Сайт ДОО как компонент интерактивной образовательной среды

Каримова Чулпан Вакилевна, старший воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №252 комбинированного вида» Кировского района г. Казани


Большим потенциалом в области повышения методической культуры педагога обладает сайт ДОО. В связи с этим необходимо рассмотреть его особенности, как компонента интерактивной образовательной среды. Понятие «информационная интерактивная среда» – это информационно-образовательная среда, связанная с управлением информационно-технологического и дидактического обеспечения, с формированием интерактивной позиции во взаимодействии субъектов образовательного процесса (обучающийся, педагог), направленная на удовлетворение их потребностей и интересов в качественных образовательных услугах. Свойствами информационной интерактивной среды, обеспечивающей качество образовательных услуг, являются: информационность, регулятивность, интерактивность, обширность, интенсивность, осознаваемость, динамичность, открытость [1, c.96].

В соответствии с актуальными нормативно-правовыми актами данное понятие активно применяется в системе общего образования, однако, оно вполне справедливо и для системы дошкольного образования. В своих исследованиях Ю.Г. Коротенков подчеркивал информационный характер образовательной среды [2]. Информационный характер образовательной среды как одно из важнейших ее свойств является не только необходимым для понимания и исследования содержания образовательной среды, но и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, развития методологии образования и реализации его целей в современных условиях, отождествляя тем самым образовательную среду с информационно- образовательной средой.

Он предложил уровневую дифференциацию «образовательной среды» и ее разграничение на типы, строение и содержание:

1. Первым уровнем, определяющим форму, содержание образовательной среды и остальные содержательные уровни информационной образовательной среды, является педагогическая система

2. Вторым уровнем является система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение.

3. Третьим уровнем Ю.Г. Коротенков обозначил образовательную медиасреду, содержащую познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. В контексте темы данного исследования предлагается изменить субъекта третьего уровня на педагога. Тогда свойства интерактивной образовательной среды будут иметь следующие характеристики [2]:

1. Информационность характеризуется критическим и компетентным поиском и оцениванием информации, использованием возможностей Интернет-ресурсов.

2. Регулятивность выражается в способности управлять познавательной деятельностью и активностью педагогов в информационной интерактивной среде, характеризуется координацией действий всех субъектов в данной среде.

3. Интерактивность позволяет регламентировать взаимоотношения между субъектами образовательной среды в субъект-субъектном и технологическом взаимодействиях, характеризуется субъект-субъектным и технологическим взаимодействием в данной среде.

4. Обширность необходима для личностного выбора педагогами содержания и способа повышения методической культуры в соответствии со своими потребностями и целями, характеризуется избыточностью и разнообразием компонентного состава среды, и ее взаимодействие с внешней.

5. Интенсивность подразумевает насыщенность среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления в данной среде.

6. Осознаваемость характеризуется активностью субъектов среды в использовании ее возможностей.

7. Свойство динамичности определяет качественные изменения в среде, направленные на обеспечение качественных образовательных услуг, характеризуется способностью среды к органичным изменениям в контексте взаимоотношений с внешней средой.

8. Открытость информационной интерактивной среды предполагает возможность ее расширения в зависимости от личностных методических потребностей педагогов и достигается при взаимодействии с другими средами, системами и образовательными организациями в виде стажировок, обменов и систем дистанционного обучения, характеризуется социальной значимостью среды и ее взаимодействием с внешней [3, c.197].

Инструментом создания и функционирования интерактивной образовательной среды являются информационно-коммуникативные технологии, одной из форм проявления которой является сайт ДОО. В исследованиях Е.К.Туриловой сайт дошкольной образовательной организации рассматривается как инструмент оценки качества дошкольного образования [4, c.939]. Ученым отмечается, что функционирование сайтов ДОО осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, в числе которых: ряд нормативных документов; Федеральный закон 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»; Постановление правительства РФ от 10.07.2013г. №582«Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и обновления информации об образовательной организации»; Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014№785«Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Е.К.Туриловой, основными задачами создания сайта ДОО являются:

- сформировать единое сообщество педагогов и родителей;

- создать условия для творческой самореализации педагогов ДОУ;

- популяризировать достижения педагогов и детей;

- повысить информационную компетентность педагогического сообщества системы дошкольного образования [4, c.939].

Также в исследованиях Е.К. Туриловой описывается структура сайта, во многом совпадающая со структурой таковых на портале «edu.tatar»:

- основные сведения;

- структура и органы управления образовательной организацией;

- руководство. педагогический состав;

- документы;

- образование;

- образовательные стандарты;

- дополнительные образовательные услуги;

- материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса;

- финансово-хозяйственная деятельность;

- вакантные места для приема (перевода) [4, c.944].

Анализируя данную структуру сайта ДОО необходимо отметить, что она полностью соответствует требованиям интерактивной образовательной среды, однако, сайт выстроенный с данной структурой носит, скорее, информативный характер и не может быть применен в качестве средства повышения методической культуры педагога. Соответственно, необходимо изменение данной структуры.

В исследованиях Е.В.Олейниковой отмечается, что информационный успех официального сайта ДОО лежит в понимании потребностей аудитории и в чётком представлении как сайт будет использован [3, c.197].

По ее мнению, цель создания сайта:

- информирование родителей, как Интернет - пользователей об устройстве и деятельности ДОУ;

- предоставление достоверной информации из первоисточника, что указывает на открытость учреждения;

- презентация деятельности ДОУ практически неограниченному кругу Интернет- пользователей, в первую очередь родителей, через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов,

- опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

- размещение на сайте формы обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОО, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет:

1. Родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, расписании образовательной деятельности, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

2. Сайт детского сада является для родителей источником информации образовательного, методического и воспитательного характера, со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

3. Детский сад делает себе дополнительную рекламу, причем не только на свой город, но и на весь мир, ведь теперь он появится в онлайн каталоге организаций и его можно будет найти на карте

4. Сайт – это отличный инструмент общения между родителями и воспитателями, руководителями детского сада. Ведь ни для кого не секрет, что порой очень сложно подобрать время для личной встречи с руководством, а тут в любой момент вы можете пообщаться в режиме онлайн.

5. Воспитатели смогут делиться опытом с работниками других детских садов, публикуя свои конспекты занятий, планы и программы. Следует отметить, что информация на официальном сайте должна наполнять обязательную часть сайта, рекомендуемую и творческую. Функционирование сайта дошкольного учреждения регламентируется приказом по ДОУ, которым утверждается положение о сайте ДОУ, ответственный администратор сайта, порядок сопровождения и обновления сайта и другие вопросы, зависящие от целей и задач сайта.

Таким образом, анализ исследований, посвященных рассматриваемой проблеме позволил выявить следующие проблемные области: во-первых, отсутствуют примеры исследований, в которых были бы подробно описаны условия и алгоритм применения сайта ДОО как средства повышения методической культуры педагога дошкольного образования; во-вторых, исследования, в которых рассматривается сайт ДОО упускают из виду возможность его применения в этом направлении, что еще раз подтверждает актуальность данного исследования; в третьих, существуют определенные требования, которые должны быть соблюдены при разработке структуры сайта ДОО, как средства повышения методической культуры педагога ДОО, а именно: 29.05.2014 Федеральной службой по надзору в сфере образования был издан приказ № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём информации» (приказ прилагается). Приказ зарегистрирован в Минюсте России 4.08.2014 № 33423. Начало действия документа 01.09.2014 [5, c.61].

В соответствии с пунктом 2 данного приказа «для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее - специальный раздел). Информация в специальном разделе должна быть представлена в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы Сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела. Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы Сайта, а также из основного навигационного меню Сайта». Специальный раздел помогает осуществлять проверяющим органам всю навигацию по сайту с учётом требований федерального законодательства.

Учет данных требований обеспечит эффективность деятельности сайта ДОО, как средства повышения методической культуры педагога.


Список использованной литературы


1. Демина, Е.В. Информационная интерактивная среда как ресурс подготовки преподавателей ВУЗов к исследовательской деятельности в системе магистратуры / Е.В. Демина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 1.(17) – С. 96-101.

2. Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения/В.А.Новицкая [Электронный ресурс]// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat – Режим доступа: http://www.dissercat.com (дата обращения: 13.02.2018).

3. Олейникова Е.В., Белова И.А. Официальный интернет - сайт ДОУ, как одно из средств ИКТ – технологий, используемых в работе детского сада с семьей. / Е.В.Олейникова, И.А.Белова. // Гуманистическая экономика и качество жизни/ Международная научно – практическая конференция с элементами научной школы.-Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2015 . - 212 с. – с. 197-208.

4. Турилова Е.К. Сайт ДОУ, как инструмент независимой оценки качества дошкольного образования/Е.К.Турилова, О.И.Завьялова. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. №5. – С.939-951.

5. Шумакова К.С. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ/К.С.Шумакова // Образование и наука.– 2008. – №7. – С.61-68.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций