Значение национально-регионального компонента в формировании личности юного музыканта средствами вокально-хорового искусства

Шарапова Луиза Дамировна, преподаватель по классу хора, вокала
МБУДО «Детская школа искусств Авиастроительного района» г. Казани


Мы живем в поликультурном обществе, поэтому так актуальна сегодня проблема подготовки детей к жизни в многонациональной среде, жизни в мире, дружбе, уважении к другим народам. Перспективы развития Татарстана напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры.

Наша республика, как и все Среднее Поволжье, является историко-этнографическим районом, где на протяжении длительного времени живут представители различных народов, различных языковых групп. У каждого народа за длительный период развития сформировался свой комплекс материальной и духовной культуры. Поэтому в нашем регионе формирование диалога культур является особенно важным аспектом духовного развития личности. Необходимо, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались еще в начальной школе.

Одним из ведущих направлений в региональном образовательном пространстве Татарстана, способствующим формированию этнической и полиэтнической культуры школьников, должно стать музыкальное воспитание, учитывающее своеобразие и самобытность музыкальной культуры региона. Формирование музыкально-эстетической культуры личности ребенка – это актуальная проблема в современной педагогической практике. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит школе, призванной решать задачи образования способом приобщения учащихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента.

О внимании, которое уделяется данной проблеме на федеральном уровне, свидетельствуют положения Закона РФ "Об образовании", где, кроме федерального, предусматривается и национально-региональный компонент содержания образования.

Дополнительное образование школьников – органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды.

В современных условиях ДМШ, ДШИ являются одними из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Хоровое пение является центральным элементом учебно-воспитательной системы в музыкальном образовании школьников.

В процессе обучения пению решаются задачи развития детского голоса, воспитания вокально-хоровой культуры, а также воспитательные задачи: развитие духовных и физических сил детей, формирование их мировоззрения. Главные задачи вокально-хорового воспитания ориентированы на формирование качеств личности, прежде всего его духовной культуры.

Культура конкретной личности всегда индивидуальна, то есть она связана с национальностью человека, менталитетом, языком, традициями своего народа. Соответственно, средством формирования личности ребенка, его духовной культуры должны выступать национальные, народные источники. В области вокальной, хоровой культуры таким источником, такой основой служит песенный фольклор, национальная музыка.

Многие видные деятели музыкальной педагогики, а также выдающиеся европейские композиторы и музыкально-общественные деятели – Золтан Кодай и Карл Орф – настаивали на введении в программы музыкального воспитания народных песен, лучших и ярких образцов народного наследия в целях воспитания молодого поколения на самобытном близком и родном материале.

Как утверждает татарский ученый и этнопедагог Я.И. Ханбиков, «современная образовательная система с цивилизованной ориентацией реализует принцип от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры».

Работа вокально-хорового отделения ДШИ Авиастроительного района г. Казани ведется и на базе татарской гимназии №5. Учитывая национальный контингент учащихся, хоровые, вокальные занятия ведутся на татарском и русском языках, с учетом национально-регионального компонента.

Ознакомление и разучивание образцов классической, народной и современной вокально-хоровой музыки дополнено педагогическим репертуаром татарской народной музыки, произведений композиторов Татарстана, в котором представлены произведения на различные виды вокальной работы. Хочется отметить, что педагогический коллектив филиала на базе гимназии №5 много лет сотрудничает с ИРО РТ и принимает участие в разработке вопросов внедрения в учебно-воспитательный процесс по музыкальному образованию школьников национально – регионального компонента, совершенствованию системы музыкального образования.

Исполняя национальный репертуар, учащиеся не только совершенствуют свои вокальные навыки, но и постигают национальную природу музыки, расширяют свой слуховой опыт, осваивают интонационную природу вокального искусства.

Работа в этом направлении способствует воспитанию культуры межнационального общения и активному самоопределению в многонациональной поликультурной среде.

Начало обучения в школе является периодом, когда ребенок психологически готов к началу учебной деятельности. Он с удовольствием воспринимает простейший песенный материал, который преподносится на игровой основе, что создает предпосылки для развития творческих способностей, а также благоприятное условие для начального этапа певческого воспитания.

Невозможно переоценить воспитательное значение народных песен как средства общения и передачи духовных ценностей поколений. Изучение их способствуют пробуждению творческого интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, искусству родного края.

Уникальный и малоизученный пласт татарской народной музыки – детский песенный фольклор, в котором большое внимание уделяется игре, так необходимой и важной в образовательном процессе.

Хочется отметить, что детский фольклор обладает исключительным разнообразием своего интонационного содержания, которое формирует музыкальное мышление ребенка. Собирание образцов детского фольклора началось еще до революции, но большой вклад в собирание и популяризацию его внес ученый и народный писатель Татарстана Н. Исанбет.

Мир детей чрезвычайно богат и разнообразен. Песни, колыбельные, такмаки, дразнилки, прибаутки окружают ребенка в сельской татарской семье с самого раннего детства. Начинаются они с творчества взрослых, воспитывающих малышей, и со временем дети, взрослея, сами становятся творцами в процессе игры с самим собой и своими сверстниками. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.

Элементы игры, к которым относятся ритмические движения и инсценировки, необходимы при обыгрывании персонажей песен и попевок, сюжетного построения произведения. Например, песня «Зайчонок» («Куянкай») подразумевает обыгрывание сюжета. Эта песня с удовольствием разучивается и исполняется детьми. Мелодия этой музыкальной игры основана на ласковой интонации обращения к зайчонку с ритмическим затягиванием первого слога стиха. Вторая половина напева дробная и связана с изобразительным моментом в движениях детей.

Исполнение песни с имитациями движений зайчонка развивает творческое мышление, эмоциональность, наблюдательность ребенка, логику, ориентирование в пространстве, двигательную память, чувство ритма и, что совсем немаловажно, – воспитывает душевные качества: доброту, сопереживание. Обыгрывание сюжета песен является неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования личности школьника.

Среди детских фольклорных игровых песен – попевки, разные по характеру и содержанию: «Атларны без яратабыз», «Җиләк җыям, как коям», «Без – без, без идек». В детском фольклоре есть и шуточные плясовые песни (песни – небылицы), например, «Тараканнар кар көри», которая исполняется весело и задорно. Немного старше дети ее поют каноном, что привносит новое звучание в исполнение.

Основные особенности детских фольклорных игровых песен – ясность и простота мелодической и ритмической структуры, неразрывная связь слова с напевом. Детские народные песни имеют свою линию драматургического развития, а все описываемые в них события при исполнении требуют их жестикуляционных комментариев.

Особое значение народная музыка приобретает тогда, когда с ее помощью происходит введение и закрепление игровых приемов, столь важных в начальной школе.

Дети любят татарские народные песни, с интересом разучивают, овладевают их мелодическим и ритмическим языком, включаются в творческую деятельность. В младших классах песни исполняются одноголосно, в дальнейшем, овладевая навыками многоголосного пения, исполняют переложения для ансамбля и хора («Кәрия-Зәкәрия», «Бакчабыз», «Бишек жыры» Г.Тукай шигыре, «Сандугач –кугәрчен», «Шома бас», «Әнисә», «Дүдәк», «Бер алманы бишкә бүләек»). Известное произведение «Туган тел» на слова Г. Тукая исполняется детьми с особым отношением – теплотой и любовью – как гимн татарскому народу.

Народные песни и попевки являются ценным источником музыкальных впечатлений, которые привлекают красотой мелодии, сжатостью музыкальной формы, меткостью и простотой средств художественного выражения, доступностью для исполнения. Изучение народных песен дает возможность шире и глубже ознакомить детей с лучшими образцами татарского вокального искусства, познать красоту и особенности народного мелоса с его ладовыми и метроритмическими особенностями, а также пополнить лексический запас словами, которые в наши дни уже не используются в разговорной речи. Народные песни несут радость и духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем лучшие качества, уважение к культурному наследию народа, формируют гражданские проявления: любовь к Родине, к своему народу.

Включение в исполнение песен татарских национальных инструментов, шумовых инструментов вызывает у детей интерес и проявление творческого отношения, а также развивает тембровый слух и чувство ритма, многоплановое, оркестровое мышление, обогащает исполнительские возможности, знакомит с разнообразием динамики, звучания регистров.

Важно отметить выдающуюся роль классика татарской литературы, народного поэта Габдуллы Тукая в собирании, изучении и пропаганде татарского народно - песенного творчества. Габдулла Тукай указывал на народное творчество как неиссякаемый источник, питающий настоящего художника, а произведения народного творчества называл «драгоценными камнями». В своем творчестве Г. Тукай обращался к фольклору и оставил после себя бессмертные произведения, написанные на основе народных произведений. В свою очередь, народ высоко оценил творчество поэта. Тот факт, что многие стихи Г. Тукая впоследствии стали в народе песнями, свидетельствует об исключительной любви народа к поэту.

В 1986 году татарское книжное издательство выпустило сборник под названием «Туган җиремә». В этом сборнике собраны песни и романсы виднейших композиторов Татарстана на стихи Габдуллы Тукая (М.Музафаров, Д. Файзи, З.Хабибуллин, И. Шамсутдинов, Х. Валиуллин, Р. Яхин, А. Монасыпов, М. Латыйпов, Б. Мулюков, Ф. Ахметов, Р. Еникеев, И. Якубов, Ш. Шарифуллин, М. Шамсутдинова, К. Хуснуллин) для разных возрастов, разной степени сложности.

Активными композиторами-песенниками, вошедшими в историю татарского музыкального искусства как классики татарской музыки, создавшими песни для детей, выступили С.Сайдашев, М. Музафаров, Д. Файзи, З.Хабибуллин. Опора на животворную почву народно-песенного искусства в сочетании с органическим претворением приемов и средств выразительности, свойственной русской песенной культуре, позволили композиторам Татарии в содружестве с поэтами М.Джалилем, А.Ерикеевым, А.Туфаном, А.Файзи, М.Садри и другими, достичь быстрого расцвета татарской песни, утвердить новые в татарской музыке формы песенного творчества.

Песни этих композиторов, написанные для детей, покоряют своей искренностью и красотой, интересны и разнообразны по тематике и содержанию, входят в вокальный, хоровой репертуар:

-«Зәңгәр күл», «Ямле җәй» С. Сайдашева;

-«Кызыл мәкләр – күбәләкләр» М. Музафарова;

-«Балалар җыры бу» А. Монасыпова;

-«Иртә» из сборника песен З.Хабибуллина на слова Г.Тукая «Күңелле маҗаралар»;

-«Безнең дусларыбыз» А.Ключарева;

-«Чишмә» Ж. Файзи и др.

Значительный вклад в дело развития вокального искусства вносят вокальные произведения и обработки народных песен композиторов Татарии, пользующиеся большой любовью исполнительских коллективов и слушателей. Среди них композиторы разных поколений: Н. Жиганов, А. Монасыпов, Р. Яхин, Ш. Шарифуллин, Э. Бакиров, Р. Еникеев, Дж.Файзи, А. Ключарев, М. Шамсутдинова, Л. Хайрутдинова, Р. Абдуллин, а также представители молодого поколения: Резеда Ахиярова, Рашит Калимуллин, Фарит Ахметшин, Луиза Батыр-Булгари, Светлана Зорюкова, Лилия Тагирова.

Создание удачных хоровых обработок народных песен и другие плодотворные опыты в области вокальной хоровой музыки имеют важное принципиальное значение. Они показали, что в этой новой для татарской музыки области успешно утверждаются классические принципы многоголосного письма, а также приемы русского народного многоголосия. А это ведет к обогащению одноголосной по своей природе татарской музыки, к расширению её связей с музыкальной культурой других народов.

В репертуар вошли некоторые интересные, яркие песни современных композиторов, в них разные образы и настроения, вызывающие эмоциональный отклик у детей. Песни обладают высокими художественными достоинствами, соответствуют техническому уровню исполнителей, возрастным и психическим особенностям, имеют воспитательную направленность. Детям должно быть понятно и интересно то, о чем они поют. Поддержание этого интереса даёт огромные преимущества в работе. Разные по жанрам, по стилю, песни облагораживают, развивают духовную культуру, способствуют патриотическому, нравственному воспитанию.

-«Чебиләр зарядкасы» (Л. Хайрутдинова, М. Файзуллина),

-«Хуш килдегез, кошлар» (Л. Тагирова),

-«Йокла, энем» (Р. Абдуллин, Р. Валиев),

-«Кар эстендә күбәләк» (М. Шэмсутдинова)

-«Җирдә миңа ни кирәк» (Ф. Ахметшин, Ш. Галеев),

-«Рәсем дәресендә» (Ф. Ахметшин, Р. Валеева),

-«Матур булыйк» (С. Зорюкова, Б. Рэхимова),

-«Җәй көнендә» (С. Зорюкова,)

Песни из сборников «Алфавитные кубики», «Звонче пой, соловушка» Л. Батыр – Болгари любимы детьми и поются с большим удовольствием. Они разнообразны и интересны по-своему.

Очень важно, что в творческом развитии детского вокально-хорового коллектива есть возможность творческого самовыражения, которая проявляется в различных формах исполнительской деятельности. Публичные выступления стимулируют и повышают результативность обучения, усиливают его привлекательность.

Исполняя национальный народный репертуар, дети участвуют в народных праздниках: «Каз өмәсе», «Карга боткасы», «Нәүрүз», «Сабантуй», научно-практических семинарах, открытых уроках и мастер-классах различного уровня, а также в массовых мероприятиях города и республики. Коллектив «Шатлык» является лауреатом районных, городских, республиканских, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.

В нашей школе практикуются творческие вечера – встречи с композиторами, видными деятелями культуры и искусства. Эти встречи очень интересны и познавательны для нас. Живое общение вызывает эмоциональный позитивный отклик у детей. Встречи с композиторами Р. Еникеевым, Л. Тагировой, С. Зорюковой, татарскими поэтами Р. Валиевой, Р. Миннуллиным, с наследниками Р. Яхина оставили массу впечатлений и прекрасных воспоминаний у детей. Ребята показали свое искусство в исполнении произведений этих композиторов.

По приглашению композитора Светланы Зорюковой вокальный коллектив «Шатлык» выступил на ее творческом концерте в БКЗ РТ.

Использование материала с национально - региональным компонентом в учебной программе, исполнение песен родного края способствует оживлению учебного процесса, дает возможность шире реализовывать творческий потенциал, проявлять активность и повышать качество в концертно-исполнительской деятельности.

Сила воздействия музыки во многом зависит от подготовленности к общению с искусством, от эмоциональной отзывчивости человека, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Музыка родного края, народные песни, несомненно, являются комплексным инструментом воздействия на личность.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в результате сложного взаимодействия разнообразных совокупных факторов вокально-хоровое образование с использованием в учебно-воспитательном процессе элементов национальной культуры, в частности, национальной вокальной музыки, являет собой неотъемлемую часть общего процесса, направленного на формирование и развитие личности музыканта. Безусловно, вокально-хоровое искусство с использованием национально-регионального компонента является средством формирования личности учащихся.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций