Цифровое образование - почему за ним будущее

Александр Михайлович Кондаков
Доктор педагогических наук,
член-корреспондент Российской академии образования


На протяжении длительного времени образование считалось одной из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности. Ситуация кардинально изменилась с наступлением Четвертой промышленной революции, породившей наиболее радикальные перемены в экономике и социальной сфере, в том числе в образовании. К настоящему времени в России принят ряд федеральных документов стратегического планирования[1], которые создали предпосылки и обеспечили запуск программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой формирование компетенций цифровой экономики, в том числе в целях использования в учебной деятельности с применением общепользовательских и профессиональных цифровых инструментов, определено важнейшим фактором ее развития.

Основные особенности развития российского общества и экономики в условиях Четвертой промышленной революции нашли отражение в Национальной технологической инициативе[2], в которой также определены сквозные технологии цифровой экономики: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии и т.д. Особая логика использования информации, стертость пространственных и временных границ, непрерывная «инфляция» квалификаций, развитие социальных меди и т.д. - все это накладывает ряд особенностей на образование, основной тенденцией которого становится широкое использование цифровых технологий, технологий онлайн образования и т.д., другими словами, на наших глазах осуществляется постепенный переход к цифровому образованию. Изменяются способы создания, передачи и фиксации знания. Знания становятся общедоступны и относительно дешевы. Возникает быстрорастущий рынок образовательных услуг вне формальной системы образования. Растет спрос на новые компетенции и формы подготовки, провоцируемый динамикой развития экономики в условиях неопределенности, быстрой сменой технологий. Происходит реорганизация всех уровней образования на основе новых образовательных сетевых технологий, предусматривающая возможность непрерывного обновления содержания образования. Цифровое образование

В условиях цифровой экономики, неотъемлемой и важнейшей составляющей которой является цифровое образование, опирающееся на сетевой системно-деятельностный, интегративный, системно-мыследеятельностный, имитационный, проектный, синергетический, векторно-контекстуальный и культурологический научно-методологические подходы, экосистема образования должна обеспечивать единство и взаимное влияния трех составляющих - совокупности цифровых образовательных платформ и технологий, инфраструктуры цифрового взаимодействия субъектов образовательного процесса и цифрового информационного и образовательного контента.

В предыдущее десятилетие наработан значительный опыт создания и использования электронных образовательных ресурсов, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Многие педагогические работники успешно используют электронные образовательные ресурсы в учебном процессе, передавая свой положительный опыт коллегам. Но при этом следует отметить, что при всех успехах, достигнутых педагогами при использовании электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, наблюдается очень слабая тенденция к формированию информационных образовательных сред, основанных на цифровых технологиях: эта тенденция нестабильна, носит фрагментарный характер, отсутствует системная стратегия проектирования информационных образовательных сред в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Отсутствует понимание и регулирование дидактических условий применения цифровых технологий в работе с детьми школьного возраста на всех уровнях общего образования, отсутствуют единые требования к электронным учебным материалам; существующие электронные ресурсы никак не связаны между собой, что влечет к разным требованиям к уровню знаний и умений школьников и педагогов, а это отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса.

В целях решения вышеперечисленных проблем компанией ООО «Мобильное Электронное Образование» создана унифицированная дидактическая интегративная информационно-образовательной среда для системы общего образования «Цифровая школа «Мобильное Электронное Образование» - (далее – Онлайн школа МЭО), обеспечивающая равные условия и доступность качественного образования, эффективную реализацию требований ФГОС общего образования и формирование навыков и компетенций 21 века, а также:

Ø создающей условия для организации и управления образовательным процессом в условиях цифровой насыщенной среды;

Ø создающей условия для продуктивного сотрудничества участников образовательных отношений;

Ø обеспечивающей создание в контексте общих методологических требований и единых требований электронных информационно-образовательных ресурсов, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода и формирование универсальных учебных действий, а также их хранение и публикацию;

Ø обеспечивающей внедрение современных образовательных технологий в практику массовой школы, основанных на использовании цифровых технологий, таких как электронное обучение, смешанное обучение, мобильное обучение, а также технологий дистанционного обучения;

Ø обеспечивающей создание и использование общих типовых методических рекомендаций по организации образовательного процесса в ней;

Ø создающей условия для реализации инклюзивного образования для детей с ОВЗ и одаренных детей, а также для организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений.

Онлайн школа МЭО создана как единая дидактическая, интегрированная, многокомпонентная система, обеспечивающая реализацию учебной, внеучебной, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, а также измерение, контроль и оценку результатов обучения, как система, обеспечивающая продуктивное сотрудничество всех участников образовательного процесса, а также деятельность по управлению образовательной организации. Подобная онлайн среда обладает максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей и персонализацию их образовательных траекторий с учетом образовательных запросов и особенностей здоровья каждого обучающегося.

Онлайн школа МЭО нацелена на формирование устойчивых культурных традиций в образовании в целом и повышению престижа образования в обществе в условиях цифровой экономики.

МЭО является комплексным продуктом, состоящим из программного обеспечения (LMS/LCMS), входящего в единый Реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (№78247, Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ №487 от 07.10.2016 г.), содержащих электронный учебный контент (онлайн курсы), обеспечивающих реализацию основных общеобразовательных программ начального, основного, среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации работников образования. Каждая из этих составляющих инновационна, и они глубоко интегрированы между собой.

Программное обеспечение (LMS/LCMS) онлайн школы, реализуя стандартный функционал, обеспечивающий деятельность по организации учебного процесса и управлению образовательными организациями, обеспечивает реализацию персонализированного подхода в образовании и формирование индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.

Базы данных с учебными онлайн курсами позволяют обеспечить максимальную вариативность обучения и формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся за счет дифференциации содержания учебного материала. Для большинства заданий, входящих в состав онлайн курсов, созданы или находятся в разработке несколько вариантов, учитывающих образовательные запросы обучающихся и уровень их знаний, в том числе детей с ОВЗ, в соответствии с адаптированными образовательными программами и одаренных детей. МЭО полуавтоматически подстраивается под индивидуальные текущие возможности и образовательные запросы каждого обучающегося и позволяет реализовать гибкий и адаптивный образовательный процесс, в том числе обеспечивая условия и возможности для реализации инклюзивного образования.

Проектирование, разработка и использование онлайн школы МЭО обеспечивает последующее беспрепятственное объединение информационных образовательных сред разных школ в единое информационно-образовательное пространство системы общего образования в целом. Говоря об инновационности подходов с точки зрения педагогики, мы имеем в виду то, что разработанная модель онлайн школы МЭО позволяет ключевым образом изменить парадигму образования: от трансляции знания к его освоению и созданию. Эта модель ориентирована на принцип «учиться всегда и везде», реализует принцип личностно-ориентированного образования.

В онлайн школе МЭО существует возможность не только определения индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося, но и успешное выполнение тех задач, которые обучающийся сам ставит перед собой, т.е. МЭО адаптивна по отношению к индивидуальным запросам каждого, обеспечивает личностное развитие учащегося, его творческую активность и самостоятельность. Говоря о технологическом решении, онлайн школа МЭО представляет собой сложную модульную облачную инфраструктуру - информационную систему формирования, ведения, хранения, поддержки и учета индивидуальных профилей компетенций обучающихся и траекторий их развития, систему оценки и самооценки сформированности базовых компетенций цифровой экономики; обновленные образовательные программы всех уровней образования; систему профессиональной ориентации; сетевую инфраструктуру повышения квалификации педагогических кадров и сетевых методических сообществ «цифровых» учителей; систему свободного выбора поставщиков образовательных услуг; систему сетевого взаимодействия для высокомотивированных и талантливых обучающихся; систему сбора и анализа больших данных для проведения аналитических исследований; систему мониторинга образовательного процесса и т.д.

Внедрение онлайн среды МЭО в практику образовательных организаций обеспечит: сохранение единства образовательного пространства в условиях цифровизации экономики и образования; интеграцию цифровых технологий в образовательную деятельность как современного организационно–педагогического инструмента; формирование у обучающихся компетенций XXI века; автоматизацию управленческой деятельности образовательных организаций; повышение информационной открытости и прозрачности системы образования, развитие механизмов обратной связи; обеспечение родителей, преподавателей и представителей экспертного сообщества информационными инструментами; обеспечение качества образования и востребованности образовательных услуг в условиях цифрового образования.


[1] Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642)

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203)

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций