Нереализованные возможности ИС «Электронное образование в РТ»

Юсупов Айрат Ильдарович,
методист ИКТ УМС Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани по Советскому району


Информационная система «Электронное образование в Республике Татарстан» была введена в эксплуатацию в 2011 году. С 2009 по 2011 год использовался тестовый режим. Именно в это время в нашу жизнь вошли социальные сети.

Сначала это было забавно – смотреть фотографии знакомых, добавлять «друзей», копировать себе на страницу записи с других, создавать группы и т.п. Сейчас уже все привыкли, и это стало не так интересно. Стремительная информатизация общества, информационная доступность привела к обратному эффекту. Пролистывание лент новостей всевозможных соцсетей отнимает у человека несколько часов в день. Человек живёт жизнью других людей — читает их мысли, смотрит фотографии. А если это перевести на рядового ученика рядовой школы? Доказано, что активные пользователи соцсетей до упора набивают кратковременную память, но долгосрочную задействуют все меньше. Соцсети так и построены: прочитал – выбросил (забыл). Именно поэтому информация быстро улетучивается. Для запоминания нужно сведения повторять, а этого не происходит. Ежеминутно в социальных сетях появляются тысячи новых сообщений, а старые скрываются. Информационная «диeта» необходима современному человеку не меньше, чем физическая активность и здоровое питание. А ребёнку – тем более. Нужно уметь отбрасывать ненужное, но это никогда не будет реализовано, ведь тогда соцсети потеряют миллионы на показах проплаченных рекламных «сообщений-пустышек» в войне за потребителя товаров и услуг.

Я бы хотел остановиться на двух аспектах работы системы «Электронное образование в Республике Татарстан», которые на этапе ввода в эксплуатацию «просмотрели» заказчики системы тогда и не реализовали до сих пор.

Вспомним 2008-2011 года. Смартфоны в то время выпускались на разных платформах, и мобильный интернет на них был скорее нонсенсом, чем обыденностью, как сейчас. В основном на мобильных устройствах использовалось подключение через WiFi. Да и домашний скоростной интернет только набирал обороты. Ноутбуки и мобильные классы для учеников были в одной школе из 20. Но именно тогда впервые широко заговорили о мобильном обучении, а самое главное –пытались его внедрять!

По ГОСТ Р52653-2006 (не отменен на 2018год!) под мобильным обучением понимается «электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося». Мобильное обучение предусматривает наличие мобильных средств, независимо от времени и места, с использованием специального программного обеспечения на педагогической основе междисциплинарного и модульного подходов. Из открытых источников Интернет можно прочитать 2 трактовки мобильного обучения: 1 трактовка понятия: Мобильное обучение – это форма организации учебного процесса, основанная на применении средств мобильных ИКТ и беспроводной связи. 2 трактовка понятия: Мобильное обучение – это любая учебная активность, в которой преимущественно или исключительно используются портативные устройства – телефоны, смартфоны, планшеты, иногда ноутбуки и тому подобное, но не обычные настольные компьютеры.

Получается «мобильное обучение» мобильным можно называть только тогда, когда обучающийся имеет непрерывный доступ к образовательным ресурсам (внутренним или глобальным), может взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Мобильное обучение также является разновидностью дистанционного обучения с использованием средств ИКТ, но не является им, как у нас любят сравнивать на разных уровнях управления.

Мобильное обучение в качестве образовательной деятельности имеет смысл только тогда, когда используемая технология является полностью мобильной и когда пользователи технологии мобильны в момент обучения. Смартфоны с 2011-2013 года полностью дали эти возможности. Эти уточнения подчёркивают мобильность обучения и значимость термина "мобильное обучение", а не дистанционное в том виде, как его представляют сейчас.

Именно поэтому для реализации данного направления на уровне ФГОС были рекомендованы работа с учащимися посредством социальных сетей. В то же время началось создание и распространение специализированных социальных сетей «для обучения и обучающихся». Правда 9 из 10 таких сетей закрывались, не проработав и года, ну или 2года – OpenClass, например. Поэтому учителя, желающие идти в ногу со временем, использовали вк, фейсбук, и т.п. соцсети «общего пользования». Учитель, создавший страницу в вк, просит учеников создавать свои страницы там же. Фейсбук – так фейсбук. На свою страницу ученик зовёт «друзей» и не из своего класса, школы и даже страны. Учитель «добавил» в свой аккаунт только учащихся своего класса, но не может же он контролировать, кого добавляют они. А главное что за контент они могут добавить себе на свои страницы от других пользователей.

И именно в этот момент 90% мобильного обучения свелось к тому, что на 1 просмотренный пост учителя ученики смотрели еще 20-30 «вирусных» роликов, записей мыслей «друзей-друзей» и.т.п. Ссылки в сообщениях ведут на сторонние сайты, и вот уже пост учителя о необходимости найти на завтра информацию о количестве лепестков у цветка папоротника (утрирую) забылся, и, может быть только 1 из 5 учащихся, выполнит задание.

В системе «Электронное образование в Республике Татарстан» уже на этапе ввода каждому субъекту был выдан логин и пароль. Конечно, ими пользовались в основном только для необходимости: учитель должен был выставить оценки в электронный журнал, ученик – просмотреть свой электронный дневник. У классного руководителя есть список класса. И только в 2017 году была введена практически ни кем не используемая функция «Уведомления», когда можно написать сообщение-пост всему классу. Но сейчас, когда дневник «переехал» на Услуги РТ, и можно прочитать сообщение там, но не ответить на него, целесообразность таких уведомлений крайне сомнительна. Конечно, в системе есть так называемые виртуальные факультативы для учащихся, но общение в них построено в линейном формате с целой чередой страниц, найти что-то на которых довольно муторное занятие. Нет поиска, приходится искать сообщения тем же самым пролистыванием страниц.

Если бы на этапе ввода системы в данный раздел были внесены функции социальных сетей (добавление ответов только на пост, поиск пользователей, добавление прав пользователя, добавления группировки сообщений на пост, создание меню из разделов, каждый из которых может содержать свои задания или просто посты в рамках одного факультатива, внедрение и вставка на страницу видео и изображений, в том числе со сторонних сайтов), мне кажется, 60-70% учителей РТ, пытающихся и работающих с мобильным обучением, работали бы именно с данной системой. Посудите сами: отсутствие возможности учащимся добавлять в свой аккаунт «друзей» извне, а значит видеть их сообщения, и переходить по их ссылкам; отсутствие рекламных и «проплаченных» сообщений, но вместе с этим иметь возможность коммуникации с учениками своего класса; возможность объединять классы или отдельных учащихся для выполнения групповых заданий. Конечно, для выполнения заданий учащийся будет пользоваться ресурсами извне, используя поисковые системы, электронные энциклопедии, но это будет уже именно работа по поиску информации, умению её анализировать, самообучение способности отделять «шелуху от зёрен», а не сообщение в ВК вида: «вот задали задачу» и ответ через 10 сек. от незнакомого в реальном мире «друга»: «на, держи ссылку с решением».

Ещё одним нереализованным проектом системы можно считать портфолио учащегося. Идея вести портфолио ученика возникла ещё в 2006-2008гг. и обсуждалась на всех уровнях управления образованием Республики. На этапе разработки системы от МОиН РТ был заказ внедрить подобную систему сбора информации по ученику, ЦИТ РТ её разработал и внёс в систему. И все! Идея, казавшаяся когда-то довольно перспективной, ввиду того, что можно было увидеть на уровне школы все достижения учащегося/учащихся и даже строить таблицу всех достижений, закончилась, не успев начаться. С введением ФГОС 2 поколения, школам вдруг стали неинтересны достижения в дошкольном образовании и дополнительном образовании, УДО не могли просматривать личные кабинеты учеников (тогда они были разные), да и сведения об участии в конкурсах, организуемых только школой нельзя же представлять своими достижениями. Кроме того передача таких данных из учреждения в учреждение была невозможна до 2015 года (сейчас логин ученика «следует» за ним в другую организацию, а раньше просто создавалась другая учётная запись). Тут же на страже был и закон о персональных данных, по которому нельзя было передавать данные даже из школы в учреждение профессионального образования. Даже администрация школы на сегодняшний момент не может просто просмотреть портфолио учащегося без перехода на его личную страницу, уж не говоря о том, чтобы вести какую-либо статистику достижений и наград. Данные олимпиад вносятся с 2017 года, но это только олимпиады. Грамотная идея вести своё портфолио также «ушла» в соцсети. Какое резюме на сайте по поиску работы не ссылается на портфолио где-нибудь в ВК или Фейсбуке? Хотя... Уже сейчас завершается период соцсетей как таковых. Мессенджеры «захватили» человечество уже три года назад. Еще год-два и даже мобильные приложения соцсетей все будут использовать только в качестве мессенджеров. А потом появится что-то другое...

Развитие компьютерной, мобильной техники и программного обеспечения к ней движется вперед с огромной скоростью. Поэтому, при проектировании огромной региональной системы, включающей в себя все, что нужно для реализации целого пласта обучения (мобильного обучения), необходимо изначально, пусть «с запасом», пусть с рискованным вложением дополнительных финансовых средств, закладывать возможности тех систем, которые дают возможность работать по нескольким направлениям.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций