Инновационные аспекты использования информационно-коммуникативных технологий как средство повышения качества профессионального образования

Тарасова Галина Викторовна,
методист Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани, к.п.н.


Одна из тенденций развития современного образования - интенсивное внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения и воспитания обучающихся в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Учительство уходит от устарелых технологий обучения изматывающих учителей (подготовка различного раздаточного материала на каждого ученика до поздней ночи), не способствующих высокому качеству образования. Сегодня мы говорим об инновационных аспектах использования информационно-коммуникативных технологий как средства повышения качества профессионального образования, профессиональной культуры педагога.

Актуальность рассматриваемой проблемы очевидна. Будущее нашей страны, республики зависит от тех, кто сидит сегодня за партой, какими людьми, с какими целями и установками, ценностями и идеалами выйдут во взрослую жизнь наши обучающиеся.

Одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции учителя, его культуры.

В ходе реализации новых образовательных стандартов меняется и характер педагогической деятельности. Но, как и во все времена, решающая роль отводится учителю.

Учитель XXI века! Каким видят школьники учителя? На первый план выходят такие качества как знание учебного предмета - профессионализм, доброта, уважение, интеллигентность, педагогический такт, умение педагога научить обучающихся учиться! Ценят обучающиеся в учителе и умение пользоваться средствами ИКТ. Приходится констатировать, что современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам (к великому сожалению!), а стараются её получить из компьютера, так как они с ним давно на «ты». Не секрет, что к началу обучения в школе почти все дети умеют пользоваться цифровыми устройствами.

После изобретения электронных коммуникаций учителя школ поделились на тех, кто владеет или слабо владеет коммуникационными и Интернет технологиями. Как решить данную проблему? Чтобы уверенно чувствовать себя в информационном пространстве, необходимо осознание важности глобального перехода к новой форме обучения, понимание нового, нужны умения, определённые навыки. Надо отметить, что морально большая часть учительства осознает необходимость вхождения в информационное пространство, но до грамотного использования ИКТ нужно ещё потрудиться.

Подготовка компетентного учителя, обладающего фундаментальными знаниями в своей профессиональной деятельности, высоким уровнем компетенций в области информационно-коммуникативных технологий, владеющего суммой профессионально – педагогических знаний, умений и навыков по организации эффективной самостоятельной учебной, активизации познавательной, творческой деятельности обучающихся – задача архи важная.

Учитель с высоким уровнем ИКТ – компетентности должен уметь пользоваться компьютером как средством управления информацией, работать в глобальных компьютерных сетях, применять инновационные аспекты информационно-коммуникативных технологий для повышения качества образования, формировать и использовать информационно-образовательную среду. Более высокий уровень - отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (применение электронных учебников, пособий или электронных учебных комплексов в зависимости от вида учебной или внеучебной деятельности). ЦОР могут быть полезны при подготовке раздаточного материала для организации и проведения урока, а также в период организации внеурочной деятельности. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов, что на практике встречается не часто.

Но для внедрения таких технологий в обычный школьный урок требуется большая индивидуальная подготовка учителя. Данное положение призывает нас и к самообразованию. Каждый раз, готовясь к уроку, учитель продумывает целеполагание, интересные формы работы с учётом требований ФГОС, возрастных, индивидуальных особенностей обучаемых. Важно грамотно отобрать учебный материал, обработать его дидактически, определится с методами и средствами обучения. Всё должно быть в меру, останавливаемся на тех технологиях, которые будут эффективными на конкретном уроке. Для каждого этапа урока продумываем собственную деятельность и деятельность обучающихся для достижения высокого результата. Не забываем диагностику, мониторинг. К слову сказать, отработка написания сценариев урока, технологической карты проводится на занятиях в Школе молодого учителя, семинарах учителей.

С целью оказания методической помощи, повышения качества образования, профессионального мастерства педагогов, выявления и распространения передового педагогического опыта, внедрения и распространения современных инновационных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, поддержки творческих педагогов в городе стало хорошей практикой проводить методические семинары для педагогов, коучинги, заседания ГМО учителей, научно-практические конференции, педагогические игры, круглые столы, где ни одна из форм работы с педагогами не обходится без использования дидактических материалах, ЦОРов, ЭОРов и др. Учителя становятся активными участниками познания нового, неизведанного. Продумывать содержание мероприятий помогают и данные о затруднениях учителей. Постигая новое, учителя успешно делятся с коллегами своими находками, инновационными подходами к преподаванию и обучению школьников с умелым использованием инновационных информационно-коммуникативных технологий. Назовём лишь некоторые фамилии учителей иностранных языков. Это – учителя английского языка О.В.Быкова, Ю.В.Сельментова, Чабак Л.М. (школа №9), Каушанская А.У. (лицей-интернат №7), Урустемханова А.С., заместитель директора, учитель, Аскарова Ф.Ф., Абдуллаева Л.Ю. (школа №33), Алёшечкина О.В. (гимназия №75), Юрченко Ю.Ф., заместитель директора, Захарова В.П., Летучева С.К. (школа №39), Вахитова И.М. (гимназия №37), Егорова Н.В. (гимназия №40), Шуртыгина Е.С. (школа №119), Овчинникова В.Л. (школа №85), Баринова Л.Е. (школа №84), Родионова Н.И.(школа №22), Саландаева О.В. (гимназия №52), Сенюхина С.В.(школа №42), Апполонова Ю.А., заместитель директора по учебной работе, учитель немецкого языка (гимназия №94), Кафтанюк И.Н., заместитель директора по учебной работе, учитель немецкого языка гимназии №36, Сергеева С.М., заместитель директора по учебной работе, учитель французского языка гимназии №9 и многие другие. Поистине большая армия творческих учителей, готовых делиться опытом своей работы.

Смотры учебных кабинетов, лабораторий учителей иностранных языков, физической культуры, преподавателей-организаторов ОБЖ показали, что с использованием информационно-коммуникативных технологий у педагога накапливается разнообразный дидактический материал: контрольные тесты, самостоятельные проверочные работы, интерактивные тесты, электронные учебники и другие.

Понимая, что успех интеллектуального развития личности обучаемого достигается главным образом на уроке, учителя города совершенствуя своё мастерство, становятся участниками городских, республиканских и всероссийских конкурсов. В текущем учебном году Заморий В.В., учитель английского языка школы № 39 Вахитовского района подтвердила свой профессионализм на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» среди 46 учителей иностранного языка, проводимого в Москве. Награждена дипломом за I место в финале и медалью за успехи и достижения в деле образования подрастающего поколения. Достижению высокого результата наряду с другими технологиями способствовало применение и инновационных аспектов информационно-коммуникативных технологий.

Всё большей популярностью у педагогов в рамках совершенствования профессионального мастерства пользуются вебинары, во время которых они знакомятся с содержанием, методикой, технологиями формами работы, контроля. Мы получаем богатейший материал для подготовки к уроку широкой коммуникации, творчеству, отработке языкового материала.

Прекрасная возможность для педагогов не только углубить свои знания, но и получить навыки - дистанционное обучение. В своё время 567 (75%) учителям английского языка города Казани представилась возможность участвовать в республиканском проекте «Английский язык для Республики Татарстан» через доступ к ресурсам онлайн-школы English town. Это отличный вариант «погружения в язык». Благодаря развитию информационных технологий процесс обучения перенесён в виртуальное пространство. Дистанционное обучение способствует повышению профессионального уровня каждого учителя, прохождения бесплатного обучения, повышения качества знаний английского языка. Учителя получили возможность общаться на английском языке с представителями разных стран - Америки, Австралии, Китая и других. Это хорошая практика в говорении, грамматике, аудировании, восприятии иностранной речи на слух.

Время поистине быстротечно. 73% учителей из числа опрошенных в 2017 году, что на 33,4% больше в сравнении с 2011-2012 учебным годом, считают ЭОР существенно эффективнее традиционных средств обучения. Приведённые данные свидетельствуют о позитивных изменениях.

Практика убедительно доказывает, что использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет реализовывать индивидуальный подход к обучению. Использование компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивных досок облегчает подбор заданий для работы с обучаемыми.

По мнению учителей, внедрение ИКТ в предметную практику позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышает познавательную, творческую активность обучающихся, мотивацию к обучению, что, в свою очередь, способствует повышению успеваемости, развитию навыков самообразования и самоконтроля, информационного и творческого мышления, как у педагога, так и у обучаемых; формировать умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации, развивать навыки исследовательской деятельности, формировать информационную культуру. Говоря о применении ИКТ на уроках иностранных языков можно отметить значимость ИКТ как нового метода организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более наглядными и интересными, «подвижными», а обучающихся мотивированными.

Результат - развитие личности обучаемого через открытие новых знаний, личности готовой самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информаций, способной к самосовершенствованию и самореализации.

Следовательно, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения.

Учителя осознали, что они не ограничены пространственными и временными рамками для получения информации. Умение пользоваться новыми информационно-коммуникативными технологиями даёт им возможность не только изучать материалы, размещённые на сайтах Интернет, но и общаться лично с обучающимися, коллегами, родственниками и коллегами из-за рубежа в Skype, тренировать зрительную и слуховую память, просматривать видео-лекции, видео-уроки, слушать аудио-лекции и широко использовать их на уроках, внеклассных мероприятиях, семинарах, научно-практических конференциях.

Вернёмся к цифрам. 86% учителей широко пользуются Интернетом, 10% используют Интернет на уроках иностранных языков.

Особую значимость учителя придают возможности использовать ИКТ при мониторинге уровня обученности учащихся.

Можно отметить, что использование ИКТ медленно, но входит в практику работы образовательных организаций.

Сегодня 84% учителей иностранных языков из числа опрошенных считают компьютер рабочим инструментом, 24% используют специальные компьютерные указательные устройства (от простейшей «мышки» до компьютеризированной лазерной указки), 27,3% демонстрируют обучающимся специально подобранный ряд учебных видеофрагментов, компьютерные эксперименты, 88% готовят презентации.

Система обучения в урочное и внеурочное время включают разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронную почту для обучения чтению и письму, органайзеры-переводчики, электронные словари и т.д.

В практику работы образовательных организаций входит использование информационных платформ Kahoot, ZipGrade, современные средства тестирования и контроля за знаниями обучающихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности. Уроки с использованием таких платформ позволяют вовлечь в процесс обучения всех обучающихся.

В заключении отметим, что обращение к Интернет-ресурсам открывает большие возможности учителям, одновременно, выдвигая перед ними всё новые задачи. Прежде всего, создание методической системы, дидактических разработок, которые позволили бы каждому учителю строить свою деятельность с использованием современных информационных технологий, а также использование ресурсов в качестве контроля знаний учащихся, продумывать интерактивные системы опроса. Важнейшая задача учителя на современном этапе обучения и воспитания – формирование у обучающихся ключевой компетенции – учить обучающихся учиться, владеть информационно-коммуникативной культурой.

Современный учитель понимает, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования.

Одна из главных составляющих Учителя XXI века – его личность, общая культура учителя – уважительное отношение к обучающимся, умение сохранять самообладание даже, казалось бы, в стрессовых ситуациях. Это профессионал, интеллигент, человек богатый нравственно и духовно, любящий детей, способный через обучение иностранному языку и другим предметам приобщать школьников к искусству, красоте, учить любить город, республику, страну, в которой живём, окружающую нас природу. Особую роль в процессе профессионального саморазвития учителя играет его готовность к новому, передовому, творческому поиску, инновационному мышлению.

Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной деятельности, умение использовать возможности сети Интернет - реальность сегодняшнего дня.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций