Информационно-образовательная среда в школе: электронные учебники и не только

Кожевников Михаил Юрьевич, первый вице-президент группы компаний «Просвещение»


Новые технологии стремительно входят в нашу жизнь. Не остается в стороне и система образования. Сегодня практически все российские школы подключены к Интернету, в каждой школе есть компьютеры, а умение использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе становится одной из ключевых компетенций и ученика, и учителя. Происходит постепенная трансформация образовательных инструментов и методик. Однако о полном обновлении ландшафта российской образовательной системы и повсеместном эффективном использовании информационных технологий говорить пока рано.



Зачем это нужно?

Когда мы приступаем к разработке нового продукта, будь то учебник, рабочая тетрадь, электронный образовательный ресурс или, скажем, инженерный класс, то, в первую очередь, задаем вопрос: зачем он нужен потребителю? Какую пользу он принесет детям, родителям, педагогам? И всякий раз, когда новый продукт в той или иной мере связан с цифровыми технологиями в образовании, мы понимаем, что он, прежде всего, позволяет расширить круг желаний и возможностей каждого потребителя, будь то учитель, ученик или родитель.

Информационные технологии в образовании с каждым днем всё больше оптимизируют работу учителя, «перекладывая» многие его функции на компьютерные и сетевые технологии, давая ему возможность сосредоточиться на важных моментах образовательного процесса. Образовательные возможности детей также расширяются, помогая им двигаться по индивидуальной образовательной траектории. Растет их мотивация к учебе, а сама она становится все более увлекательной и интересной.

Нет никаких сомнений, что без цифровых технологий, без цифрового образования невозможно создать цифровую экономику. И если научить сейчас детей не просто использовать гаджеты, а научить использовать их в осмысленном практическом жизненном процессе и с помощью такого видения мира создавать новые технологии, продукты, сервисы, то цифровая экономика в России станет реальностью. Цифровые технологии не только меняют образ современного образования, но и серьезно трансформируют рынок труда, позволяют готовить к новым профессиям, которые будут востребованы в ближайшем будущем.

Вот почему «Просвещение» создает и развивает цифровой образовательный контент.



Электронные учебники

Первое, о чем обычно заходит речь при обсуждении перспектив развития информационно-образовательной среды школы, - электронные учебники. С 2015 года любой учебник, включенный в Федеральный перечень учебник, имеет электронную форму. Еще в 2016 году более 200 школ Республики Татарстан получили более 100 тыс. лицензий на электронные учебники от издательства «Просвещение» для детей, которые обучаются по новому образовательному стандарту. Важно, что одновременно сотрудники «Просвещения» стали оказывать методическую поддержку учителей республики в работе с электронными учебниками в рамках вебинаров.

Всего же группа компаний «Просвещение» предоставила более 1 млн. лицензий на электронные формы учебников во всех регионах России. Это немало, так что неудивительно слышать прогнозы о скорой смерти бумажных учебников. Впрочем, говорить об их всеобщей замене не стоит – их внедрению в школах пока еще мешает недостаток инфраструктуры. Но со временем ситуация, конечно же, будет меняться. Необходимы инвестиции в техническую составляющую общего образование – улучшение скорости доступных Интернету, обеспечение учащихся персональными гаджетами, наличие в школах как педагогов с соответствующей подготовкой, так и технических специалистов.



Образовательные стартапы

Однако электронными учебниками в их привычном понимании школьная информационно-образовательная среда не ограничивается. Сегодня одно из приоритетных направлений развития «Просвещения» - поддержка образовательных стартапов и развитие новых сервисов, связанных с использованием информационных технологий. Вместе с партнерами – ведущими компаниями из сферы информационных технологий мы создаем продукты и решения, направленные на повышение образовательных результатов. Речь идет не только об улучшении предметных знаний, но и о развитии у школьников навыков, которые позволят достичь успеха в самостоятельной взрослой жизни.

Ключевыми проектами в 2017 году стали создание совместных предприятий «Яндекс.Просвещение» и «Ростелеком.Просвещение», разработка интерактивных уроков для Российской электронной школы, электронных учебников для Московской электронной школы, разработка эксклюзивного образовательного планшета вместе с компанией Samsung.

В рамках совместного проекта с компаний Яндекс разработана платформа «Школа», которая проходит тестирование в ста школах разных регионов страны. В ней представлены учебники по математике и русскому языку для начальных классов. Уже запущены первые электронные сервисы по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и по профориентации детей. Эти сервисы позволяют предоставить равный доступ к лучшим образовательным продуктам и методикам независимо от места проживания школьника. Проект с Яндексом будет расширяться, и интерес к нему как школ, так учеников и их родителей велик уже сегодня.

Совместный проект с «Ростелекомом» - это объединение компетенций наших компаний для развития инфраструктуры образования в России – развития сервисов электронного обучения, внедрение решений для школьных информационно-библиотечных центров и комплектование фондов библиотек. Мы планируем развивать единое электронное образовательное пространство, внедрять электронные формы учебников, методических материалов и учебных курсов, организовывать дистанционное повышение квалификации педагогов. Уже сегодня проекты по развитию сервисов дистанционного обучения и создания информационно-библиотечных центров реализуются в Новосибирской области, Краснодарском крае, Забайкальском крае, Красноярском крае и других регионах.

Участвуя в работе по созданию Российской электронной школы «Просвещение» подготовило почти 2 тыс. электронных уроков. Уже готово более трети учебников для Московской электронной школы. Для нас крайне важна обратная связь, которую мы получаем от педагогов: что, по их мнению, необходимо для получения более высоких образовательных результатов. Одно из важнейших преимуществ цифрового контента заключается в том, что его можно постоянно дорабатывать в режиме реального времени, обеспечивая его динамическое развитие, совершенствовать, делить на модули, которые будут наиболее интересны для школьников.

В 2018 году планируется развитие проекта «Электронная школа «Просвещения», предусматривающего создание условий для развития единой электронной образовательной среды. «Просвещение» изучает варианты единых протоколов обмена информацией и механизмов интеграции цифрового контента в образовательные продукты и сервисы, представленные на рынке. И уже сегодня у «Просвещения» фактически в каждом регионе есть площадки, где апробируются наши новые электронные ресурсы.



Что дальше?

Илья Демаков, победитель конкурса «Учитель года - 2017», отметил, что если в хорошую школу просто поставить много хорошего оборудования, то образовательный результат лучше не станет. Ведь даже у очень хороших учителей не всегда есть достаточная мотивация и опыт практического применения цифровых технологий в реальной жизни. Поэтому необходимо работать с учителями – повышать их мотивацию, ориентировать на практическое применение любых цифровых технологий. Без этого можно сколько угодно оснащать школы современными средствами, но образовательный результат, в том числе и с теми критериями, которые мы измеряем, меняться не будет. И навыки, которые сегодня «западают» у детей, как правило, не сильно зависят от использования ими тех или иных гаджетов. Тем более, эти гаджеты дети очень активно эксплуатируют.

Чтобы ускорить развитие информационной образовательной среды в школах, необходимы серьезные инвестиции в определенные направления цифрового образования не только от государства, но и от частных компаний. Чем быстрее и точнее будут инвестироваться средства, тем быстрее мы увидим технологические прорывы, а значит и достижения в конкретных сферах экономики.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций