Государственная информационная система «Электронное образование Республики Татарстан»

Ибатуллин Рустем Раисович
Начальник отдела электронного образования
ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан»


Государственная информационная система «Электронное образование Республики Татарстан» (ЭО РТ) начинает свою историю в 2009 году, когда первыми шагами в ее развитии стало создание сайтов всех школ республики (более 2 тысяч школ), где размещалась вся информация об образовательном учреждении – адрес, контакты, информация об администрации школы и педагогическом коллективе, а также вся нормативно-правовая документация. Это был первый шаг к созданию электронного образования республики.

По мере развития функционал системы ЭО РТ становился шире. Так, в период с 2010-2013 годы был создан и внедрен функционал для учителей и учеников –электронный журнал и электронный дневник. Параллельно с развитием ЭО РТ в данный период, Министерством образования и науки Республики Татарстан было принято решение о признании электронного журнала достоверным и правомочным, тем самым все школы республики отказались от ведения обычного бумажного журнала. Также были созданы разделы «Моя организация», где администрация образовательного учреждения может создавать учебные планы, расписание, вести учет преподаваемых предметов учителями. Также, в период 2010-2011 года для работы с электронными журналами всем учителям республики были поставлены ноутбуки и организована беспроводная сеть Wi-Fi в школах.

В этот же период в системе ЭО РТ по каждому муниципальному району сформированы разделы по дошкольному, дополнительному, средне-специальному образованию и иные организации, которые также представлены в системе ЭО РТ. Данное размещение позволяет собрать всю информацию об образовании в Республике Татарстан в едином информационном пространстве – система ЭО РТ.

В созданном едином информационном пространстве представлены все участники образовательного процесса: ученики, учителя, администрация органов образования и сотрудники образовательных учреждений.

Так как каждый участник авторизуется в системе под своим паролем и логином, а учителя ежедневно работают с электронным журналом, можно увидеть, кто и как часто пользуется электронными образовательными ресурсами в сети Интернет. Система позволяет автоматически формировать отчеты по успеваемости и посещаемости занятий в разрезе класса, школы, района и всей республики. Это позволяет принимать обоснованные управленческие решения, контролировать необходимость обучения учителей новым технологиям.

С электронными журналами работают 100% школ и учителей республики. Для того чтобы уменьшить поток справок, которые готовит учитель и заместитель для органов образования по итогам учебных периодов, создан и внедрен модуль единой системы отчетности, объединяющий отчеты на школьном, районном и республиканском уровнях. Модуль постоянно развивается: добавляются новые и унифицируются уже имеющиеся отчетные формы.

В период с 2013-2014 годы происходит развитие системы – создаются новые направления по работе со средне-специальным и дополнительным образованием детей. Так в средне-специальном образовании (техникумы, колледжи) создаются разделы «Электронная зачетная книжка», «Электронная ведомость», электронные учебные планы, рабочие программы. Для дополнительного образования детей в свою очередь развивается система учета посещения учеников – посредством планшетных компьютеров и карточек с NFC. У каждого педагога дополнительного образования имеется планшетный компьютер, при поднесении к которому карточки NFC ученика ведется учет посещения. Все данные в свою очередь также заносятся в систему ЭО РТ.

В конце 2013 года в системе ЭО РТ было организовано очень большое мероприятие – срез знаний учеников республики с 5 по 11 классы по различным предметам. Для справки – количество учеников, прошедших тестирование, составило большее 150 тысяч по более чем 15 профильным предметам. Данные результаты среза знаний были направлены в Министерство образования и науки Республики Татарстан в виде выгрузок в различных разрезах – в разрезе республики, в разрезе муниципальных районов, в разрезе образовательных организаций, в разрезе параллелей, в разрезе классов, также в разрезе предметов и т.д. Данный республиканский срез знаний в системе ЭО РТ показал, какие позиции следует укрепить в плане обучения детей и дальнейшей подготовки к обязательному государственному экзамену (ОГЭ 9 класс) и единому государственному экзамену (ЕГЭ 11 класс), который также используется для поступления в учреждения высшего образования. Данное тестирование остается и по сей день самым крупным успешно проведенным электронным тестированием в сфере образования.

Помимо этого в данный период реализована функция подачи электронного заявления на прием в колледжи и техникумы. Также для школ была реализована автоматизированная система электронного документооборота (АСЭД) по приему/переводу/выпуску детей в образовательных организациях.

Параллельно с этим в системе ЭО РТ были созданы и размещены ЦОРы – цифровые образовательные ресурсы как для учителей, так и для учеников по различным предметам.

В 2015-2016 году происходит очередной этап развития системы ЭО РТ, а именно:

· Создание модулей «Повышение квалификации» и «Педагогическая аттестация»;

· Создание модуля «Конкурс лучших учителей»

· Создание единой системы отчетности;

· Запуск проекта «Школьная карта».

Модули «Повышение квалификации» и «Педагогическая аттестация» - это перевод процедуры аттестации педагогов в электронный вид. Сам функционал модулей представляет из себя подачу заявлений в электронной форме с приложением необходимо пакета документов, обучение и по результатам обучения – прохождение профориентационного тестирования. Результаты тестирования также заносятся в систему ЭО РТ и учитываются для присвоения квалификации и очередной аттестации. Следует отметить, что система тестирования реализована таким образом, что тесты генерируется в соответствии с должностью учителя, его квалификацией и преподаваемым предметом. Таким образом, даже если сам тест сгенерирован для одинаковых должностей и предметов, вопросы в нем перемешаны случайным образом. А даже если попадается одинаковый вопрос для учителей, то внутри случайным образом расположены ответы, что сводит к минимуму возможность подсмотреть или списать.

Модуль «Конкурс лучших учителей» также проходит в электронной форме. Учителя со всей республики подают электронные заявления на участие в конкурсе, который проходит 1 раз в год. По результатам рассмотрения заявлений учителей, комиссия принимает решение о допуске или не допуске данной заявки для участия в конкурсе в соответствии с правилами проведения конкурса. После того, как комиссия дает добро на участие в конкурсе, проходит и сам конкурс непосредственно, где эксперты оценивают работы учителей по 7 критериям, в каждом из которых от 2 до 4 подкритериев и выставляют баллы. Когда все баллы выставлены, система определяет какой педагог какое место занял. Тем педагогам, который набрали больше всего баллов, присуждается денежное вознаграждение.

Создание единой системы отчетности позволяет упросить контроль учебного процесса в учреждениях республики, а также представляет возможность наглядно увидеть успеваемость учеников.

Проект «Школьная карта» реализован в 3 крупных городах республики – Зеленодольск, Нижнекамск и Набережные Челны. Суть проекта в автоматизации процесса учета учеников в школе, а также учета количества учеников, которым необходимо накрывать на обед столовой. Как это работает – каждому ученику выдана именная карта master card, которая является универсальной картой, или электронный браслет NFC. Они представляют из себя и средство оплаты в транспорте, и карту доступа в школу, и карту оплаты обеда в школьной столовой. Приходя в школу, ученик на входной группе подносит карту к считывателю, проход в школу ученику открыт. В это же время родителю ученика приходит push-уведомление о том, что его ребенок зашел в школу. Вместе с этим в столовую и классному руководителю приходит информация, что ученик в школе и что на него нужно в обед накрывать стол. Также в электронном журнале отображается информация, что ученик присутствует на занятиях. Вся информация аккумулируется в системе ЭО РТ. После того, как ученик выходит из школы, родителям также приходит вся информация в виде push-уведомления.

В этот же период активно развивается взаимодействие системы ЭО РТ и Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, где родителям можно настроить получение уведомлений об оценках своего ребенка, а также просматривать электронный дневник ребенка в режиме реального времени. Таким образом помимо информации в системе ЭО РТ, родители могут получать информацию об оценках своих детей через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан.

В 2016 году развитие системы ЭО РТ было следующим:

· Совершенствование модуля «Педагогическая аттестация»;

· Совершенствование модуля «Повышение квалификации»;

· Совершенствование отчетных форм;

· Создание версии для слабовидящих.

Создание версии для слабовидящих – это преобразование унифицированного стандарта отображении страниц образовательных организаций в виде укрупненного текста с возможность масштабирования размеров шрифтов и заголовков страниц.

В свою очередь в рамках модернизации модулей «Повышение квалификации» и «Педагогическая аттестация» был отлажен механизм подачи заявлений, процедура проверки и допуска к итоговому тестированию, а также само итоговое тестирование в части технологичности и увеличения набора вопросов по компетенциям.

В 2017 году система ЭО РТ была расширена созданием следующих модулей:

· Модуль «Кадровый резерв»;

· Модуль «Мои олимпиады»;

· Модуль «Информер»;

· Модуль «Система оценки качества образования».

Модуль кадровый резерв – реализованный функционал о количестве вакансий в школах республики. Модуль предназначен для поиска необходимых учителей в школы. Каждая школа в системе ЭО РТ может объявить о наличии востребованной вакансии в школе. Учителя или незарегистрированные пользователи также могут видеть эту вакансию и по итогам подать документы на трудоустройство по этой вакансии.

Модуль «Мои олимпиады» предназначен для формирования портфолио учеников в части участия в тех или иных олимпиадах различного уровня. Предполагается, что за годы формирования такого портфолио учеником к моменту его выпуска из школы у него будет готовый пакет документов с его достижениями в школе с последующим применением для поступления в высшее учебное заведение.

Модуль «Информер» представляет собой аналог коммуникатора (мессенджер), только одностороннего. Идея данного модуля заключается в том, чтобы доводить информацию от вышестоящих организаций или людей до конечных потребителей информации (родителей и учителей). Предполагается, что министр образования и науки Республики Татарстан может нововведения в законодательную часть об образовании донести одним нажатием до районных начальников отделов образования. Те, в свою очередь, могут довести до директоров школ, а директора уже довести информацию до учителей и классных руководителей. Такой способ передачи информации является быстрым и направленным.

Система оценки качества образования в свою очередь представляет из себя функционал по контролю проведения занятий в школах республики с учетом выставленных оценок педагогами ученикам в разрезе районов, школ, параллелей, классов, предметов и других разрезах.

По состоянию на декабрь 2017 года система ЭО РТ состоит из 28 модулей, которые позволяют просматривать сайты образовательных учреждений по всей республике, заполнять электронные журналы, ведомости и отображать электронные дневники и зачетные книжки. Также педагоги могут в системе ЭО РТ проходить аттестацию, повышать квалификацию, участвовать в конкурсе лучших учителей, смотреть востребованные вакансии в школах. Учителя и ученики могут смотреть и изучать цифровые образовательные ресурсы, обучаться по ним и вести по ним. Система ЭО РТ имеет много отчетных форм, позволяющих получать реальную картину о системе образования Республики Татарстан. У учеников с момента создания учетной записи ведется портфолио о его достижениях, которые пригодятся ему в будущем. Родители получают информацию об успеваемости своего ребенка, просматривая электронный дневник. Столовая в школе всегда знает, какое количество порций накрывать на обед, когда ребенок приходит в школу со школьной картой. Родители всегда знают, во сколько их ребенок пришел в школу и во сколько из школы вышел.

В перспективах развития системы ЭО РТ – это обновление дизайна самой системы, аппаратное и программное обновление функционирования системы, а также совершенствование существующих модулей и создание новых модулей.

Таким образом с каждым годом все больше и больше бизнес-процессов в сфере образования становятся автоматизированными, ведь мы живем в эпоху развития программы «Цифровая экономика».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций