования электронного документооборота, пользования Интернет-ресурсами, системы справочно-методической поддержки, виртуального делового общения, что значительно повышает эффективность труда, качество и доступность образования. Информационные и коммуникационные технологии открывают реальные перспективы для развития системы образования в целом и педагогической аттестации в частности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций